От милицейского «Москвича» до Зибара: лучшие объявления на Авто.ру

Руины скорости: гоночные треки, про которые все забыли

Подборки

Михаил Медведев

Комменты

Что может быть печальнее моря, в котором не осталось воды или леса, где вместо деревьев торчат пни? Например, автодромы, забывшие про настоящие гонки. Таких на планете, увы, набралось немало. Причём каждая вторая из заброшенных гоночных трасс — готовый набор декораций для съемок фанта­стической антиутопии. Особо впечат­литель­ных просим сдержи­ваться…

Brooklands

1/5

Шляпы долой, господа. Перед вами старейшая гоночная трасса мира! «Бруклендс» — настолько древний автодром, что последняя гонка состоялась здесь аж в 1939 году. А открылся 4,4-кило­метровый овал в графстве Сарри ещё в 1907-м. И да — это была первая в мире специально построенная гоночная трасса, а также любимое детище британского бизнес­мена Хью Локи-Кинга, большого поклонника авто­мобилей и авиации.

«Бруклендс» уникален не только статусом, но и кон­фигурацией. Пред­ставьте себе: ширина трассы состав­ляла целых 30 метров — обгоняй не хочу! А высота профилиро­ванных поворотов доходила до девяти метров. Размах — это когда вот так!

В лучшие годы «Бруклендс» вмещал до 300 тысяч зрителей, но начало Второй мировой войны ознамено­вало конец гоночной истории первого автодрома мира. На месте овала выросли временные цеха авиаци­онных заводов. Несмотря на тщатель­ную маскировку, они стали приоритетной целью люфт­ваффе. В резуль­тате бомбар­дировок «Бруклендс» значи­тельно пострадал. Так что даже после войны о гонках здесь уже никто не вспоминал...

Reims-Gueux

1/6

Ещё одна трасса-ветеран — «Реймс-Гу» или просто «Реймс» — открылась почти сто лет назад. В июле 1926-го здесь состоялся Гран-при Марна. Победил Франсуа Леско на Bugatti T35. Но это было только начало. Проложенная по дорогам общего пользо­вания, «Реймс-Гу» станет местом проведения Гран-при Франции и традици­онной 12-часовой гонки, а с 1950-го по 1966-й здесь будут проходить француз­ские этапы Формулы-1.

Простая конфигурация (по сути, это почти треуголь­ник) и длинные прямые создали «Реймсу» славу быстрого, буквально предназна­ченного для обгонов трека. Но в конце 1960-х гоночные трассы на дорогах общего пользования стали уступать напору специально построенных автодромов. И постаревший «Реймс-Гу» тихо и благородно сошёл со сцены, незаметно став частью истории автоспорта.

Crystal Palace

1/7

Нет, к футбольной команде из Английской премьер-лиги этот автодром не имеет отношения. Просто городская трасса была проложена по улицам одно­имённого лондонского квартала, который, как вы уже могли догадаться, стал названием и для футбольной команды.

Первая гонка прошла здесь в 1927-м, а в оригиналь­ной конфигурации длина круга составляла всего одну милю. Со временем «Кристал Пэлас» хорошел, совер­шен­ство­вался, становился быстрее и зрелищнее. Здесь одно время проводили даже гонки Фор­мулы-1 – правда, не призовые, входившие в зачёт чемпионата мира, а выставочные.

Увы, растущие скорости в итоге и погубили «хрусталь­ный замок». Зажатый в тисках города трек невозможно было оснастить необходимыми зонами безопас­ности и современной инфра­структурой. А поэтому ещё один городской автодром пошёл в утиль. По прямым «Кристал Пэласа» сегодня можно прокатиться разве что на велосипеде.

North Wilkesboro Speedway

1/6

Этот короткий километровый овал в Северной Каролине — синоним самого NASCAR. Построенный ещё в 1947-м году «Норт Уилксборо» принимал самые известные в мире гонки сток-каров на протяжении полувека. Первый «наскаровский» этап прошёл здесь в октябре 1949-го — тогда победу праздновал Боб Флок на Oldsmobile. Последняя же гонка в «Норт Уилксборо» датирована 1996 годом.

Прощание знаменитого овала с миром больших гонок было сложным. И фанаты, и гонщики обожали трассу в Северной Каролине. Но для апгрейда трека до современных требований безопас­ности требовались деньги. Очень много денег. Счёт шёл на миллионы долларов. Увы, владельцы «Норт Уилкс­боро» решили сэкономить и просто махнули на леген­дарный овал рукой. К списку трасс-призраков добавилось ещё одно громкое имя...

