Я буду икры твои наминать: 8 фактов про новый Mercedes-Maybach S-класса

Как тебе «Монарх», Илон: всё, что надо знать о проекте российского электромобиля
Разбор

Михаил Кондратьев

Российский проект «Монарх» наделал много шума почти сразу после выхода в свет в 2019 году. Отчасти — благодаря масштабу амбиций. Это, на секун­дочку, создание с нуля продвинутого электрокара с прицелом на серийный выпуск. В России! А отчасти — из-за ряда очевидных вопросов и несоответ­ствий, заставляющих сильно сомневаться в реальных перспективах проекта. Но несмотря на весь скепсис, в ноябре текущего года руко­водство проекта сообщило о подготовке к серти­фикации первой модели. То есть разработка первого авто­мобиля марки «на бумаге» завер­шена и можно приступать к его производству? Так получается?

С чего всё начиналось

Проект «Монарх» анонсировали весной 2019 года. В одном из первых сообщений говорится одно­временно о планах создать линейку моделей, о широких возмож­ностях их конфигурации и о работе над графено­выми батареями (такие пока не применя­ются в мировом автопроме) с системой быстрой замены вместо долгой зарядки.

Производителем «первого российского электро­мобиля» должен стать несуще­ствующий (об этом позже) концерн Monarch — он, в том числе, обещает не экономить на отделке салона и создать «шикарный экстерьер, в котором будет приятно находиться даже самому изысканному клиенту».

Летом прошлого года состоялась первая пресс-конференция, на которой были раскрыты допол­нительные подроб­ности: для выпуска электрокаров в Ново­сибирске строится новый завод, запланиро­вано шесть моделей на двух платформах — от компактного седана до полно­размерного кроссовера. Объявлены и прогнози­руемые цены: от 1,8 миллиона рублей за самый простой электрокар до 4,9 миллиона за топовую модель.

Первый автомобиль марки Монарх — лифтбек S — должен стать автомо­билем средней ценовой категории с начальным ценником 2,3 миллиона рублей. В ходе презентации было отмечено, что в России отсут­ствуют авто­мобили отечественного произ­водства в ценовом диапазоне выше миллиона (то есть дороже продукции АвтоВАЗа) и вплоть до 17 милли­онов рублей (где начинается территория автомо­билей бренда Aurus).

На той же конференции впервые были показаны рендеры модели S. Пятидверка длиной чуть более пяти метров слегка напоминает Porsche Panamera и запоми­нается необычным оформ­лением кормы. На этой платформе, согласно презентации, в дальнейшем могут быть построены относи­тельно компактные седан и кроссовер, а также средне­размерный вседорожник. На второй платформе возможна разработка премиального седана и кроссовера «подобно Cadillac».

1/3

Раскрыты и некоторые технические харак­теристики. В част­ности, были озвучены планы по использо­ванию 50- и 75-кило­ваттных электро­моторов. За счёт этого электро­мобили смогут быть передне-, задне- или полно­приводными и мощностью от 136 до 815 л.с.

Ещё одной важной особен­ностью «Монархов» должна стать быстро­съёмная батарея с системой извлече­ния через порог (сбоку) — подобно картриджу. По мнению авторов проекта, это удобнее, чем аналогичная система мгновенной смены батареи, предложенная «Теслой». Впрочем, на первых экзем­плярах модели S идея реализована не будет — её планируется воплотить позднее.

Наконец, проект предполагает развитие инфра­структуры — «заправок» и станций обслужи­вания по всей стране, а также выход на экспортные рынки. По словам руково­дителя «Монарха», уже из первой партии прототипов образцы будут отправлены в США, а также страны Европы и Азии.

Что было дальше

В последующие месяцы зарождающаяся марка показывала рендеры кроссовера SX (тогда планиро­валось, что он вместе с моделью S отправится в 2020-м в «мировое турне» по выставкам), а также рендеры интерьера лифтбека S.

1/6

Отмечалось, что в отделке будут использованы дерево, лён, искус­ственная кожа, алюминий и хром, а также фирменные часы, покрытые родием. Появится и широкий (658 милли­метров) дисплей вместо класси­ческой приборной панели. Управле­ние климат-контролем и прочими системами, судя по изображе­ниям, должна взять на себя большая сенсорная панель под правой рукой водителя.

1/6

В Телеграм-канале проекта периодически появляются интересные технические подроб­ности о модели S. Например, об идее установки двух «ветро­турбин» для генерации допол­нительной энергии. Или о возможном использо­вании энергии, вырабаты­ваемой во время работы «магнитных амортиза­торов». Параллельно обнароду­ется информация о подборе комплектующих.

