Михаил Медведев
«Ты не можешь считаться настоящим петролхэдом, если у тебя ни разу не было Alfa Romeo!» На счету Джереми Кларксона много спорных фраз и утверждений, но к этой, пожалуй, вопросов меньше всего. Автомобили Alfa Romeo — это и впрямь особенная порода. Несовершенный, но от того ещё более притягательный сплав дизайна, драйва и страсти. Alfa Romeo словно легальный наркотик, дурман которого заставляет забыть и о цене, и о последствиях. Уверены, что знаете об этой легендарной марке всё?
Хороший вопрос. Полагаете, основателями самого петролхэдского автомобильного бренда были уважаемые итальянские господа Альфа и Ромео? Не-а. Хотя вторая половинка названия фирмы — это действительно человек, предприниматель Никола Ромео.
Никола Ромео (крайний справа)
Именно он в 1915-м встал у руля сильно хворавшей автомобилестроительной фирмы ALFA. То есть первая часть названия бренда, как вы уже догадались, — это всего лишь скучная аббревиатура Anonima Lombarda Fabbrica Automobili, или «Акционерное общество автомобильная фабрика из Ломбардии». Маловато романтики, не правда ли?
Роль Николы Ромео в судьбе «Альфы» невозможно переоценить. Именно он перепрофилировал производственную программу фирмы с легковых автомобилей на грузовики и военную технику, что помогло пережить сложный период Первой мировой. Впочем, непрофильная по петролхэдовским меркам продукция надолго сохранилась в фирменном прейскуранте. Знали ли вы, например, что под брендом Alfa Romeo выпускали не только широкую гамму грузовых автомобилей (от самосвалов до автоцистерн), но ещё и автобусы, троллейбусы, электровозы, не говоря уж про авиационные и корабельные моторы?!
Но мы, конечно же, любим «Альфу» отнюдь не за троллейбусы. Сегодня, когда Alfa Romeo Racing C41 Кими Райкконена и Антонио Джовинации не могут пробиться даже в десятку лучших Формулы-1, странно слышать, что раньше «альфы» гонялись куда успешней, согласны?
Однако именно на Alfa Romeo был выигран первый официальный Гран-при Формулы-1 — гонка в Великобритании на трассе Сильверстоун 1950 года. Всего в том сезоне Нино Фарина и Хуан-Мануэль Фанхио на двоих одержали шесть побед на семи этапах. А значит, хейтеры имеют все основания утверждать, что 70 лет назад гоночная Alfa Romeo 158 была такими же «самовозом», как Mercedes-AMG Хэмилтона или Red Bull Феттеля.
Кстати, Alfa Romeo едва ли не единственный автомобильный бренд мира, у которого сразу две эмблемы. Первую — основную — знают все. Это изящное сочетание красно-белого креста с герба Милана и геральдического щита с изображением пожирающего человека змея — зловещего символа знатного итальянского семейства Висконти, контролировавшего Милан в XIII–XV веках.
Второй, чуть менее известный логотип, — белый треугольник с зелёным четырёхлистником. Клевер можно встретить на гоночных и «заряженных» серийных моделях Alfa Romeo. И конечно, у красивой эмблемы своя красивая история.
Она появилась в 1920-х на гоночной Alfa Romeo итальянского пилота Уго Сивоччи. Парнем он слыл быстрым, но не очень-то везучим. Вернее, совсем невезучим. К нему даже прилепилась сомнительная слава «вечно второго», пока перед стартом «Тарга Флорио» 1923 года Уго, не иначе как в приступе отчаяния, изобразил на своей машине четырёхлистник. И, разумеется, сразу выиграл! С тех пор «квадрофольо» и стал символом марки, приносящим удачу.
Уго Сивоччи за рулем Alfa Romeo RL TF на гонке «Тарга Флорио», 1923 г.
За армадой гоночных успехов и модных спортивных моделей легко забыть, что далеко не всегда «альфы» символизировали престиж и скорость. До Второй мировой войны по имиджу топовые модели бренда играли в одной лиге с самыми дорогими машинами эпохи: не только с Мерседесами, но даже с Бугатти Дюзенюбергами. Зато в сложные для фирмы послевоенные годы в Милане с трудом перебивались с хлеба на квас, не брезгуя выпуском даже таких вот моделей…
Не подумайте, что это ошибка фоторедактора! Просто в 1950–1960-х производственные мощности Alfa Romeo заполняла даже такими негламурными тачками, как Renault 4 и Dauphine. Голод, знаете ли, не тётка...
Назвать лучшую «Альфу» в истории почти невозможно. У каждого свои вкусы и предпочтения, а выбор огромен — от прекрасной довоенной 6С 2500 и неподражаемого «Спайдера» до современной классики в духе седана 156 и купе Brera.
Зато вспомнить самую-самую Alfa Romeo со знаком «минус» — пара пустяков. На сцену приглашается Arna — удивительно неудачное дитя совместного проекта Alfa Romeo и Nissan. По сути, это был японский хэтчбек Pulsar/Cherry Sunny с мотором, трансмиссией и передней подвеской от «Альфы».
Собирали его в Италии... Так, счастливо обнулив сильные стороны друг друга — яркий дизайн и спортивную управляемость, с одной стороны, и надёжность, с другой, — Arna по праву вошла в чарты худших автомобилей в истории.
Alfa Romeo 6C 2500 S Berlinetta, дизайн Touring, 1939 г.
Фанаты BMW и Porsche могут сколь угодно долго спорить, кто раньше придумал спортивный внедорожник. Ответ всё равно будет неправильным. Ведь ещё в начале 1950-х Alfa Romeo построила уникальный рамный внедорожник AR51.
К совершенно традиционной конструкция а-ля армейский Willys инженеры из Милана неожиданно добавили мощный и тяговитый по меркам времени двухвальный 1,9-литровый бензиновый мотор. Максималки в 105 км/ч рамному итальянскому козлику хватило, чтобы заработать прозвище Matta — «безумец». Действительно, кто же ещё на таком корыте помчит за сотню?! Без всяких систем стабилизации и трекшн-контроля.
Alfa Romeo 1900 M AR51