Надёжен ли рестайлинговый Nissan X-Trail II: все проблемы подержанного автомобиля

Что нужно обязательно возить с собой в машине
Учебник

КОМАНДА АВТО.РУ

Многие скажут, что содержимое багажника вашего автомобиля — вопрос сугубо личный. Отчасти так оно и есть. Но опреде­лённый набор инструментов и аксес­суаров способен оказаться полезным любому, кто отправля­ется в путь, пусть даже недолгий и недалёкий. Их перечень сформиро­вался на основе много­летнего опыта водителей, попадавших в самые разно­образные ситуации. 

Что требуется возить в машине по закону

Каждому законопослушному водителю должен быть известен список предметов, которые необходимо всегда иметь в багажнике на случай экстренных ситуаций — как того требуют Правила дорожного движения. За отсут­ствие любого из них сотрудник ГИБДД может выписать штраф. Впрочем, ничего сложного в соблюдении требований закона нет — в этом списке всего четыре пункта.

Автомобильная медицинская аптечка. Пожалуй, главный и наиболее полезный предмет из обяза­тельных. К сожале­нию, многие обращают внимание на наличие и состояние аптечки только тогда, когда возникает экстренная необходи­мость ею восполь­зоваться. Или перед техосмотром, на котором в обяза­тельном порядке проверяют её содержимое.

Закон не просто требует наличия аптечки, но и строго определяет список того, что в ней должно иметься. А каждый её компонент обязан быть годным к примене­нию (непро­сроченным). С другой стороны, никто не запрещает и дополнить обяза­тельный список на своё усмотрение – главное, чтобы в аптечке не оказалось препаратов, запрещённых в РФ. И применять любые лекар­ства на других людях тоже надо с оглядкой на законо­дательство. Обо всём этом мы подробно писали в отдельной статье.

Огнетушитель. Это тоже не просто предмет, который требуется предъявить в ходе техосмотра либо инспектору, дабы избежать штрафа. Огне­тушитель способен спасти не только имущество, но и чью-то жизнь, возможно, даже вашу собственную.

Важно понимать, как работает огнетушитель, и регулярно проверять его срок годности. А кроме того, средство тушения пожара обязано соответ­ствовать опреде­лённым требованиям:

  • для легкового автомобиля минимальный объём огне­тушителя – 2 литра, для грузовиков – 5 литров;

  • допустимо применение только 2 типов огне­тушителей – порошкового или угле­кислотного;

  • у огнетушителя должны быть металли­ческий корпус и раструб для распыления;

  • порошковые модели обязаны быть оборудо­ваны манометром, показы­вающим давление наполнителя;

  • на чеке огнетушителя должна быть целая пломба;

  • при продаже к огнетушителю должен прилагаться паспорт с датой изготов­ления и сроком годности.

Знак аварийной остановки. Этот предмет точно не займёт много места в багажнике, хотя его роль в деле сохранения здоровья людей велика: он не раз спасал жизни тех, кто совер­шил на дороге вынужденную остановку. И канистра «незамерзайки», выстав­ленная на дорогу, адекватной заменой ему не будет.

Для треугольного знака аварийной остановки имеется свой регламент, определяющий размеры и конструкцию. Так, длина каждой стороны треуголь­ника должна составлять 50–55 см. С внешней стороны знак должен иметь полосы из свето­отража­ющего материала, ширина каждой из которых не менее 5 см.

Обязательно наличие специальной опоры, которая позволит установить и зафикси­ровать преду­преждающий треуголь­ный знак на любой ровной поверх­ности. Мы, в свою очередь, советуем не экономить и купить наиболее массивный, устойчивый и крепкий вариант — такой не сдует волной воздуха от первого же проехав­шего мимо грузовика.

Светоотражающий жилет. В марте 2020 года очередной поправкой к ПДД введена норма, по которой водители, выходя из авто, обязаны надевать куртку либо жилет со вставками из свето­отражающего материала. Делать это нужно на дорогах вне населённых пунктов в тёмное время суток — ночью и в сумерки. А также в условиях ограни­ченной видимости. В некоторых странах Европы примене­ние жилета и вовсе обязательно вне зависи­мости от погодных условий.

