Новая Lada Vesta SW или универсал классом выше: 6 альтернатив со вторичного рынка

Нескучные факты о «Ладе», которые вы наверняка не знали
Подборки

Михаил Медведев

Мир как-то не привык с придыханием говорить о Ладах. И уж точно почти никто не считает марку из Тольятти петролхэдской. Однако история АвтоВАЗа богата любопытными и неизвестными широкой публике фактами. Ну вот хотя бы например…

Тольятти — это человек и город

Даже бродячие коты слышали про город Тольятти — родину «Жигулей» и «Лад». Но только очень особенные, очень учёные коты в курсе, что месторож­дение Лад раньше называлось по-другому.

До середины 1960-х тольяттинцы вообще-то были жителями Ставрополя-на-Волге. Название реки к названию города добавляли, чтобы не путать его с другим Ставрополем, тем что на Северном Кавказе. Но в августе 1964‑го Ставрополь-на-Волге пере­именовали в Тольятти — в честь умершего лидера коммуни­стической партии Италии Пальмиро Тольятти. К слову, решение о строитель­стве в Тольятти автозавода будет принято только в 1966‑м. Так что ни ВАЗ, ни FIAT к пере­именованию прямого отношения не имеют.

1/5
Французский конкурент Фиата

Контракт о строительстве в СССР автомобиль­ного завода и выпуске лицензионной модели был столь лакомым в финансовом плане, что в Москву выстроилась очередь из желающих. В финал же вышли двое — FIAT и Renault с весьма передовой на тот момент моделью 16.

Наши, кстати, вроде бы даже склонялись в сторону французов. «Шестнад­цатая» хоть и появилась на рынке годом раньше FIAT 124, но в некоторых аспектах казалась современней — передний привод, легко­сплавная головка блока, практичный кузов типа «хэтчбек»...

1/7

Renault 16

Почему же контракт не ушёл в Париж? Говорят, исключительно по политиче­ским соображе­ниям. Решающее слово осталось за генсеком. Именно Брежневу приписывают слова, склонившие тендер в пользу FIAT: «Товарищи инженеры, хватит заниматься техникой, мы будем заниматься политикой! Италия нам ближе, чем Франция».

Fiat 124

Кто лучше — итальянский оригинал или российская «копейка»?

Спор о том, что вазовские инженеры сделали с FIAT 124 — испортили или улучшили, продолжается уже полвека. Мы скорее придерживаемся второго мнения. Пусть ВАЗ-2101 лишился задних дисковых тормозов, но плюсов у «копейки» по сравнению с итальянским прототипом всё равно больше. Как минимум, в контексте условий эксплуатации.

1/5

От верхневального мотора и усиленного кузова (оригиналь­ные «фиаты» на брусчатке испытатель­ного полигона в Дмитрове буквально рассыпались на глазах) до сидений, расклады­ваемых в полноценное спальное место, и наружных зеркал заднего вида, которые для 124‑го в базовом исполнении не преду­сматривались вовсе.


Рестайлинг от Porsche

Многие слышали о важной роли инженеров Porsche  в разработке тольяттинской «восьмёрки». Это действительно правда. Немного раньше немцы выполнили для ВАЗа ещё одну работу — проект рестайлинга заднеприводной «классики». Вот это поворот, да?

1/5

Вариант рестайлинга классики от Porsche

Правда, седан, полностью лишённый архаичного хрома (на бамперах и решётке радиатора его заменил более технологичный пластик), впечатления на руководство ВАЗа не произвёл. Собственный глубокий рестайлинг «копейки» — а модель ВАЗ-2105 вполне подходит под это определение — в Тольятти посчитали более успешным.

ВАЗ-2105

«Жигули» из группы B

Невероятно, но факт: в истории АвтоВАЗа, если хорошенько покопаться, можно найти даже автомобили знаменитой раллийной группы B! Делали их, правда, не в Тольятти, а в Вильнюсе — в мастерских знаменитого раллиста Стасиса Брундзы.

1/6

Lada Sport VFTS

Проект Lada VFTS — высокопрофессиональная работа по превращению обычной «пятёрки» в гоночный снаряд со 160-сильным мотором, пятиступен­чатой спортивной «механикой» и дифферен­циалом повышенного трения. Конечно, навязать борьбу Audi Quattro и Peugeot 205 T16 советская Lada VFTS не могла, но в своём классе машина от Брундзы показывала достойные результаты.


От «Дружбы» к «Ильичу»

Кстати, название для модели из Тольятти придумывали всей страной. Журнал «За рулём» и газета «Советская Россия» объявили конкурс среди читателей на лучшее имя для обрусевшего ФИАТа. И уж тут фантазия советских граждан вышла из берегов.

Было много безобидных и просто скучных вариантов вроде «Мечта», «Дружба» или «Волжанин». Но люди на полном серьёзе предлагали и настоящий трэш...

В 1970-м (год запуска тольяттинского конвейера) в СССР праздновали столетнюю годовщину со дня рождения Ленина, поэтому среди вариантов названия машины появились «Ильич», «Сотая весна» и даже ВИЛ-100 (100 лет В.И. Ленину)!

Благодатной темой оказался и сам факт советско-итальян­ского сотрудни­чества. Как вам «Россита», «Совиталь», ДЕСИНА (аббре­виатура – «Детище советского и итальянского народа») или «Пато» (Пальмиро Тольятти)? К счастью, жюри хватило здравого смысла и в финал вышли вполне приемлемые «Жигули» и «Лада». Первое название в итоге стало торговой маркой для внутреннего пользования, второе — для экспортного.


Вокруг света за 40 тысяч рублей

Не самое высокое качество «Жигулей» традиционно компен­сируется простотой ремонта и обслужи­вания. Спорим, что вы не знали о двух искателях приключений из Чехии, которые на 42-летней «копейке» рискнули отправиться... в круго­светное путе­шествие?! И не просто отправились, но и вернулись, благополучно проделав весь путь!

1/7

Фото drive2.ru

Подержанную «жигу» с 60-сильным 1,2-литровым мотором Филипп Вогель и Петер Явурек купили за сумму, эквивалентную 40 тысячам рублей, и вскоре добавили к сбившемуся со счёту одометру ещё 50 тысяч километров. Хорош не тот, кто не ломается, а тот, кого легко починить!

Вам интересна история российских и советских автобрендов?

Почитать ещё