Автомобили Iran Khodro могут появиться в России уже в этом году

На вторичном рынке стало больше свежих машин из Германии и Японии: исследование Авто.ру
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

Эксперты Авто.ру изучили, как изменилась структура предложений на Авто.ру в первой половине 2022 года по сравнению с началом 2021 года. Проанализировали возрастную структуру рынка, ценовой сегмент, а также присутствие в продаже автомобилей популярных брендов и разных стран происхождения бренда. 

Как изменился возраст автомобилей

К середине 2022 года на вторичке сократилась доля автомобилей старше 15 лет, хотя на них по-прежнему приходится почти половина рынка. В начале 2021-го возрастные занимали чуть больше 56% всех предложений.

Почти втрое выросла доля предложений с совсем свежими экземплярами (не старше двух лет) — до 9%. Доля машин не старше 2017 года выпуска увеличилась до 15% (плюс 2,5 п.п.). «Экспансия» машин в возрасте до 5 лет наблюдалась и в 2021 году — это, вероятно, связано с резким ростом цен на автомобили у дилеров из-за чего покупатели активно интересовались свежими экземплярами на вторичке — тоже дорогими (и выгодными для перепродажи для владельцев), но более доступными, чем в автосалонах. 

Каждый пятый автомобиль в продаже — в возрасте 6–9 лет. За период исследования их доля сократилась на 3 п.п.

Что происходило с ценами на машины с пробегом в 2022 году

Недорогих машин становится всё меньше — ещё и потому, что за последние 2 года цены существенно вырослиНа вторичном рынке доля вариантов ценой до 300 тысяч рублей резко сократилась ещё до начала кризиса: в январе-2022 их было уже 36% меньше, чем годом ранее, а к середине года — ещё 21% меньше. На треть (до 14 процентов) сжался и сегмент машин ценой до 500 тысяч.

За период исследования существенно выросла доля автомобилей ценой 0,8–1,5 миллиона рублей: сейчас это самый массовый сегмент, который занимает 22% предложений на классифайде (плюс 9,1 п.п.). На предложения ценой 1,5–3 млн приходится 15% (плюс 8,5 п.п.). 

Почти втрое выросла доля дорогих моделей (1,5–3 млн) до — 15% (в 2,3 раза больше, чем в начале 2021-го). Автомобили ценой 3–5 млн занимают 5,6% рынка, что в 3 раза больше, чем год назад, а машины дороже 5 млн — 4,3%, и это почти 6-кратный рост.

Среди объявлений с новыми автомобилями, моделей дешевле 800 тысяч рублей почти не осталось: в начале года они занимали 4% классифайда (в 3,5 раза меньше, чем годом ранее), а в середине-2022 — ещё в три раза меньше, 1,2%. Но даже этот показатель выше, чем в мае, когда на самые дешёвые машины приходилось 0,8% объявлений. В ближайшее время их доля должна увеличиться благодаря возобновлению производства на АвтоВАЗе и высокому спросу на «антикризисные» Lada Granta в сочетании с дефицитом массовых моделей.  

До начала кризиса на модели в бюджете до 1,5 миллиона рублей приходилось 28% предложений на классифайде, но всего за месяц резкого роста цен их доля сократилась более чем вдвое. И теперь большинство из таких автомобилей стоят дороже и попадают в следующий сегмент: машины ценой от полутора миллионов занимают 87% Авто.ру (на треть больше, чем в начале года). При этом 42% из них стоят минимум 3 миллиона. 

Самые продаваемые марки автомобилей и страны происхождения бренда

Автомобили с пробегом

Среди автомобилей с пробегом крупнейшую долю на Авто.ру занимают модели Lada — 12%. Но это в 1,5 раза меньше, чем в начале 2021-го: за тольяттинским брендом зафиксировано самое сильное падение доли рынка среди наиболее массовых марок. 

