Платные дороги в Москве: где, когда и кому придётся платить

Насколько безопасны китайские автомобили в 2022 году
Разбор

Команда Авто.ру

Судя по информации на сайтах их производителей, большинство представленных на нашем рынке «китайцев» — круглые отличники в плане безопасности. Означает ли это, что все они одинаково эффективно защищают водителя и пассажиров в случае аварии? Давайте разберёмся, сравнив их оснащение системами безопасности и результаты испытаний.

Прошлое и настоящее безопасности китайских автомобилей

Первые завезённые в Россию «китайцы» изрядно подпортили репутацию автомобилей из Поднебесной не только своим неоднозначным дизайном или низкой надёжностью, но и явным пренебрежением к безопасности. Машины одна за другой проваливали краш-тесты, поражая даже видавших виды экспертов масштабом разрушений кузова при ударе и низким уровнем защиты пассажиров. Проще говоря — лет пятнадцать назад шансов выжить в более-менее серьёзном ДТП у водителя китайского автомобиля было куда меньше, чем у других участников дорожного движения.

Однако в последние годы ведущие китайские производители не только серьёзно поработали над конструкцией и внешностью своих моделей, качеством интерьеров, силовыми агрегатами и электроникой, но и озаботились проблемами безопасности — и ради повышения конкурентоспособности своей продукции на зарубежных рынках, и благодаря вниманию к этому вопросу своего государства. Достаточно сказать, что в самом Китае сегодня используется сразу несколько методик автомобильных краш-тестов. И все они постоянно совершенствуются, а их оценки ужесточаются.

Наконец, всё больше китайских моделей испытывают независимые организации, занимающиеся безопасностью автомобилей.

Слева направо: Haval Jolion, Exeed LX, Geely Coolray

Именно поэтому максимально корректно сравнить по безопасности китайские модели между собой не получится. Их испытывали в разные годы и по отличающимся друг от друга стандартам. В каждом из них по-своему считают баллы за защиту водителя, пассажиров и пешеходов, а кто-то и вовсе не использует в оценке привычные нам «звёзды».

Для понимания уровня безопасности машин мы кратко описали каждую методику краш-тестов, а затем собрали в таблицы данные испытаний и оснащение китайских моделей, представленных в России.

Методики, которые используются для проверки китайских моделей

Краш-тесты C-NCAP

Тесты C-NCAP китайский научный центр автомобильной промышленности CATARC начал проводить ещё в 2006 году. В 2012-м их методику по образу Euro NCAP дополнили фронтальным ударом в деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием и манекенами на заднем сиденье. С 2015 года в программе появилась оценка последствий при ударе сзади и баллы за системы безопасности. А спустя ещё три года добавились тесты на безопасность пешеходов, а также систем курсовой устойчивости и автоторможения.

В зависимости от даты проведения краш-теста максимальное количество баллов по методике С-NCAP будет разное. В 2015 году их было 62, сегодня — ровно 100. Испытания проходят в шесть этапов.

  1. Фронтальный удар о несминаемый барьер со 100-процентным перекрытием на скорости 50 км/ч. В салоне три взрослых манекена и один — ребёнка, сидящего на заднем сиденье.
  2. Фронтальный удар автомобиля с 40% перекрытием о деформируемое препятствие на скорости 64 км/ч. В данном тесте используются только взрослые манекены — два спереди и два сзади.
  3. Боковой удар 1400-килограммовой тележкой с закреплённым на ней деформируемым блоком в среднюю стойку автомобиля с двумя манекенами, сидящими со стороны удара. Скорость тележки — 50 км/ч.
  4. Имитация удара в автомобиль сзади для оценки нагрузки на шейные позвонки. Используется сиденье с манекеном, разгоняемое до 15,65 км/ч.
  5. Имитация наезда на пешехода со скоростью 40 км/ч. В этом тесте фиксируются нагрузки на колени, бёдра и голову манекена при ударе о передний бампер, капот и лобовое стекло автомобиля.
  6. Тесты систем курсовой устойчивости и автономного экстренного торможения.