Rouen-Les-Essarts

1/9

Как и многие трассы середины XX века, «Руан» проложен по дорогам общего пользо­вания. При этом для своего времени инфра­структура автодрома была весьма продвинутой — просторные боксы для команд, удобные трибуны для болельщиков. «Руан» интересен и с чисто гоночной точки зрения — широкая трасса с много­численными возмож­ностями для обгона и перепадами высот, требующими от пилотов большого мастерства.

Здесь состоялось пять Гран-при Формулы-1. Увы, на последней гонке 1968 года в смертель­ную аварию на «Руане» угодил француз Жо Шлессер, сгоревший в Honda RA302. Это трагическое событие и привело к тому, что трасса начала потихоньку увядать.

Сначала «Руан» покинула Формула-1, затем здесь и вовсе перестали проводиться гонки. В 1990-х всю сопут­ствующую автодрому инфра­структуру, от трибун до мачт-освещения, безжалостно отправили на свалку. Теперь и не догадаешься, что в этом местечке на севере Франции когда-то жила скорость…

Fuji Speedway

1/10

Ещё в 1963-м группа японских бизнесменов решила отгрохать у подножия Фудзиямы гоночный овал для выездного этапа американ­ской серии NASCAR. Только вот с деньгами не рассчитали. Бюджет всего пред­приятия исчерпался уже после постройки одного профилиро­ванного поворота...

В дальнейшем «Фудзи спидвей» достроили уже не в виде овала, а как классическую трассу. Но бэнкинг — 30-градусный профилиро­ванный поворот оригиналь­ного трека — оставили в конфигурации.

Во многом из-за него «Фудзи спидвей» получился очень быстрым и очень опасным. В 1974-м на том самом бэнкинге разбились сразу двое пилотов японского гоночного чемпионата. Профилиро­ванный поворот убрали, но плохая репутация трассы никуда не делась.

В 1976-м на «Фудзи» состоялся первый в истории Гран-при Японии Фор­мулы-1. Да-да, та самая скандаль­ная гонка под проливным дождём, экрани­зированная в «Гонке» Рона Ховарда, сделавшая чемпионом Джеймса Ханта — потому что Ники Лауда отказался стартовать. А всего через год Жиль Вильнев здесь же попадёт в аварию, в которой погибнут двое зрителей…

После серии модернизаций трассы Формула-1 вернулась на «Фудзи» в 2007-м и 2008-м. Но ограни­ченная зрительская популяр­ность гонки, а стало быть, низкая выручка заставили органи­заторов отказаться от планов дальнейшего проведения Гран-при Японии на этой трассе.

В 2020-м на «Фудзи спидвей» должны была пройти вело­сипедная гонка летней Олимпиады. Но вместо неё случился коронавирус… Говорите что угодно, но над «Фудзи Спидвей» реально висит какое-то проклятие.

Ebisu Circuit

1/4

Возможно, на фоне знаменитых автодромов, где регулярно гостили машины Фор­мулы-1, трасса «Эбису» выглядит скромно. Но это лишь в том случае, если ваш интерес в гонках ограничен одной лишь Формулой-1.

На самом деле «Эбису» — один из культовых дрифт-треков мира. Это не просто трасса, а целый гоночный комплекс, где проводится куча ивентов — от картинга и мотогонок. Ну а главная трасса комплекса — «Минами» — принимает мастеров чемпионата Японии по дрифту D1 Grand Prix.

Вернее, принимала. В феврале 2021-го в результате земле­трясения в Фукусиме силой до 7,3 балла леген­дарный трек был частично разрушен. Крепко пострадало и само покрытие, и объекты инфра­структуры. Теперь энтузиасты со всего мира собирают деньги на реконструкцию.

Keimola Motor Stadium

1/7

Финляндия — страна ралли. Даже невзирая на заслуги Хаккинена, Райкконена и Боттаса в кольцевых гонках. Возможно, именно поэтому трасса Keimola Motor Stadium неподалёку от Хельсинки так и не стала популярной...

Автодром с дистанцией круга 3,3 километра построили ещё в середине 1960-х. Одно время здесь проводились этапы второ­степенных кольцевых чемпионатов — Фор­мула-2, «Интерсерия» и тому подобное. Но ограни­ченный зрительский интерес и финансовые проблемы тормозили развитие «Мотор стадиума». В итоге «Кеймола» в конце 1970-х закрылась. Зато окрест­ности трассы превратились в идеальное место для жанровых фотосъёмок. Заброшенные гоночные объекты в лесу по само­бытности не уступают Чернобылю.

Но торопитесь, господа фотографы: местные девелоперы облюбовали бывший автодром под много­этажную застройку. Возможно, совсем скоро от «Мотор стадиума» останутся только воспоминания...


Любите гонки?

Почитать ещё