Михаил Медведев
80 лет назад, 5 декабря 1941 года Красная армия начала массированное контрнаступление под Москвой. Оно не только стало первой действительно большой победой наших в Великой Отечественной. Битва под Москвой кардинально изменила весь дальнейший ход войны. Подвиг солдат и офицеров РККА по праву разделила и военная техника. Причём наряду с широко известными Т-34, КВ и «Катюшей» среди них были и герои куда менее известные — и сегодня наш рассказ про них.
Бронеавтомобили — помесь лёгкого танка и грузовика — как тип боевой техники значительно старше танков. Первые опытные экземпляры появились ещё в англо-бурской войне 1899 года. Но и в 1930‑х бронемашины считались вполне перспективным направлением. По большинству характеристик они не уступали лёгким танкам, но обходились значительно дешевле в производстве.
Накануне Второй мировой на вооружении армии СССР стояло несколько бронеавтомобилей. Один из самых массовых — лёгкий БА‑20 образца 1936 года. В обводах «двадцатки» без труда угадывается обычный седан ГАЗ‑М1, или просто «эмка», упакованный в бронекостюм и дополненный башенкой с танковым пулемётом Дегтярёва.
Конечно, к началу Второй мировой скромные вооружение и защита — 9‑миллиметровую лобовую броню пробивали крупнокалиберные пулемёты — ограничили область применения БА‑20 разведывательными и штабными функциями. Однако на войне неважных профессий не бывает.
Гораздо более грозной техникой считался средний бронеавтомобиль БА-10, разработанный на Ижорском заводе под Ленинградом. Трёхосную «десятку» построили на базе грузовика ГАЗ-ААА с колёсной формулой 6х4.
Два задних ведущих моста «переваривали» большую массу конструкции, за счёт чего удалось улучшить и бронирование, и вооружение. Арсенал БА‑10 состоял не только из двух пулемётов, но и 45-миллиметровой пушки, установленной в поворотной башне от лёгкого танка Т‑26. Толщина бронелистов — до 10 мм.
При этом БА-10 был быстрым: скорость движения по шоссе — свыше 50 км/ч, по пересечённой местности — около 20 км/ч. А для повышения внедорожных качеств машины на колёса натягивали временные гусеницы типа «оверолл».
Увы, большое количество БА-10 наши части потеряли в первые месяцы войны. Причём брошенная при отступлении техника превышала боевые потери! Однако в опытных руках средний бронеавтомобиль мог не только быть героем массовки, но и успешно бороться с вражеской бронетехникой.
Вспоминая о моторах победы, вниманием часто обделяют вспомогательную технику, которая непосредственно в боях не участвовала. Например, грузовики или тягачи. Знаете, что за транспорт скрывался за индексом СТЗ‑5?
Так назывался один из самых известных артиллерийских тягачей Великой Отечественной, нехватка которых ощущалась в частях действующей армии на протяжении всей войны.
«Сталинец» — это военный вариант гражданского трактора СТЗ‑3, созданного, как несложно догадаться, на Сталинградском тракторном заводе. Конструктивно это почти копии, зато внешне они отличались изрядно. У военной «пятёрки» кабина была смещена вперёд, а двигатель располагался прямо между водителем и единственным пассажиром — как предполагалось, командиром орудийного расчёта. Места артиллеристов в званиях пониже — в грузовом отсеке, рядом с боеприпасами.
Слегка неказистый «Сталинец» конструктивно получился очень удачным. Тягач демонстрировал отличную проходимость и таскал прицепы массой до 4,5 тонны. Единственным минусом машины стал ограниченный в условиях военного времени тираж. Кстати, некоторые СТЗ‑5 в первый год войны переделывали в артустановки залпового огня. Да-да, некоторые «Cталинцы» становились ещё и «катюшами».
Если в задачу «Сталинца» входила доставка орудия к месту боевых действий, то другой советский арттягач — Т‑20 «Комсомолец» — в принципе мог повоевать и сам.
«Комсомолец» — тягач переднего края, благодаря которому орудийный расчёт мог максимально быстро менять огневую позицию. Близость к передовой определила и конструкцию машины — Т‑20 не просто гусеничный, но ещё и бронированный тягач.