Дополнительные баллы могут быть начислены за наличие сигнализации о непристёгнутых ремнях безопасности спереди и сзади, а также боковых подушек безопасности.

Краш-тесты ASEAN NCAP

Первые тесты по паназиатской методике были проведены в 2013 году в Малазийском институте дорожной безопасности и ограничивались фронтальным ударом. Но с 2021-го испытания ASEAN NCAP стали комплексными, а максимальное количество баллов увеличилось до 120. Получает их автомобиль по результатам четырёх тестов.

  1. Фронтальный удар о сминаемый барьер с перекрытием 40%. На передних сиденьях находятся двое взрослых манекенов, а сзади — два детских в специальных креслах. Скорость в момент столкновения 64 км/ч.
  2. Боковой тест, при котором тележка с деформируемым блоком врезается в среднюю стойку автомобиля на скорости 50 км/ч. Во время этого испытания, кроме манекена водителя, на заднем сиденье находятся манекены детей.
  3. Тест эффективности систем активной безопасности, включая ABS, ESP, ассистентов экстренного и автономного торможения, сигнализации о непристёгнутых ремнях безопасности и непреднамеренном выезде из занимаемой полосы.
  4. Тест систем, позволяющих избежать столкновения с мотоциклистом. Здесь в первую очередь оценивается корректность работы установленных в зеркалах индикаторов, информирующих о находящихся в «слепых зонах» объектах.
Краш-тесты ANCAP

На сегодняшний день австралийская система испытаний новых автомобилей является одной из самых обширных и включает семь тестов, имитирующих аварии.

  1. Фронтальный удар с 50-процентным перекрытием симулирует столкновение со встречным автомобилем, двигающимся с той же скоростью — 50 км/ч. То есть суммарная скорость во время удара составляет 100 км/ч. Встречный автомобиль имитирует тележка весом 1400 кг с блоком сминаемых алюминиевых пластин. В салоне испытуемого автомобиля установлены четыре манекена — два взрослых на передних сиденьях и два детских (6 и 10 лет) на задних.
  2. Фронтальный удар со 100% перекрытием о несминаемый барьер на скорости 50 км/ч. В этом тесте используются только два «взрослых» манекена — один за рулём, второй — за ним, на заднем сиденье.
  3. Боковой тест, при котором 1400-килограммовая тележка со сминаемым алюминиевым блоком врезается в среднюю стойку автомобиля на скорости 60 км/ч.
  4. Боковой тест, при котором тележка врезается в автомобиль со стороны пассажира.
  5. Тест защиты пешеходов. Столкновение автомобиля с манекенами взрослого и ребёнка происходит на скорости 40 км/ч. Оцениваются риски получения травм различных частей тела при ударе о бампер, капот, ветровое стекло и боковые стойки последнего.
  6. Тест с боковым ударом о столб. В том случае автомобиль ударяется средней стойкой о жёсткое препятствие, имитирующее столб, на скорости 32 км/ч под углом 75 градусов.
  7. Тест рисков получения хлыстовых травм. Здесь, как и в тестах С-NCAP, установленное на подвижных салазках сиденье с манекеном получает резкий толчок сзади. Возникающие при этом перегрузки составляют 4,9 и 6,4 g.

Помимо перечисленных тестов, методика ANCAP включает испытания установленных в автомобиле устройств и систем обеспечения безопасности. Здесь максимальная оценка составляет 16 баллов. А всего автомобиль в теории может набрать 157 баллов рейтинга.

Краш-тесты C-IASI

Методика испытаний китайского страхового института дорожной безопасности включает обширную программу краш-тестов. Кроме ударов автомобиля передней и задней частью о препятствие со 100-процентным перекрытием на скорости 15 км/ч, в программу входит столкновение с жёстким барьером при 25-процентном перекрытии на скорости 64 км/ч, а также боковой удар и тест на прочность крыши. На основании полученных в испытаниях данных безопасность автомобиля оценивают по четырём критериям:

  • прочность и ремонтопригодность;
  • безопасность водителя и пассажиров;
  • безопасность пешеходов;
  • эффективность средств пассивной и активной безопасности.

