Надёжен ли рестайлинговый Nissan Qashqai I поколения: все проблемы автомобиля с пробегом

Мотоэкипировка: как собрать комплект для начинающих
Учебник

Иван Владимиров

Задача этого текста — рассказать про минимальный комплект мото­экипировки для начи­нающих. С одной стороны, «мини­мальный набор» одно­значно описан в п. 2.1.2 ПДД (Общие обязан­ности водителей), который гласит, что при управ­лении мотоциклом водитель должен быть в шлеме. И это всё, что требуют Правила. Но даже один из бывших началь­ников россий­ской ГИБДД любил повторять, что ездить нам с вами прихо­дится по дорогам, а не по правилам. И на дороге одного шлема, пожалуй, будет маловато! Пред­лагаем собрать базовый комплект, который удобен в быту, обеспе­чивает прием­лемый уровень защиты и стоит максимально недорого.

Stage 1: Необходимый минимум

То, без чего вообще нельзя выезжать на дорогу — ни по ПДД, ни по минимальным соображениям безопасности.

Шлем

О том, как и какой мотошлем следует покупать, мы уже рассказы­вали — берите закрытый шлем-интеграл по той цене, которая вам кажется прием­лемой. Например, бюджетную модель, изготов­ленную из поликар­боната: что-то типа корейского HJC CS-15 или китайского LS2 модели FF320. Первый чуть дешевле, зато второй оснащён внутренним солнце­защитным визором. Оба, правда, тяже­ловаты — около 1,6 кило­грамма (и даже чуть больше, в зависи­мости от размера), но жить можно. Если свериться с британским рейтингом безопас­ности на сайте, то видишь, что обе эти модели получили по четыре звезды из пяти возможных. Хороший результат!

1/2
HJC CS-15

Такая покупка обойдётся в 6000–7000 рублей. Ну, может быть, в 8000, если выбрать красивую расцветку. За неё, кстати, имеет смысл немного пере­платить: шлем должен радовать владельца и быть заметным для других участ­ников движения. Заметность на дороге — вообще один из важных факторов безопас­ности. Поэтому подумайте о покупке экипировки ярких цветов.

Перчатки

Следом надо выбрать перчатки. Кисти — первое, что страдает при падении с мотоцикла.

Текстильные или кожаные?

Хорошо, когда у вас две пары перчаток: одна на тёплую погоду, вторая на холодную. Да, и на случай дождя иметь запасные сухие перчатки тоже полезно. Но сейчас мы собираем базовый комплект, поэтому ограни­чимся одной парой.

В жару удобнее ездить в лёгких матер­чатых перчатках, но наиболее универсаль­ными будут всё же кожаные. В них теплее, они не сразу промокают под дождём и в целом обеспе­чивают лучший уровень защиты. Поэтому берём кожаные.

Защитные накладки: какие, где и сколько

Изучите, есть ли у понравив­шихся вам перчаток жёсткие защитные накладки. Они могут быть резино­выми, пластико­выми или карбоно­выми. По большому счёту, материал особой роли не играет. Главное, чтобы накладки были. И были на нужных местах!

Накладки на костяшках пальцев выглядят очень эффектно, поэтому большин­ство произво­дителей старается ими не прене­брегать. На самом деле хороши они только в драке, но при аварии толку от них немного. Падая на землю, человек инстинк­тивно выстав­ляет руки перед собой, стараясь смягчить падение, и первое, что входит в контакт с поверх­ностью, вовсе не костяшки, а тыльная сторона ладони. То самое место, которым десант­ники и каратисты эффектно ломают кирпичи на показа­тельных выступ­лениях. Выходит, что самая важная защита должна быть именно там.

Кожаные перчатки Five

Желательно, чтобы и на самой ладони был допол­нитель­ный (усиленный) слой кожи или, ещё лучше, замши. «Правильные» произво­дители снабжают им даже самые лёгкие перчатки-сеточки. Такое покрытие помогает руке не скользить по рукоятке руля, а также защищает ладонь при падении. На самых серьёзных моделях имеется ещё и усиление мизинца — вплоть до того, что иногда его даже скрепляют с безымян­ным пальцем. Но это чаще всего встреча­ется на профес­сиональ­ных спортивных перчатках.

