Полмиллиона на Volkswagen Passat CC с пробегом: дневник трат

Не сдал права после лишения и продолжил ездить: чем закончилась реальная история водителя
Разбор

Анастасия Попова

Верховный суд рассмотрел дело автомобилиста, который был лишён прав, но заявил об утере удостоверения — и продолжал ездить с документом, пока шёл срок лишения. Журнал Авто.ру выяснил, как это стало возможным и как власти собираются пресекать подобные случаи в будущем.

Задайте нам вопрос в Кью!

Почему сработала схема «с потерей прав»

Схему с выдуманной потерей прав использовал автомобилист из Московской области, который не только не признал своей вины, но и попытался… официально вернуть документ через Верховный суд! История началась летом 2014 года тогда, как следует из материалов дела, инспекторы ГИБДД остановили водителя в Люберцах и потребовали пройти медосвидетельствование, от которого он отказался. Суд, согласно ч. 1 ст. 12.26 КоАП, назначил штраф в 30 тыс. рублей и лишил автомобилиста прав на один год и восемь месяцев. После вступления решения суда в силу водителю следовало сдать права в ГИБДД, но он этого не сделал, а продолжил ездить за рулём.

24 января 2019 года он обратился в ГИБДД с заявлением об утрате удостоверения, а сам продолжал спокойно пользоваться документом вплоть до апреля 2021 года. Таким образом, начиная с 2014 года автомобилист ни разу не столкнулся с инспектором ГИБДД, который проверил бы актуальность его удостоверения!

Как пояснил эксперт в области ПДД, сотрудник полиции в отставке Валентин Ильинов, водитель рассчитывал на то, что время, в течение которого права считаются утраченными, засчитывается в срок лишения. То есть водитель полагал, что после мнимой потери прав в 2019 году в 2021-м срок лишения можно будет считать исчерпанным и это позволит получить действующее ВУ. Но даже после этого он... не пошёл в ГИБДД пересдавать теоретический экзамен, чтобы получить новый документ, а продолжил ездить по недействующим правам.

Выгода, которую преследовал нарушитель, была двойной. Во-первых, он не хотел заново сдавать теорию, а во-вторых, не хотел платить назначенный ему судом штраф (задолженность в 30 тыс. рублей за эти годы автомобилист так и не погасил). По закону, в ГИБДД при замене водительского удостоверения не должны просить документы об оплате штрафов, однако, как признали опрошенные сотрудники ГИБДД, на практике в подразделениях есть негласное указание требовать погашения долгов по штрафам. При этом через 70 дней после вынесения постановления любой штраф считается неоплаченным и суд вправе взыскать с нарушителя сумму в двойном размере.

В итоге 13 апреля 2021 года этого водителя за рулём Porsche Cayenne S вновь остановили инспекторы и на этот раз всё-таки проверили статус его прав. Тогда-то и выяснилось, что предъявленный документ числится утраченным, а сам автомобилист был лишён прав ещё в 2014 году.

Удостоверение инспекторы ГИБДД у водителя изъяли, а его отправили в суд, который наказал нарушителя уже по ч. 2. ст. 12.7 КоАП «Управление транспортным средством водителем, лишённым права управления транспортными средствами». Водителя опять оштрафовали на 30 тыс. рублей, хотя у статьи есть и альтернатива административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

Водитель такое решение захотел оспорить и дошёл до Верховного суда, где пытался доказать, что удостоверение потерял, а в период назначенного ему лишения правами не пользовался и за руль не садился. А потом якобы обнаружил потерянные права и просто продолжил ими пользоваться, решив, что срок лишения уже прошёл. Верховный суд в такую историю не поверил и возобновил срок лишения прав  на год и восемь месяцев. 

«В случае, если лицо заявило об утрате соответствующего удостоверения, а затем фактически продолжало пользоваться им при управлении транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока производится со дня изъятия у лица соответствующего удостоверения», говорится в решении Верховного суда.

Почему инспекторы ГИБДД не замечали лишения

Если инспекторы ГИБДД остановили автомобилиста для рядовой проверки, а тот ничего не нарушил и речи об оформлении протокола не идёт, сотрудники не всегда проверяют актуальность документа по базе, объяснил Ильинов.

«Если водитель ехал аккуратно, был пристёгнут, нарушений не совершал, то его инспекторы не будут проверять по базам данных. Они просто убедятся, что права настоящие, и отпустят. Тратить время на такие проверки никто не будет, это слишком долго. Тем более, когда идёт какая-нибудь операция по проверке пьяных и у инспектора стоит задача просеять как можно больше водителей. Поэтому водительские удостоверения и "теряют"  чтобы можно было потом их просто показывать», считает Ильинов.

Впрочем, добавил эксперт, водителю просто повезло, так как подобный обман может вскрыться при первой же нормальной проверке — которые сейчас становятся всё более регулярными. 

Специалист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин также подтвердил, что многие водители при лишении прав использовали подобную практику. «При рутинной проверке документов сотрудники ГИБДД не проверяют водительское удостоверение по базам, а лишь смотрят на пластик. Но это дело случая. Когда совершается правонарушение, сотрудники перед составлением материала проверяют и удостоверение, и самого водителя по базам разумеется, там будут отображаться и факт лишения, и данные о том, что удостоверение недействительно», — поделился эксперт.

Как напомнил Ильинов, для возврата прав после лишения нужно пройти медкомиссию и пересдать теорию в ГИБДД. Если лишенец продолжит ездить без прав, то автомобилиста сначала оштрафуют по ч. 2. ст. 12.7 КоАП на 30 тыс. рублей, а после вступления недавних изменений в законодательство штраф будет увеличиваться за каждое повторное нарушение.

При этом Ильинов уверен, что эффективнее всего сработала бы мера по изъятию удостоверения на месте, которую ранее упразднили. «Раньше как было инспектор забрал права, водитель оформил временные, если нарушение не подтвердилось, права возвращали. Но такой подход сочли некорректным. Власти решили, что все водители у нас честные и сами сдадут права. Поэтому решение Верховного суда очень полезно — ведь раньше во многих регионах суды засчитывали время выдуманной утраты прав в срок наказания», сказал Ильинов.

По оценке Дмитрия Безделина, после решения Верховного суда местные суды, ориентируясь на постановление пленума, приходят к тем же выводам и восстанавливают сроки лишения прав. А после ряда резонансных аварий суды всё чаще применяют к таким водителям более строгие ограничения, включая административный арест и направление на принудительные работы.


Давайте честно: вас лишали водительских прав?

Почитать ещё