Любительское ралли, которое вернёт вас в 1990-е. Фотопост

Наполовину стеклянный Saab — с динамикой суперкара и короткой, но яркой карьерой в кино
Подборки

Михаил Кондратьев

Комменты

В истории марки Saab было не очень много концептов. Как, в общем-то, и серийных моделей. Но в 1980‑х в линейке шведской фирмы могла появиться очень быстрая двухдверка, способная наступить на пятки спорткарам именитых брендов вроде Ferrari и Porsche! Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» — прототип Saab 900 Turbo EV‑1.

1. Он был полноценным автомобилем

Несмотря на очень футуристичную для своего времени внешность (премьера состоялась в 1985 году), EV‑1 был не просто шоу-каром, как это часто случается с концептами, — это был полностью функциональный ходовой прототип, построенный на базе серийного Saab 900 Turbo. Шведы собрали единственный экземпляр, но даже он прошёл серию дорожных испытаний.

1/2

И нет, буквы EV в его названии никак не намекают на электрическую начинку — они расшифровываются как experimental vehicle.

2. Он засветился во второй части «Назад в будущее»

EV-1 не был похож ни на один Saab, выпускавшийся прежде, хотя традиционные для марки авиационные мотивы в этот раз были выражены особенно сильно.

1/3

Необычный внешний вид концепта обеспечил ему эпизодическую роль в знаменитой трилогии «Назад в будущее». Экспериментальный Saab появился во втором фильме — само собой, в сцене из «будущего». А если точнее, из 21 октября 2015 года.

3. Он был наполовину стеклянным

Вся верхняя часть кузова EV-1 была сделана из слегка тонированного стекла — исключительно ради дизайна. И это сработало! Единообразный «колпак», напоминающий фонарь (так называется крышка пилотской кабины самолёта), здорово подчеркнул авиационные мотивы во внешности концепта.

1/2

Но из-за такой крыши у EV-1 не открывались боковые окна — в них пришлось врезать небольшие форточки с хорошо заметными рамками. Другую проблему, связанную с быстрым нагревом салона под солнцем, шведы попытались решить более изящно — на крыше прототипа установили 66 фотоэлементов. Эта солнечная батарея вырабатывала энергию для постоянной вентиляции салона.

4. Он был очень быстрым

Основой для EV-1 послужил культовый Saab 900 Turbo. От серийной модели инженеры позаимствовали не только шасси, но и четырёхцилиндровый 16-клапанный турбомотор объёмом два литра. Однако он был доработан — новая турбина, усиленные шатуны и прочее, и стал значительно мощнее. Если у серийной машины отдача составляла до 175 л.с., то у концепта уже 285!

И этого оказалось достаточно, чтобы переднеприводный EV-1 почти сравнялся по скорости и динамике с… Ferrari Testarossa, представленной за год до дебюта необычного Saab. С нуля до 100 км/ч он разгонялся за 5,9 секунды (на 0,1 секунды медленнее, чем итальянский спорткар), а его максимальная скорость достигала 270 км/ч (на 20 км/ч меньше, чем у Ferrari).

1/3

Конечно, во многом этому поспособствовал аэродинамичный и лёгкий кузов: в Saab добились очень низкого по тем временам коэффициента лобового сопротивления — 0,32, а также удержали массу автомобиля на 1150 килограммах.

5. Он был безопасным. И практичным

Низкая масса концепта была обусловлена в том числе использованием в конструкции кузова композитных материалов. Основу выполнили из стали, но часть элементов была сделана из арамидного волокна. За счёт этого, кстати, бамперы двухдверки могли восстанавливать форму после несильных ударов. Из соображений безопасности двери усилили карбоном, а сам кузов был спроектирован с учётом зон деформации.

Несмотря на двухдверный кузов (стеклянный «колпак» над задней частью тоже открывался, обеспечивая доступ в грузовой отсек), в салоне концепта было четыре посадочных места. Кресла позаимствовали у Chevrolet Corvette C4 — с отделкой кожей, подогревом и электрорегулировками.

1/4

Интересно, что водитель мог наслаждаться отличной обзорностью — благодаря площади ветрового стекла и сдвинутым внутрь салона передним стойкам. Кроме того, EV-1 получил обогреваемое с помощью тончайших вольфрамовых нитей лобовое стекло, что было очень продвинутым решением в те годы.

6. Он (не) должен был стать серийным

Достоверной информации о том, задумывался ли EV-1 исключительно как экспериментальная машина или шведы планировали выпустить серийную версию, нет. Однако над ним работал один из ключевых сотрудников Saab Бьорн Энвалл, который отвечал за дизайн моделей 98, 99 и 900, а также курировал создание модели 9000.

1/5

Бьорн Энвалл

Может быть, необычный прототип был лишь демонстрацией возможностей, но не исключено, что в действительности он не получил развития из-за не самого лучшего финансового положения Saab во второй половине 1980-х. Не за горами была сделка с General Motors, которая, как принято считать, стала началом конца для шведского бренда.


Скучаете по марке Saab?

Почитать ещё