Какая застёжка надёжнее

Обязательно обратите внимание на то, чем и как именно перчатка фикси­руется на руке. Обычно это застёжки-липучки. Все остальные варианты — кнопки, молнии, какие-либо крючки и т.д. — будут хуже. Застёжки должны быть надёжными и в идеале находиться на верхней части запястья. Иначе велика вероят­ность, что при сколь­жении по асфальту «липучка» рас­стегнётся или оторвётся. Какой смысл во всей защите, если при ударе перчатка просто слетит с вашей руки?

Что делать, когда жарко или холодно

Очень часто перчатки делают из перфориро­ванной кожи. Хорошо это или плохо? Дело вкуса. Без дырочек руки будут потеть, а с дырочками — момен­тально намокать даже при небольшом дожде. Поэтому решайте сами, с какими неудоб­ствами вам проще смириться.

Куда важнее то, какую модель вы выберете — короткую или длинную. Короткие пер­чатки проще надевать, в них не так жарко летом. Но длинные, на мой взгляд, практичнее. Если заправить их раструбы в рукава, то встречный ветер будет задувать под куртку и охлаждать вас в жару. А если выпустить наружу, то вы избавитесь от сквозняков и лучше сбережёте тепло тела в прохладную погоду.

Сколько стоят хорошие перчатки

Итак, решили — покупаем длинные кожаные перчатки. Будьте готовы к тому, что стоят они недёшево! Лучшие спортивные модели обойдутся в несколько сотен долларов. Но мы сейчас экономим: лично я уже много лет езжу в перчатках француз­ской марки Five, поэтому не стал бы изменять любимому бренду. Длинные кожаные перчатки этой фирмы (например, модель RFX4) обойдутся в 5000–6000 руб. За 3000–4000 рублей можно купить нечто похожее, под маркой MCP (это новый бренд бюджетной мото­экипировки, который принад­лежит россий­ской компании «Байк Лэнд»). Очень хорошие перчатки делают Dainese, Alpinestars или, например, Revit. Но все они будут стоить заметно дороже.

1/5
Five RFX4

Кстати, перчатки — это, пожалуй, единственный предмет мото­экипировки, который вполне можно поискать на Aliexpress. Смотрите копии популяр­ных моделей от известных брендов, почитайте отзывы. Степень похожести оцени­вайте с помощью картинок с ориги­нальных сайтов. Практика показы­вает, что если вам повезёт, то по качеству такая покупка будет мало отличаться от оригинала, а цена вас определённо порадует!

Ложный финал

Так называется художественный приём, когда музыкаль­ное произве­дение, казалось бы, близится к своему концу, приостанав­ливается на мгновение… и затем продол­жается дальше. Вот и у нас финал ложный. Имея шлем и перчатки, в принципе, можно сесть на мотоцикл и поехать. Правилам это не противо­речит, и ни один инспектор ДПС не сможет упрекнуть вас в отсут­ствии экипировки. И некоторые опытные мото­циклисты в сильную жару позволяют себе такие воль­ности. Но новичкам делать этого не советуем — уж больно дорого стали теперь стоить медицинские услуги.

Но если вы всё же надумаете рискнуть, то хотя бы допол­ните свой гардероб плотными и прочными брюками и курткой — хотя бы обычной джинсовкой. А менее легко­мысленных и более осторожных мото­циклистов приглашаем на следующий уровень.

Stage 2: Защищаем туловище

Защитив руки и голову, следует подумать о защите тела. Майка, рубашка и даже обычная джинсовка вряд ли спасут вас при падении. Нужна специали­зированная мото­циклетная куртка. Лучше, конечно, чтобы их тоже было несколько — на разную погоду, под разный стиль и под разное настроение. Но мы собираем базовый набор, поэтому постараемся купить одну — недорогую и максимально универсальную.