Бронелисты толщиной до 10 мм защищали экипаж от огня из стрелкового оружия и осколков, а расположенный в лобовой части пулемёт ДТ позволял стрелять в ответ. Как и в случае со «Сталинцем», главный минус «Комсомольца» — небольшой тираж. Ведь 7,7 тысячи тягачей переднего края — это очень мало.
Зато «Комсомолец» отправляли в элитные части и соединения Красной армии, подтверждая удачную конструкцию машины и её пользу на поле боя.
Кстати, иногда «Комсомолец» мог и единолично решить исход битвы! В том случае, когда речь шла о созданном на базе Т‑20 истребителе танков ЗИС‑30. Это — эрзац-проект на скорую руку. Серийный выпуск полноценных ПТ-САУ, то есть противотанковых самоходных артустановок, Советский Союз наладит только в 1942‑м. До этого приходилось импровизировать.
Но когда у инженеров московского ЗиСа под рукой оказалась удачная 57-миллиметровая противотанковая пушка ЗиС‑2 и шасси «Комсомольца», всё получилось само собой. Так родился экспериментальный истребитель танков с открытой рубкой.
Конечно, ЗиС-30 был далёким от идеала. Достаточно короткая опорная база и высокое расположение орудия в рубке делало машину не слишком устойчивой при стрельбе. Но жалила она больно. На дистанции в 500 метров ЗИС‑30 (вернее, его пушка — ЗиС‑2) пробивал броню толщиной 84 мм!
Всего осенью 1941-го выпустили около сотни эрзац-самоходок, которые сыграли важную роль в битве под Москвой.
Кстати, на фоне другого временного решения — самоходки ХТЗ‑16 Харьковского завода — тот же ЗиС‑30 выглядел шедевром инженерной мысли. Даже по внешности ХТЗ‑16, которую иногда называют бронетрактором, сразу понятно, что создавалась эта конструкция в серьёзной спешке.
Решение о выпуске ХТЗ-16 приняли в конце июля 1941‑го, когда большое количество современных танков было потеряно при спешном отступлении по всей линии фронта.
Изначальный план предусматривал выпуск около двух тысяч бронетракторов, но реальный тираж ХТЗ‑16 не дотянул и до полутора сотен. По сути, это было шасси гражданского трактора СТЗ‑3 с противопульным бронированием и 45-миллиметровой пушкой 20‑К. Её ставили, например, на лёгкий танк Т‑26 и уже знакомый вам бронеавтомобиль БА‑10.
Конструкция, правда, получилась печальная — медленная, неповоротливая, с высоким и издалека видным профилем. ХТЗ‑16 — один из наименее удачных примеров советской бронетехники. Однако достоверно известно, что как минимум 10 этих самоходок защищали Москву в составе 133‑й танковой бригады.
Ещё один гражданский, без которого победа была бы невозможна. Лицензионный грузовик, созданный из американского «Отокара» ещё в первой половине 1930‑х, тянул солдатскую лямку всю Великую Отечественную от звонка до звонка. Причём надёжный и неприхотливый грузовик-трёхтонник не только возил грузы.
Скажем, ЗИС-12 (удлинённая версия «пятёрки») использовался как мобильный прожектор, выискивающий в ночном московском небе немецкие бомбардировщики. Были, кстати, и «двенадцатые» с зенитными пушками.
Модифицированный ЗИС-42 с задними гусеницами использовался как артиллерийский тягач. Их, как вы знаете, всегда не хватало. А ЗИС‑6 с колёсной формулой 6х4 превращали в легендарные «катюши».
Не забудем и про главный, пожалуй, штабной автомобиль Красной армии начала войны. Речь идёт об очень продвинутом для своего времени седане ГАЗ-61 — топ-версии «эмки» с шестицилиндровым мотором и полным приводом! Считается, что 61-й — первый в мире серийный полноприводный седан.
Сравнительно небольшой тираж модели объясняется прежде всего дефицитом шестицилиндровых моторов и загрузкой Горьковского завода. На ГАЗе в военное время выпускали в основном грузовики, самоходки и танки. Тем не менее именно ГАЗ-61 был штабной машиной Георгия Жукова, руководившего обороной Москвы и последующим контрнаступлением, которое начало приближать победу.