Что может быть печальнее моря, в котором не осталось воды или леса, где вместо деревьев торчат пни? Например, автодромы, забывшие про настоящие гонки. Таких на планете, увы, набралось немало. Причём каждая вторая из заброшенных гоночных трасс — готовый набор декораций для съемок фантастической антиутопии. Особо впечатлительных просим сдерживаться…
Brooklands
Шляпы долой, господа. Перед вами старейшая гоночная трасса мира! «Бруклендс» — настолько древний автодром, что последняя гонка состоялась здесь аж в 1939 году. А открылся 4,4-километровый овал в графстве Сарри ещё в
«Бруклендс» уникален не только статусом, но и конфигурацией. Представьте себе: ширина трассы составляла целых 30 метров — обгоняй не хочу! А высота профилированных поворотов доходила до девяти метров. Размах — это когда вот так!
В лучшие годы «Бруклендс» вмещал до 300 тысяч зрителей, но начало Второй мировой войны ознаменовало конец гоночной истории первого автодрома мира. На месте овала выросли временные цеха авиационных заводов. Несмотря на тщательную маскировку, они стали приоритетной целью люфтваффе. В результате бомбардировок «Бруклендс» значительно пострадал. Так что даже после войны о гонках здесь уже никто не вспоминал...
Reims-Gueux
Ещё одна трасса-ветеран — «Реймс-Гу» или просто «Реймс» — открылась почти сто лет назад. В июле
Простая конфигурация (по сути, это почти треугольник) и длинные прямые создали «Реймсу» славу быстрого, буквально предназначенного для обгонов трека. Но в конце
Crystal Palace
Нет, к футбольной команде из Английской премьер-лиги этот автодром не имеет отношения. Просто городская трасса была проложена по улицам одноимённого лондонского квартала, который, как вы уже могли догадаться, стал названием и для футбольной команды.
Первая гонка прошла здесь в
Увы, растущие скорости в итоге и погубили «хрустальный замок». Зажатый в тисках города трек невозможно было оснастить необходимыми зонами безопасности и современной инфраструктурой. А поэтому ещё один городской автодром пошёл в утиль. По прямым «Кристал Пэласа» сегодня можно прокатиться разве что на велосипеде.
North Wilkesboro Speedway
Этот короткий километровый овал в Северной Каролине — синоним самого NASCAR. Построенный ещё в
Прощание знаменитого овала с миром больших гонок было сложным. И фанаты, и гонщики обожали трассу в Северной Каролине. Но для апгрейда трека до современных требований безопасности требовались деньги. Очень много денег. Счёт шёл на миллионы долларов. Увы, владельцы «Норт Уилксборо» решили сэкономить и просто махнули на легендарный овал рукой. К списку трасс-призраков добавилось ещё одно громкое имя...
Rouen-Les-Essarts
Как и многие трассы середины XX века, «Руан» проложен по дорогам общего пользования. При этом для своего времени инфраструктура автодрома была весьма продвинутой — просторные боксы для команд, удобные трибуны для болельщиков. «Руан» интересен и с чисто гоночной точки зрения — широкая трасса с многочисленными возможностями для обгона и перепадами высот, требующими от пилотов большого мастерства.
Здесь состоялось пять Гран-при Формулы-1. Увы, на последней гонке 1968 года в смертельную аварию на «Руане» угодил француз Жо Шлессер, сгоревший в Honda RA302. Это трагическое событие и привело к тому, что трасса начала потихоньку увядать.
Сначала «Руан» покинула Формула-1, затем здесь и вовсе перестали проводиться гонки.
Fuji Speedway
Ещё в 1963-м группа японских бизнесменов решила отгрохать у подножия Фудзиямы гоночный овал для выездного этапа американской серии NASCAR. Только вот с деньгами не рассчитали. Бюджет всего предприятия исчерпался уже после постройки одного профилированного поворота...
В дальнейшем «Фудзи спидвей» достроили уже не в виде овала, а как классическую трассу. Но бэнкинг — 30-градусный профилированный поворот оригинального трека — оставили в конфигурации.
Во многом из-за него «Фудзи спидвей» получился очень быстрым и очень опасным.
В 1976-м на «Фудзи» состоялся первый в истории Гран-при Японии Фор
После серии модернизаций трассы Формула-1 вернулась на «Фудзи» в
В 2020-м на «Фудзи спидвей» должны была пройти велосипедная гонка летней Олимпиады. Но вместо неё случился коронавирус… Говорите что угодно, но над «Фудзи Спидвей» реально висит какое-то проклятие.
Ebisu Circuit
Возможно, на фоне знаменитых автодромов, где регулярно гостили машины Фор
На самом деле «Эбису» — один из культовых дрифт-треков мира. Это не просто трасса, а целый гоночный комплекс, где проводится куча ивентов — от картинга и мотогонок. Ну а главная трасса комплекса — «Минами» — принимает мастеров чемпионата Японии по дрифту D1 Grand Prix.
Вернее, принимала. В феврале 2021-го в результате землетрясения в Фукусиме силой до 7,3 балла легендарный трек был частично разрушен. Крепко пострадало и само покрытие, и объекты инфраструктуры. Теперь энтузиасты со всего мира собирают деньги на реконструкцию.
Keimola Motor Stadium
Финляндия — страна ралли. Даже невзирая на заслуги Хаккинена, Райкконена и Боттаса в кольцевых гонках. Возможно, именно поэтому трасса Keimola Motor Stadium неподалёку от Хельсинки так и не стала популярной...
Автодром с дистанцией круга 3,3 километра построили ещё в середине
Но торопитесь, господа фотографы: местные девелоперы облюбовали бывший автодром под многоэтажную застройку. Возможно, совсем скоро от «Мотор стадиума» останутся только воспоминания...