Как выбрать хорошую куртку

Как бы эффектно ни выглядел мотоциклист в кожаной куртке, это самый бестолковый предмет его экипировки. В жару в коже нестерпимо жарко, под дождём она пропиты­вается водой и очень долго сохнет, а в холод не особо-то и греет. Главное достоин­ство кожи в том, что она хорошо защищает при падении на большой скорости и длительном сколь­жении по асфальту. Именно поэтому все спортс­мены ездят по треку в кожаных комбине­зонах. В них вполне можно доскользить до так называемой зоны вылета, а потом как ни в чем не бывало подняться, отряхнуться и пойти искать свой мотоцикл. Но при аварии в городе или на дороге общего пользо­вания, как правило, скользить просто некуда. Машины, бордюры, отбойники, разде­лители, столбы, дорожные знаки и т.д. быстро вас остановят. А от сильного удара о жёсткое препят­ствие не спасёт никакая куртка.

Поэтому оставьте кожу профессиональ­ным гонщикам и купите себе хорошую текстильную куртку! Лучше всего — удлинен­ную туристи­ческую модель. Она не будет задираться и оголять поясницу, когда вы садитесь на мотоцикл. Это наиболее универсаль­ное, «всепогодное» решение. Хорошие произво­дители с уверен­ностью заявляют, что их модели достаточно комфорта­бельны в диапазоне температур примерно от 5 и до 30 градусов. А что вам ещё надо? В средней полосе России весь наш короткий мото­циклетный сезон гарантиро­ванно уклады­вается в этот интервал.

Туристическая куртка Alpinestars Andes v2 Drystar

Как добиваются такой универсальности? Очень просто! Точнее, очень сложно. Ведь хорошая мото­циклетная куртка пред­став­ляет собой хитрое инже­нерное сооружение — этакий много­слойный пирог. Верхний слой защищает вас от ветра и возможных механи­ческих повреж­дений. Для этого он делается из плотной синтетиче­ской ткани типа Cordura или Oxford. По большому счёту, и то, и другое — это очень плотный нейлон, допол­нительно простёганный в наиболее уязвимых местах и усиленный вставками из натураль­ной кожи, искус­ственной замши, резины, пластика или карбона. На самых дорогих моделях могут быть даже накладки из алюминия или титана. Но это пока не наш вариант. Поэтому просто убедитесь в том, что плечи и локти вашей куртки чем-то усилены. Это необходимый минимум.

Вторым слоем в куртке идёт непродуваемая и непромока­емая вставка. Лучше всего, когда она выпол­нена из мембранной ткани, пропуска­ющей воздух и влагу наружу, но не внутрь. Эта вставка часто делается съёмной. В случае необходи­мости её можно носить отдельно — как лёгкую ветровку. Если вы не на мотоцикле, конечно. И третьим слоем, тоже съёмным, идёт тёплая подкладка. Чаще всего тонкий простёганный синтепон. Он отвечает за то, чтобы вы не пере­охлади­лись. Все эти слои можно снимать, надевать и комбини­ровать таким образом, чтобы вам было комфортно при любой погоде.

Что будет, если пойдёт дождь

А рано или поздно он непременно пойдёт. Можете даже не сомневаться. Многие удивляются: почему непромока­емый слой находится внутри куртки, а не снаружи? Так задумано специально, чтобы его можно было отстегнуть в сухую и тёплую погоду — без него вам будет не так жарко. А с ним намокнет только верхний слой куртки, который потом так же момен­тально просохнет на ветру, как только дождь кончится. Сам же водитель останется практически сухим. Если, конечно, у куртки не будут протекать молнии и застёжки.

Производители знают об этом, поэтому стараются оснащать свои изделия герметич­ными молниями и допол­нительно защищать их от влаги специ­альными клапанами-накладками на застёжках-липучках. Всё то же самое относится и к карманам. Обычно на лейбачках курток пишут, что такой-то и такой-то карманы у них непромока­емые, но не стоит этому безого­ворочно доверять: в сильный дождь деньги, документы и телефон лучше спрятать под куртку.