В каждой из этих категорий автомобиль получает оценку: отлично, хорошо, удовлетворительно или плохо. Они и фигурируют в итоговом протоколе.

Результаты краш-тестов и оснащение автомобилей Chery и Exeed

Chery Tiggo 8 Pro Max

Сегодня на российский рынок поставляются только довольно свежие модели компании Chery — поэтому неудивительно, что все они получили хорошие оценки от организации С-NCAP. В отстающих с четырьмя «звёздами» оказался только маленький Tiggo 4, который испытывали ещё по стандартам 2015 года. А новейший Exeed TLX, наоборот, заработал высшую оценку теста.

МодельФронтальные подушкиБоковые подушкиШторки безопасностиБаллы тестаОценка (звёзд)
Chery Tiggo 4+ОпцияОпция53,4 (С-NCAP 2015) 4
Chery Tiggo 7 Pro+ОпцияОпция56,6 (С-NCAP 2015) 5
Chery Tiggo 8+++84,8 (С-NCAP 2018) 5
Chery Tiggo 8 Pro+++84,8 (С-NCAP 2018) 5
Chery Tiggo 8 Pro Max+++84,8 (С-NCAP 2018) 5
Exeed LX++Опция56,6 (С-NCAP 2015) 5
Exeed TLX+++93,6 (С-NCAP 2018) 5+
Exeed VX+++88,4 (С-NCAP 2018)5
Автомобили Chery в каталоге Авто.ру
Автомобили Exeed в каталоге Авто.ру

Результаты краш-тестов и оснащение автомобилей Geely

Atlas Pro проходил испытания в китайском центре автомобильной промышленности по методикам С-NCAP, Coolray — краш-тесты ASEAN-NCAP, а безопасность флагманского Geely Tugella оценивал национальный страховой институт в ходе тестов по программе C-IASI. Все машины, если верить китайским экспертам, показали отличные результаты.

Geely Tugella

МодельФронтальные подушкиБоковые подушкиШторки безопасностиБаллы тестаОценка (звёзд)
Geely Coolray+ОпцияОпция82,3 (ASEAN-NCAP) 5
Geely Atlas Pro++Опция58,2 (С-NCAP 2015) 5
Geely Tugella+++С-IASIПрочность и ремонтопригодность — 4, защита водителя и пассажиров — 5, безопасность пешеходов — 5, системы безопасности — 5
Автомобили Geely в каталоге Авто.ру

Результаты краш-тестов и оснащение автомобилей Haval и Great Wall

Из актуальных моделей компании Great Wall публичных результатов тестов на безопасность нет у модели Haval Jolion и пикапа Wingle 7. Остальные машины проходили испытания в Китае или в Австралии, результаты — хорошие или отличные.

Great Wall Wingle (слева) и Poer (справа)

МодельФронтальные подушкиБоковые подушкиШторки безопасностиБаллы тестаОценка (звёзд)
Haval Jolion+ОпцияОпцияНет данных-
Haval F7++Опция94,1 (С-NCAP 2018) 5+
Haval F7x++Опция94,1 (С-NCAP 2018) 5+
Haval H9+++(ANCAP)4
GWM Poer+Опция-(ANCAP)5
GWM Wingle 7++-Нет данных-
Автомобили Great Wall в каталоге Авто.ру
Автомобили Haval в каталоге Авто.ру

Результаты краш-тестов и оснащение автомобилей GAC

Среди трёх представленных в России моделей GAC без оценки безопасности конструкции остался только минивэн GN8. Кроссоверы компании успешно прошли китайские краш-тесты по методикам C-NCAP.

GAC GN8

МодельФронтальные подушкиБоковые подушкиШторки безопасностиБаллы тестаОценка (звёзд)
GAC GS5+ОпцияОпция91,1 (С-NCAP 2018) 5+
GAC GS8+++57,7 (С-NCAP 2015) 5
GAC GN8++ОпцияНет данных-
Автомобили GAC в каталоге Авто.ру

Результаты краш-тестов и оснащение автомобилей Changan

Автомобили Changan также проходили испытания в местном центре автомобильной промышленности — и тоже получили отличные оценки. Исключение — компактный CS35 Plus, результатов испытаний которого нет в открытом доступе.