Принят специальный ГОСТ 12.4.281-2014, в котором обозначены строгие рамки относительно располо­жения и формы свето­отражающих полос на жилете. Например, ширина полосы не должна быть меньше 5 см, а две основные линии обязаны располагаться гори­зонтально и парал­лельно друг другу.

В отличие от других предметов из этого списка, жилет должны иметь даже мото­циклисты. С другой стороны, это един­ственный обязатель­ный аксес­суар, за отсут­ствие которого пока не выписывают штраф.

Что кладут в багажник на заводе

Из автосалона любой автомобиль тоже выходит не с пустым багажником, а с минимальным набором оборудо­вания, которое может понадобиться при эксплу­атации — и его не стоит оставлять в гараже. Однако в испол­нении того или иного компонента есть варианты.

Запасное колесо. В былые времена без него водитель не выехал бы даже из двора своего дома. Но чем лучше становятся наши дороги, тем меньше оказы­вается реальная потреб­ность автомобиля в «лишнем» колесе. Оно может быть таким же, как остальные, или более компактного размера — такое называют «докаткой». Она занимает меньше места в грузовом отсеке, однако не может стать полноценной заменой проколотому колесу. С «докаткой» инструкции ограничи­вают скорость езды (обычно на отметке 80 км/ч) и пройденное расстояние.

На практике «докатки» вполне достаточно, если вы эксплуати­руете авто­мобиль преимуще­ственно в городе и его окрестностях — в случае прокола основного колеса её хватит, чтобы добраться до шино­монтажа. А вот когда для вас не редкость длинные перегоны по трассе, где между пунктами ремонта и продажи новых шин значитель­ные расстояния, стоит обзавестись полно­размерной «запаской». Причём, ради вашей же безопас­ности, с поправкой на сезонность.

Но всё чаще производители автомобилей предпочитают вообще обходиться без запасного колеса. В качестве альтер­нативы предлагаются шины, на которых можно продолжить движение даже после прокола — как и на «докатке», с небольшой скоростью и на ограни­ченное расстояние. Эту технологию называют RunFlat.

Другой вариант — специальный ремонтный набор из баллон­чика с гермети­зирующим прокол веществом и компрессора, закачи­вающего его в бескамерную шину вместе с воздухом. Его автопро­изводитель тоже пред­писывает возить с собой. Однако эффектив­ность подобной технологии и возмож­ность её повсеместного применения, мягко говоря, не стопроцентные. Так что «запаска» — наше всё.

Домкрат. Раз в багажнике лежит запасное колесо, то нужен и домкрат — механизм для подъёма и удержания тяжёлого авто­мобиля при смене колеса и прочих ремонтных работах. Его может не оказаться в машине, продающейся на шинах RunFlat, но в комплекте даже с «докаткой» он обязательно будет.

Другое дело, что автопроизводитель, считая замену колеса событием скорее исключительным, обычно стремится сделать штатный домкрат максимально лёгким и компактным. И оттого он выходит не слишком удобным и устойчивым. Поэтому опытные водители — те, кто много ездит по бездорожью и/или зимой, вдалеке от густо­насёленных районов, — штатным домкратам предпочитают более надёжные.

Например, даже с помощью самого небольшого гидравли­ческого домкрата гораздо проще поменять колесо в трудных условиях. А штатный домкрат сложно завести под машину так, чтобы обеспечить стопроцентную устойчи­вость вывешенного авто­мобиля, скажем, на бездорожье, на занесённой снегом дороге или на обвалив­шейся обочине.

Баллонный ключ. Третий обязательный участник битвы с проколотой шиной — ключ для откручи­вания колёсных болтов или гаек. Или, в просторечии, «баллонник». Его тоже кладут в автомобиль ещё на заводе, но, как и в случае с домкратом, стараются сэкономить на массе и себе­стоимости. Поэтому часто ключ делают одно­временно и ручкой для домкрата.

Однако отвернуть им прикипевшую гайку, стоя у спущенного колеса где-то на обочине, бывает очень трудно. Возможно, стоит заменить штатный баллонный ключ более мощным, с длинным рычагом и крепкой головкой. Ещё один практичный вариант — кресто­образный ключ, позволяющий эффективно использовать силу обеих рук. Ослабив им гайку, её можно будет открутить совсем буквально парой быстрых движений. Места в багажнике «крест» займёт больше, однако сам он универсаль­нее — подходит для работы с гайками/болтами сразу четырёх размеров.