Важные мелочи

Рассматривая приглянувшуюся вам куртку, обяза­тельно обратите внима­ние на то, чтобы помимо карманов на ней были вентиляци­онные клапаны — в жару их можно открыть и пустить освежающий ветерок внутрь. Чем таких клапанов больше, тем лучше. Но в закрытом состоянии они тоже должны быть водо­непроницаемыми.

Также на хорошей куртке непременно должны присут­ствовать ремешки, позволя­ющие подогнать её по размеру и утянуть лишнее. Это важно! Если куртка будет на вас болтаться, хлопать и парусить на ветру, радости вам это не доставит. Да ещё и ткань быстро придёт в негодность.

Полезными будут и вставки из свето­отража­ющего материала. В тёмное время суток они сделают вас заметнее в свете фар. Чем их больше, тем тоже лучше. И ещё раз — если есть возмож­ность, выбирайте яркие цвета. Хотя если вы мужчина в самом расцвете сил и весом за центнер, то вам, скорее всего, придётся смириться с разно­образием оттенков черного. Увы, это гримасы маркетинга: почему-то считается, что пёструю одежду любят только девушки и подростки. А ведь мото­циклисты — они же как дети...

Нужна ли защита в куртке

Да, от лобового удара с КАМАЗом не спасёт даже глубоко­водный водо­лазный скафандр, но в менее серьёзных авариях вас смогут защитить специ­альные энерго­поглоща­ющие вставки. В хорошей куртке их пять: на плечах, на локтях и на спине. Первые четыре, как правило, идут в комплекте. Убедитесь, что они есть, а потом, надев куртку, проверьте, чтобы они были на своих местах. Чаще всего проблема бывает с локтями. Вставка в рукаве должна быть строго напротив сустава, а не болтаться где-то посередине предплечья. Часто защитные вставки регулиру­ются по высоте, но в довольно небольшом диапазоне. Поэтому если рукава вам изначально велико­ваты, то регули­ровки может не хватить. Это значит, что придётся искать другую модель куртки.

Обычно вставки делаются из относительно мягкого материала, чем-то напомина­ющего упругий пластик или резину. Такая защита стоит недорого, но способна эффективно поглощать энергию удара при столкно­вении. Более дорогой вариант — вставки из инноваци­онного материала D3O. При сжатии, изгибе или растяжении он остаётся мягким, а при резких ударах момен­тально твер­деет по всей своей поверх­ности, перерас­пределяя и, таким образом, поглощая энергию. И даже если на бирке куртки не написано, что она снабжена модными D3O-вставками (что, конечно, вряд ли), их легко узнать по характерному оранжевому цвету. Обычная защита чаще всего чёрная или серая!

Не забудьте про защиту спины!

На всех «ездовых» куртках всегда есть специ­альный карман, в который встав­ляется защита спины и позвоноч­ника. Но когда вы покупаете куртку, в нём, скорее всего, будет лежать лишь тонкая пластина из пористого материала. Сама по себе она вас ни от чего не спасёт, а предназ­начена только для того, чтобы её вынули... и взяли с собой в магазин, где по её форме вам подберут подходящую защиту. Да-да, практически всегда защиту приходится докупать отдельно! Но без защиты спины куртка почти полностью теряет свой смысл.

Защита спины может быть сделана из такого же материала, как и вставки на плечах или на локтях. В более дорогих моделях применя­ется D3O. Ну а высшим классом (в том числе и по уровню защиты) считаются составные вставки, представ­ляющие собой сэндвич из различных материалов. Какую выбрать — решать вам. В любом случае, покупая куртку, будьте готовы отдать ещё от 2000 до 5000 рублей за эту полезную опцию.

1/2
Обычная защитная вставка и вставка из D3O

Спортсмены наверняка скажут вам, что вставка на спине — это «не то» и что максимальную степень защиты обеспечи­вают только специали­зиро­ванные защиты, которые надеваются под куртку или комби­незон отдельно. И в принципе они правы. Но тут на первое место выходит уже цена. Хорошая спортивная «спина» обойдётся вам примерно в 8000–10000 рублей. Готовы платить? Покупайте. Но мы рассматри­ваем бюджетный вариант, поэтому удоволь­ствуемся недорогой вставкой. Только сперва убедитесь, что она достаточно гибкая и не стесняет движений (тут модели из D3O просто вне конкуренции). И ещё: хорошо, когда защита доходит до самого низа спины. Буквально до крестцо­вого отдела позвоноч­ника. Чем длиннее — тем лучше.