Changan CS35 Plus

МодельФронтальные подушкиБоковые подушкиШторки безопасностиБаллы тестаОценка (звёзд)
Changan CS35 Plus++ОпцияНет данных-
Changan CS55++-58,6 (С-NCAP 2015)5
Changan CS75 FL+ОпцияОпция85,5 (С-NCAP 2018) 5
Автомобили Changan в каталоге Авто.ру

Результаты краш-тестов и оснащение автомобилей JAC

На фоне остальных китайских моделей результаты краш-тестов автомобилей JAC откровенно низкие. Скорее всего, это объясняется устаревшей конструкцией, ведь платформы, на которых они базируются, создавались во времена, когда безопасность не была у китайцев в приоритете. Единственная машина, получившая пять звёзд, — маленький кроссовер S3, не имеющий даже боковых подушек безопасности, — проходил краш-тест ещё по самой простой методике C-NCAP 2012 года. Но его электрический собрат iEV7S, разбитый уже по стандартам 2018 года, заработал всего две звезды!

JAC J7

МодельФронтальные подушкиБоковые подушкиШторки безопасностиБаллы тестаОценка (звёзд)
JAC S3+--54,4 (С-NCAP 2012)5
JAC S7+ОпцияОпцияНет данных-
JAC iEV7S+--52,9 (С-NCAP 2018)2
JAC J7+Опция-C-IASIПрочность и ремонтопригодность — 2, защита водителя и пассажиров — 3, безопасность пешеходов —3, системы безопасности — 4
JAC T6+--н/д (С-NCAP)4
Автомобили JAC в каталоге Авто.ру

Результаты краш-тестов и оснащение автомобилей FAW

У трёх актуальных для России моделей FAW в целом неплохие результаты краш-тестов, однако проводились они по уже устаревшим правилам. Флагманский Bestune Т77 на испытаниях китайского страхового института проявил себя двояко: защита водителя и пешеходов на высоком уровне, а вот прочность и ремонтопригодность автомобиля плохие.

FAW Bestune Т77

МодельФронтальные подушкиБоковые подушкиШторки безопасностиБаллы тестаОценка (звёзд)
FAW Bestune X80+Опция-58,9 (С-NCAP 2012) 5
FAW Bestune X40++-55,4 (С-NCAP 2015) 5
FAW Bestune Т77+++C-IASIПрочность и ремонтопригодность — 2, защита водителя и пассажиров — 5, безопасность пешеходов — 5, системы безопасности — 5
Автомобили FAW в каталоге Авто.ру

Результаты краш-тестов и оснащение автомобилей Dongfeng

Единственный в России легковой автомобиль марки Dongfeng — кроссовер 580 — показал хороший результат, но ещё по стандарту C-NCAP 2015 года. Оснащение системами безопасности у машины тоже не самое богатое: шторок нет, а боковые подушки предлагают только в максимальной комплектации.

МодельФронтальные подушкиБоковые подушкиШторки безопасностиБаллы тестаОценка (звёзд)
Dongfeng 580+Опция-54,1 (С-NCAP 2015) 5
Автомобили Dongfeng в каталоге Авто.ру

Итоги

Очевидно, что прямо сравнивать безопасность китайских автомобилей с европейскими, японскими, корейскими и американскими некорректно. Разные методики дают разные результаты. Но можно с определённостью сказать, что применяемые в Поднебесной испытания предъявляют к китайским автомобилям достаточно строгие требования, которые с каждым годом становятся ещё жёстче. И высокие оценки этих тестов показывают, что современным моделям из Китая уже можно доверять свою жизнь и здоровье, а времена, когда даже при лёгком ДТП автомобиль буквально разваливался, остались в прошлом.


Верите в безопасность «китайцев»?

Почитать ещё