Отвёртка. А вот штатная отвёртка чаще всего инструмент вполне работо­способный. И универсаль­ный: жало легко меняется с плоского на кресто­образное, отвёртки некоторых произво­дителей облегчают и закручи­вание колёсных болтов. Для мелкого ремонта в дороге её вполне хватит. А пона­добиться она может, в первую очередь, для замены пере­горевших лампочек в фарах или фонарях.

Что ещё стоит положить в багажник

Технический уровень современных автомобилей пред­полагает, что для ремонта сложнее замены лампочки водителю нужен только один, максимально универсаль­ный инструмент — смартфон. Чтобы при возникно­вении технических проблем сделать звонок в службу помощи на дорогах или вызвать эвакуатор. Многим горожанам он сейчас заменяет и выше­перечис­ленный набор из домкрата, баллонного ключа и запаски.

Однако водители «старой школы», знающие, чем коммутатор отличается от аккуму­лятора, и помнящие времена, когда вызвать помощь было затрудни­тельно, обычно пред­почитают возить с собой хотя бы минимальный набор инструмента: молоток, пассатижи, нож, монтировку, десяток гаечных ключей разного размера. Самые запасливые кладут в машину и набор торцевых головок.

Нужны ли они вам? Для ответа на этот вопрос трезво оцените свои знания об устройстве авто­мобиля, поймите, сможете ли вы сами что-то починить на дороге, если возникнут проблемы. В противном случае всё это «железо» просто осядет мёртвым грузом у вас в багажнике. Невелика и вероят­ность, что инструмент понадобится, если машина у вас совсем новая и не покидает пределов мегаполиса с его обилием сервисов.

А вот иметь в багажнике трос настоятельно рекомендуем всем — вне зависимости от маршрутов движения. Он в случае чего поможет доставить сломав­шуюся машину в сервис (на небольшие расстояния можно буксировать даже авто­мобили с АКПП) и вытянуть её из грязи или дворового сугроба. Но к выбору «верёвки» надо подойти ответ­ственно. Если у вас тяжёлый кроссовер или внедорожник, трос из «набора автомоби­листа» бесполезен — порвётся на втором-третьем рывке. Не пожалейте денег и места в углу багажника на более мощную стропу, желательно со специаль­ными петлями для крепления.

Ещё одна вещь, которая рано или поздно пригодится каждому водителю, — насос или компрессор для накачки шин. Современные бескамерные покрышки при попадании в них гвоздя довольно медленно теряют давление. И порой проще подкачать колесо и доехать до ближайшего шино­монтажа, чем самому менять его на запасное — особенно в грязь и холод.

Другие аксессуары, может, и не обязательны, но всегда полезны. Например, стоит положить в машину хоть пару рабочих перчаток, желательно крепких и непромокаемых. Они пригодятся даже на заправке, где нет человека, готового вставить пистолет в бак вашего автомобиля. Не лишним будет и какой-нибудь очиститель для рук — испачкаться в авто­мобиле всегда можно. Кроме того, стоит держать ещё одну, чистую тряпку для протирки стёкол изнутри – когда они запотеют. Универсаль­ное средство очистки – влажные салфетки. Не помешает и банальная бутылка с водой, лучше питьевой.

В былые годы в набор инструмента обязательно входила переносная лампа, работающая от бортсети авто­мобиля, но сегодня её с успехом может заменить хороший свето­диодный фонарик – он поможет, даже если вы просто уронили около машины ключи или другую мелочь. А вот всякую автохимию – смазку для петель и уплотни­телей, разморажи­ватели замков или стёкол, анти­запоте­ватель – вполне можно держать в гараже или дома. И обра­батывать ими проблемные места машины превентивно. Разве что летом полезно возить с собой средства для удаления с кузова или стёкол насекомых и битума — чтобы можно было всегда оперативно их использовать и тем самым облегчить себе задачу очистки.