Сколько стоит приличная куртка?

Раз уж мы заговорили про цены, то неплохо было бы опреде­литься, сколько будет стоить базовая куртка? И тут вас ждут не самые приятные новости. Действи­тельно хорошая туристиче­ская куртка может стоит 50, 60 и даже 100 тысяч рублей. Именно поэтому некоторые мото­циклисты страхуют по КАСКО не только свои мото­циклы, но ещё и экипировку! Сделать это сложно, но, в принципе, возможно.

1/4
Куртка MCP Hurricane

Но если нужен вариант побюджетнее, то более-менее приличную модель, в общих чертах удовлет­воряющую описан­ным выше требо­ваниям, можно купить за 10–15 тысяч рублей. Здесь я бы предложил обратить внимание на продукцию бренда MCP, представ­ленную в салонах «Байк Ленд», или на изделия от отече­ственных произво­дителей. Например, HyperLook, InFlame или Krai шьют неплохие куртки. Добав­ляем сюда защиту спины тысячи за три рублей — и получаем итоговую цифру в размере 15000–20000 рублей.

Итак, мы уже потратили почти 30 000 рублей, но пока никак не защитили ноги мото­циклиста. Поэтому — переходим на следующий уровень.

Stage 3: Ноги

Попробуем обойтись совсем уж малой кровью и пока воздер­жимся от покупки фирменных мото­циклетных брюк за 15 000 руб. и спортивных сапог ещё за 20 000. Кстати, мода на сапоги «как у гонщиков MotoGP» давным-давно прошла, и сегодня ездить в них по городу — почти что признак дурного тона. Куда удобнее и приличнее ограни­читься специали­зиро­ванными мото­крос­совками или кедами. В крайнем случае какой-нибудь укорочен­ной моделью мото­циклетных туристи­ческих сапог. Но это тоже будет недёшево!

Как сэкономить на обуви

Если говорить про совсем бюджетный вариант, то можно сходить в любой магазин, торгующий армейским снаряже­нием и экипировкой, и купить самые простые отече­ственные берцы. Обязательно кожаные! И чем выше, тем лучше. Понятно, что по уровню защиты их не стоит сравни­вать со специали­зиро­ванной мото­циклетной обувью, особенно с гоночными моделями. Но они обойдутся всего в 3000 рублей и будут лучше «граждан­ских» кед или кроссовок. К тому же берцы практически всепогодные, а если их допол­нительно пропитать специальной жидкостью (вы найдёте её в любом обувном магазине), то они ещё и долго будут не промокать даже в сильный дождь.

Только не ленитесь каждый раз их плотно зашнуро­вывать. Голено­стоп должен быть плотно зафикси­рован! Это долго и муторно, поэтому на рынке суще­ствуют специальные мото­циклетные берцы, снабжён­ные, помимо шнурков, ещё и молнией сбоку. Например — модель Legacy от итальянской компании Forma. Надевать их куда быстрее и удобнее, но за комфорт придётся отдать как минимум 12 000 рублей. 

Примерно столько же надо потратить на хорошие мото­циклетные кеды. Да, в продаже есть модели и подешевле, но и компро­миссов в их конструкции и использу­емых материалах больше.

Forma Legacy

Как выбрать штаны для мотоцикла

В качестве мотоциклетных брюк в условиях жёсткого дефицита бюджета вполне сойдут простые джинсы. Но только максимально плотные и прочные. И их надо обяза­тельно дополнить защитными наколен­никами — пластико­выми щитками, которые надева­ются на ногу в районе колена и фиксиру­ются ремнями на застёжках или «липучках». Внутри, на стороне, обращённой к ноге, у них обычно какой-нибудь вспененный материал, который эффективно поглощает энергию удара.

