Мировая история много раз меняла судьбу всего человечества. Войны, изобретения, стихийные бедствия — всё это так или иначе привело наше общество к тому, чем оно является сегодня. А как те же события повлияли на историю автомобиля? Скажем сразу — в некоторых случаях очень и очень заметно.
Такое случается – годы, а то и десятилетия технический прогресс топчется на месте, а потом под воздействием внешних факторов делает резкий скачок вперёд. Вспомнили события, которые спровоцировали самые резкие из этих скачков.
~
Отмена правила «Красного флага»
Сложно поверить, но во второй половине XIX века человечество (во всяком случае малопрогрессивная его часть) боялось автомобилей — примерно так же, как все мы сегодня боимся коронавируса. Поэтому в Великобритании, например, ещё в 1865 году был принят «Закон красного флага». Он строго регламентировал движение любого безлошадного экипажа: впереди самодвижущейся повозки должен был идти человек с красным флагом, предупреждая всех об опасности.
Несложно понять, что среди прочих неудобств правило «красного флага» ограничивало темп движения автомобиля до скорости пешехода. О каком техническом прогрессе можно говорить при таком раскладе?
Только в 1902 году под давлением прогрессивной британской общественности, среди которой был, например, сам Генри Ройс, архаичный закон отменили. На дороге перед автомобилем и прогрессом не осталось препятствий, и к концу десятилетия один только американский автопарк преодолеет цифру в полмиллиона экземпляров.
~
Первая мировая война
Война — это всегда огромная трагедия. Но не только — почти всегда масштабный военный конфликт становится допингом для технического прогресса. Так случилось и в
Ещё важнее, что, когда военный пожар удалось затушить, оказавшиеся вдруг ненужными возможности оборонной промышленности пошли на мирные нужды. Да, Первая мировая стала причиной крушения целых империй и обошлась человечеству в десятки миллионов загубленных жизней. Но она же по сути поставила послевоенную Европу на колёса.
Уже в марте 1919-го, всего через четыре месяца после завершения войны, в Париже состоялся дебют Citroen Type A — первого автомобиля французской фирмы. В огромных цехах, где раньше выпускали снаряды, сверхуспешный промышленник Андре Ситроен наладил производство недорогих автомобилей. Если суммарный выпуск всех французских автомобилей в
В 1922-м фирма британца Герберта Остина, разбогатевшая на производстве самолётов, пулемётов и зенитных пушек, отдаст мощности завода в Лонгбридже под выпуск простенькой микролитражки Austin 7, которая станет для Европы тем же, чем Ford T был для Америки. Тренд массовости подхватили другие мощные бренды — Peugeot, Opel, Morris, чуть позже FIAT — превратив автомобиль из игрушки для богатых в товар самого широкого потребления.
~
Великая депрессия
Крах фондового рынка Америки на рубеже 30-х годов больно ударил по экономике всей страны. Для автомобильной индустрии США — на тот момент самой масштабной, влиятельной и мощной в мире — это стало периодом очищения. Знаменитые бренды, ещё недавно купавшиеся в славе и деньгах, теперь разорялись пачками. В период с
Больнее всего Великая депрессия ударила по производителям дорогих автомобилей. Именно в тот период обанкротились такие славные компании, как Pierce Arrow, Cord, Duesenberg и десятки других. Из премиальных брендов выжили только самые стойкие, а на первые роли вышли демократичные марки. В годы Великой депрессии бюджетный сегмент рынка вырос вдвое — с 40 до 80% процентов рынка.
Не будем забывать и по-настоящему массовое строительство дорог, развернувшееся в Америке
~
Вторая мировая война
Её не зря называли войной моторов. Никогда прежде в истории исход военного конфликта не зависел от самолётов, танков и автомобилей. Вторая мировая унесла десятки миллионов жизней, но подарила миру совершенно новые технологии, которые полностью изменят автомобильный прогресс.
Пространственные рамы, легкосплавные материалы, газотурбинные моторы, высокотехнологичные системы вроде впрыска топлива — всё это, пройдя крещение в военной авиации, затем окажется крайне полезным и для автомобилей. Вспомним впрысковые моторы Daimler-Benz, стоявшие на истребителях «Мессершмитт-109», и схожую систему питания на серийном Mercedes-Benz 300 SL (W198).
Ещё более важное событие — вынужденное использование в военных целях синтетического топлива, масел и синтетического каучука. Всё это уже в мирное время приведёт к заметному прогрессу в технологиях покрышек и смазочных материалов.