БрендЯнв. '21, %Июнь '21, %Янв. '22, %Июнь '22, %Изм. доли, п.п.
Lada18,617,414,512,0-6,6
Toyota6,46,76,38,11,7
Kia4,44,75,65,81,4
Hyundai4,94,85,55,40,5
Volkswagen4,54,64,95,30,8
Nissan5,14,94,64,9-0,2
Mercedes-Benz3,94,04,34,81,0
BMW3,43,63,94,81,4
Ford3,63,53,23,70,1
Renault3,03,03,13,0
Audi2,52,52,52,80,3
Chevrolet3,93,62,72,8-1,1
Skoda2,02,02,52,70,7
Mitsubishi2,72,82,42,6-0,2
Opel2,72,62,12,2-0,5
Mazda2,22,11,92,2
Honda1,81,71,62,20,4
Lexus0,81,01,01,30,5
Land Rover0,80,90,91,1-0,3
Alfa Romeo2,23,43,41,1-1,1

За тот же период заметно укрепились позиции марок Toyota (их доля за 1,5 года выросла на 28%), BMW (плюс 42%), Hyundai (плюс 31%), Mercedes-Benz (плюс 23%), Volkswagen (плюс 18%). 

Главный тренд на вторичке — спрос на иномарки. Доля машин российских марок за период исследования сократилась в 1,5 раза, до 15%: теперь отечественные модели на Авто.ру встречаются реже, чем машины из Германии (22,7 процента) или Японии (26,3 процента). 

Среди европейских брендов популярностью пользуются также «французы», которые занимают 5,2% рынка, и «чехи» (почти все — Skoda) — 3% рынка. Доля машин из этих стран увеличилась в 1,5 раза по сравнению с началом 2021 года.

Доля «китайцев», несмотря на их активную экспансию в России в последние 2-3 года, на вторичке сократилась до 1,8% (минус 0,8 п.п.): старые машины, которые продавались 10–15 лет назад заканчиваются, а свежие, купленные в течение последних 5 лет, — пока в продаже появляются нечасто.

Новые автомобили

Лидеры классифайда — Hyundai и Kia — на Авто.ру встречаются почти одинаково часто: на них суммарно приходится почти треть объявлений. С начала года их доли выросли на 71% и 39% соответственно.

Одновременно с этим стало меньше предложений о продаже новых автомобилей Lada и Renault, причём «французы» просели после начала кризиса и заявлений об уходе с российского рынка, а доля Lada резко уменьшилась ещё в прошлом году.

БрендЯнв. '21, %Июнь '21, %Янв. '22, %Июнь '22, %Изм. доли, п.п.
Hyundai8,87,89,215,87,0
Kia5,66,910,013,98,3
Lada18,219,213,110,3-7,9
Renault10,09,69,95,9-4,1
Nissan4,64,04,65,40,8
Mitsubishi3,32,93,25,01,7
Volkswagen5,24,43,84,9-0,3
Mercedes-Benz12,912,58,94,9-8,0
Skoda4,25,02,94,30,1
Toyota1,71,54,94,32,5
Chery1,41,82,94,22,8
Mazda1,10,63,33,72,6
Haval1,71,52,23,41,8
Geely1,01,51,92,31,3
Exeed0,10,10,52,01,9
BMW5,16,24,51,9-3,3
Audi2,83,73,11,7-1,1
Lexus0,90,91,10,7-0,1
Genesis0,10,10,90,60,6
Jeep0,30,30,40,50,2

С начала года упали заметно сократились доли марок BMW (минус 60%) и Mercedes-Benz (минус 45%). Как и в случае с Renault, триггером стала приостановка бизнеса этих компаний в России — дилеры перестали получать новые машины, а складские запасы постепенно заканчиваются. 

Места европейских концернов занимают китайские автопроизводители. Доля Chery к середине 2022 года превысила отметку 4% — втрое больше, чем в начале 2021 года. Объявления с Haval заняли 3,4% классифайда, Geely — 2,3% (за обоими брендами — двукратный рост доли в течение полутора лет и около 20% — в 2022-м), Exeed — 2% (4-кратный рост относительно января-22).

Суммарная доля корейских марок на Авто.ру с начала года выросла в полтора раза, на них сейчас приходится больше 30% предложений. Одновременно с этим сильно ослабли позиции европейских марок и российских. 

Российские машины теперь встречаются лишь в каждом десятом объявлении — почти вдвое реже, чем в январе-2021 и в полтора раза реже, чем в феврале-марте этого года. На европейские машины приходится 29% предложений на Авто.ру (минус 25 процентов по сравнению с началом года). Немецкие машины пострадали сильнее всех — их доля уменьшилась вдвое. 

Китайских автомобилей на Авто.ру теперь почти 13% — в 2,3 раза больше, чем в первой половине прошлого года. И они уже встречаются на классифайде чаще, чем представители отечественных брендов.


На ваш взгляд, выбор автомобилей на вторичке стал привлекательнее?

Почитать ещё