Надо ли возить с собой запчасти

Если у вас современный автомобиль, это, скорее всего, бесполезно — даже определить неисправ­ность на дороге без диагно­стического оборудо­вания может быть затрудни­тельно. А вот опытные владельцы машин постарше знают, что, имея некоторый запас небольших и недорогих деталей, можно без серьёзных потерь денег и времени (например, на вызов эвакуатора) вернуть внезапно вставшую «недвижи­мость» в строй. В былые годы грамотный водитель обязательно возил с собой ремень генератора, катушку зажигания, коммутатор, комплект свечей и высоко­вольтные провода — детали, которые могли отказать без преду­преждающих симптомов. А заменить их было делом всего нескольких минут.

Но кое-что стоит положить в автомобиль и сегодня. Это, прежде всего, несколько предохрани­телей разного номинала. Копеечная деталь может обесточить важный компонент электро­системы, без которого будет трудно само­стоятельно добраться хотя бы до сервиса. Кроме того, нелишними будут запасные лампочки — те, что ещё не уступили своё место светодиодам. Пере­горевшая лампа — это не только вопрос безопасности, за погасший свет можно и штраф получить.

Наконец, даже в багажнике иномарки не будет нелепым рудиментом маленькая канистра моторного масла «на долив». Аппетит современного мотора может застать владельца врасплох, если он не проверяет уровень смазки чаще, чем баланс средств на телефоне.

Что положить в машину в зимний период

Холодное время года предъявляет к содер­жимому багажника допол­нитель­ные требо­вания. Прежде всего, там всегда должен быть некоторый запас незамер­зающей жидкости для омывателя. Если на улице ниже 3–4 градусов Цельсия, даже в прогретом автомобиле её не сможет заменить вода. И она точно замёрзнет на стоянке, создав ещё больше проблем.

Другие обязательные атрибуты зимней эксплуатации – щётка для снега и скребок для очистки стёкол от льда. Их ассорти­мент в магазинах чрезвычайно широк, но к выбору подходящих именно вам нужно подойти внимательно. Большая и сложная по конструкции щётка – например, теле­скопическая – может оказаться слишком тяжёлой (особенно если надо убирать с машины мокрый снег), неудобной и ненадёжной. Но и самая дешёвая «метёлка» вряд ли будет эффективной, если капот вашего авто­мобиля сравним по размерам с бильярдным столом. Скребок лучше купить отдельный (а не совмещённый со щёткой), с удобной ручкой и парой рабочих кромок — жёсткой для льда и резиновой для тонкого слоя инея.

В регионах, где выпадает много снега, нелишним будет возить с собой лопату. Она поможет откопать занесённую метелью или застрявшую в придорожном сугробе машину. А то и расчистить путь от парковки до проезжей дороги. Вариантов испол­нения «шанцевого инструмента» тоже немало — но специфика использо­вания в авто­мобиле требует, чтобы лопата была прочной и не очень большой. Неплохо для этого подходит сапёрная, со складной ручкой.

И ещё один совет. Если зима очень холодная, а вы собираетесь в дорогу, то положите в багажник лишние шапку и варежки, а также соответ­ствующую обувь — например, валенки. А также тёплый плед или старую куртку. Они могут быть старыми и поношенными, но сохранят вам здоровье, если какие-то непред­виденные обстоятель­ства — поломка машины, авария – задержат вас в дороге. Авто­мобиль с неработающим двигателем охлажда­ется очень быстро — в гардеробе «на каждый день» можно получить пере­охлаж­дение или обмороже­ние раньше, чем приедет эвакуатор.

Итак, совсем коротко

  • – В каждом автомобильном багажнике должно храниться несколько обязательных вещей, наличие которых требуют ПДД: автомо­бильная медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки и свето­отражающий жилет.

  • – Завсегдатаями багажников также можно считать запасное колесо и базовый ремонтный набор автомо­билиста: домкрат, баллонный ключ и универсальная отвёртка.

  • – Будет весьма предусмотрительно дополнить этот комплект буксиро­вочным тросом, насосом-компрес­сором и минималь­ным набором расходников – лампочек и предохрани­телей.

  • – В число полезных в багажнике вещей в зависимости от потреб­ностей могут входить фонарик, перчатки, ветошь и салфетки для ухода за стёклами.

  • – Зимой к списку необходимого добавляются незамерзающая стекло­омывающая жидкость, щётка для снега либо скребок для льда, лопата, а также тёплая одежда.

Почитать ещё