И, конечно, нельзя пройти мимо столь важного автомобиля, как Willys
~
Публикация книги «Опасен на любой скорости»
Молодой и крайне амбициозный адвокат Ральф Нейдер вряд ли догадывался, что его книга «Опасен на любой скорости», вышедшая осенью
Хотя это было неправдой. В книге Нейдера вообще много противоречивых и спорных моментов. Но все решили, что дыма без огня не бывает: наезд на General Motors в итоге превратился в обвинения всему автопрому, уделявшему преступно мало внимания безопасности. И пошло-поехало: обязательные ремни безопасности, травмобезопасные рулевые колонки, подголовники (1966), противоударные бамперы (1972), эйр-бэги (1973)…
Как бы многим ни хотелось этого не признавать, но неустанно повышающийся уровень защищённости современных автомобилей в значительной степени заслуга и Ральфа Нейдера.
~
Нефтяной кризис 1973 года
Многие склонны переоценивать масштабы первого глобального топливного кризиса. Коллективные санкции ОПЕК к США и другим странам, поддержавшим Израиль во время так называемой «Войны судного дня», действовали всего полгода. Да, за это время цена нефти выросла в четыре раза, но потом сравнительно быстро откатилась обратно. Какими бы ни были причины и длительность кризиса 1973 года, его влияние на автомобильную историю переоценить невозможно.
Мир в целом, а Соединённые Штаты в частности, быстро поняли: много дешёвой нефти — это не навсегда. Навсегда лишь поменялись автомобильные предпочтения американцев. Вместе с дорогим и дефицитным топливом, а также запретом на использование этилированного бензина на свалку истории, увы, первыми отправились мощные маслкары. Им на смену пришли наспех разработанные «экономичные» модели: Ford Pinto, Chevrolet Vega, AMC Gremlin. Но покупатели, разочарованные в маломощных моторах и тесных салонах, в массовом порядке пересаживаются на пикапы и внедорожники.
На волне преклонения экономичности растут продажи европейских и японских брендов. Если в 1972 году все импортные автомобили занимали 13% американского рынка, то через три года их доля вырастет почти до 16%. А к
Тиски экономичности и экологичности год за годом всё сильнее зажимают автомобильную промышленность. Усреднённые нормы потребления топлива среди моделей одной марки (стандарт CAFE), нормы экологичности, прогрессивные налоги на объём и мощность – всем этим «прелестям» мир обязан крепко закупоренному нефтяному крану осенью
~
Мораторий на импорт автомобилей в Китай
Пример того, что запретительные меры тоже могут приносить пользу. Осенью 1985 года правительство Китайской Народной Республики ввело двухлетний запрет на ввоз в страну практически всех зарубежных автомобилей. Экономика Китая нуждалась в машинах, но тратить на них валюту посчитали расточительством.
Для иностранных брендов это решение было весьма болезненным. Спрос на автомобили уверенно рос: к 1985 году Китай превратился во второй крупнейший рынок для японских марок после США. И тут столь жёсткий, полностью противоречащий законам свободного рынка запрет.
Впрочем, «мессадж» китайского руководства был прост и оттого услышан. Каждый, кто хочет продавать автомобили в Китае, должен производить их в Китае. И уже совсем скоро европейские, американские и японские компании первой руки начали создавать в КНР совместные предприятия. Началось всё с малого — производства устаревших моделей Peugeot, AMC и Volkswagen, но с каждым годом ситуация менялась. Стало понятно, что страна с растущей экономикой и более чем миллиардным населением, 99% которого никогда не имели личного автомобиля, — это возможность, которую нельзя упустить. В Китай устремились все новые игроки с мировым именем, вынужденно готовые делиться не только технологиями из позавчера — передача интеллектуальных прав на конструкции и технологии тоже была частью требований китайских властей.
В общем, уже в 1992-м китайский автопром впервые перешагнул цифру в миллион выпущенных машин. А количество автомобилей на 1000 человек выросло с 1,43 в
~
Киотский протокол
Сегодня иконой борьбы за экологические идеалы мы считаем шведскую школьницу по имени Грета, но реальные идеалы зелёного движения в мире символизирует Киотский протокол. Подписанное в ноябре
Напрямую Киотский протокол не затрагивает автомобильную промышленность. Но, учитывая, что двигатели внутреннего сгорания считаются одним из главных источников выброса углекислоты (один из вредных парниковых газов), то влияние соглашения на автопром огромно. Коллективная ответственность за соблюдение договорённостей заставляет правительства всех стран мира оказывать давление на автомобильный бизнес. По сути, всё более жёсткие нормы по содержанию СО2 в выхлопе — это мы о бесконечной череде стандартов «Евро» — и есть прямое следствие Киотских соглашений.
Нельзя не отметить и другой важный момент. Серийное производство гибридной Toyota Prius первого поколения было начато спустя несколько недель после подписания протокола. Маркетологи Toyota смогли искусно вписать своё детище в новую экологическую волну — и если в
А сегодня гибридные модели или полностью электрические есть в модельной гамме всех без исключения автомобильных брендов.