Здесь тоже работает правило, что чем длиннее наколен­ники, тем лучше. Если нижняя часть наколен­ника будет доходить до верха ботинок — это идеальный вариант. Так лодыжка будет надёжно защищена. Однако носить наколен­ники поверх брюк в мото­циклетной среде считается немодным и некраси­вым. Лучше надеть их на голую ногу, а уже поверх натянуть брюки. Это, кстати, ещё и безопаснее: штанины не дадут наколен­никам провер­нуться на ноге при аварии. Но брюки для этого должны быть достаточно широкими.

Не можете найти такие джинсы? Тогда надевайте наколен­ники поверх. В конце концов, здоровье собственных коленных суставов дороже, чем чьё-то мнение о том, что модно, а что нет.

Какими бывают наколенники

Оставим за кадром профессиональ­ные брейсы, которые используют кроссмены: они слишком сложные (обычно их приходится подгонять индивиду­ально по ноге) и дорогие. Обычные «дорожные» наколен­ники бывают с шарнирами и без них. С точки зрения безопас­ности, первые лучше. При сильном ударе они не дают колену выгнуться в противо­положную сторону. Но за всё приходится платить — и не только деньгами. Шарнирные наколен­ники не только дороже, но и массивнее. Сложно найти достаточно широкие брюки, чтобы они натянулись поверх. А ещё при ходьбе по улице шарниры скорее всего будут скрипеть и щёлкать, что быстро выведет из себя даже самого спокойного человека.

Более доступный вариант — это простые наколен­ники, части которых крепятся друг к другу каким-нибудь мягким текстиль­ным материалом. Их проще носить и куда легче купить. И подойдут буквально любые — даже те, что продаются в спортивных магазинах с горно­лыжным снаряже­нием. Никакой принципи­альной разницы между мото­циклетными и «не мото­циклетными» моделями нет. Обойдётся вам такая покупка всего в 2000–3000 рублей.

За приличную шарнирную модель придётся отдать уже 4000–5000 рублей. Здесь имеет смысл обратить внимание на продукцию компаний Alpinestars, EVS, Acerbis и Thor. Кстати, некоторые наколен­ники тоже делают из высоко­техно­логичного материала D3O. Такие модели есть, например, в модель­ном ряду американской компании Icon. Но тут уже пятью тысячами рублей не обойтись — за космиче­ские технологии приходится платить по полной.

1/4
Шарнирные наколенники Alpinestars

Сводим бюджет

Вы одеты, обуты, довольно приличны защищены и ваш внешний вид не диссони­рует со сложившимся образом отече­ственного мото­циклиста. Обошлось вам всё это примерно в 35 000 рублей. И это, поверьте, недорого — мы сэкономили на всём, на чём только возможно.

Но не обольщайтесь. На этом ваши траты только начинаются. Если вы реально начнёте ездить каждый день, невзирая на погоду, то в самое ближайшее время вам ещё понадобятся запасная пара перчаток и дождевик — непромокаемый комби­незон, который надевается поверх всей остальной экипировки. Потому что если долго ехать в сильный дождь, то никакая, даже самая лучшая водо­непроницаемая куртка вас не спасёт.

Потом, вопреки всем нашим советам и доводам, вы непременно захотите купить красивую кожаную куртку. Захотите, захотите — все хотят. Потом — модные мото­циклетные джинсы какой-нибудь престижной марки… Словом, всё только начинается. Потому что вы стали мото­циклистом и ваша жизнь наконец-то наполнилась новым смыслом!

Лайфхак вместо постскриптума

Осень — время распродаж во всех мотоциклетных магазинах. В том числе в тех, которые торгуют мото­экипировкой. Поэтому, если отправиться в мотосалон в октябре-ноябре, то можно сэкономить ещё до 30% от обозна­ченной суммы. Или купить со скидкой более дорогой бренд, и всё равно уложиться в скромный бюджет. Но поторо­питесь! К декабрю в магазинах не остаётся большин­ства интересных цветов и ходовых размеров, а после новогодних празд­ников цены вновь пойдут вверх!


Иллюстрации: Анастасия Зотова

Какой бюджет на минимальный набор экипировки вам кажется приемлемым?

Почитать ещё