Согласно другим сообщениям, лифтбек должен получить авто­пилот (стороннего произво­дителя) и продвинутую систему голосового управ­ления, а также научится узнавать владельца — этим, вроде как, должен заведовать искус­ственный интеллект. Кроме того, автомо­били «Монарх» смогут делиться друг с другом информацией о дорожной обстановке и автомати­чески подстраи­ваться под условия движения, что снижает вероят­ность ДТП. Короче говоря, наш ответ Тесле на бумаге выглядит крайне перспективно.

«Премьера»

24 декабря 2019 года в Москве должно было состояться меро­приятие, на котором обещали представить прототип модели S с серийными элементами экстерьера и салона. Но меро­приятие пошло не по плану: автомобиль, отправ­ленный с помощью транс­портной компании из Ново­сибирска, так и не появился на презентации.

По мнению руководства проекта, это произошло по вине транспортной фирмы, якобы получившей предоплату, но так и не отправившей автомобиль. По информации портала Drom, прототип всё же доставили в Москву, однако не выдали заказ­чику из-за долга за транс­портировку: «Монарх» представил фальшивое платёжное поручение на вторую часть суммы договора.

Через пару дней в Сети появятся снимки «живой» модели S, сделанные в процессе транс­портировки. Обещанный разработ­чиками ходовой прототип выглядит на них, мягко говоря, далёким даже от предсерийного варианта.

1/15

Позже, комментируя ситуацию, руко­водство «Монарха» заявило, что прототип сознательно собирали на одноразовой простран­ственной раме и с использо­ванием силовой установки электрокара Nissan Leaf — ведь оригиналь­ные агрегаты модели ещё не были готовы, как и не было возмож­ности построить настоящий кузов. Кроме того, транспортники якобы вскрыли автомобиль и разобрали многие элементы салона.

Вопросы

Проект «Монарх» получил немало критики ещё до истории с прототипом. Во-первых, чересчур амбициозно выглядит сам план: в течение пары лет с нуля разработать современный автомобиль, да ещё и запустить серийное произ­водство на несуще­ствующем пока заводе. Серьёзная задача даже для крупного автопроизводителя.

Во-вторых, вопросы вызывает само устройство бизнеса «Монарха». Упомянутый «концерн Monarch» на деле пред­ставляет собой ООО «Новые техно­логии Сибири» — фирму, зарегистри­рованную в 2011 году, которая с 2012-го существует с нулевой выручкой. Руково­дитель этой компании, как и главное действу­ющее лицо в «Монархе», — Пономаренко Алексей Сергеевич.

В одной из статей на портале Drom приводится информация о предыдущей деятель­ности Пономаренко. Он, например, занимался крипто­валютой, и резуль­татом этой деятель­ности стали несколько исков в полицию от обманутых вкладчиков, инвестиро­вавших в проект Алексея от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей.

Один из них рассказал ещё и о гонконгской фирме-«пустышке», директором которой его якобы обманным путём сделал Пономаренко — она указывалась в качестве бенефи­циара проекта «Монарх». В настоящее время информации об этом на официальном сайте проекта нет.

Сам Алексей написал в своей биографии следующее: «В 2005 году я поступил на службу в органы прокуратуры. Прекрасно служил, всё получалось. Но мне всегда хотелось сделать что-то масштабное и полезное для общества. Поэтому в 2011 году я уволился по собственному желанию и организовал компанию ООО "Новые технологии Сибири". В 2011 году мы стали производить в Ново­сибирске автомо­бильные сигнали­зации, аудио­визуаль­ные устройства "Цветок Тесла", АВВ (autoblackbox) — систему передачи данных при ДТП, модули управления "Умный дом", прочие электронные устройства, но прежде всего для автомо­бильной отрасли. При этом мы разрабаты­вали всё с нуля: компоненты, платы, проектирование, программиро­вание контроллеров».

С 2013 года Пономаренко активно занялся майнингом. По его словам, именно так появился стартовый капитал на проект «Монарх».

Вместе с тем на сайте ФССП России за полным тёзкой предпри­нимателя в Ново­сибирской области числятся десятки задол­женностей. Общая сумма по исполни­тельным произ­водствам составляет около 500 тысяч рублей. В отно­шении ООО «Новые технологии Сибири» тоже имеется восемь исполни­тельных производств.

И ещё вопросы

Вернёмся к устройству фирмы «Монарх». Точнее, к её юридической и финансовой моделям. Прогнозиру­емая общая капитали­зация «Монарха» (со слов её основателей) — 461 миллион долларов (35 милли­ардов рублей по текущему курсу). Объём требуемых инвестиций на период с 2019 по 2021 год составляет почти 226 миллионов долларов (свыше 17 миллиардов рублей).

Откуда возьмутся деньги? Изначальный план таков: привлечение миллиарда рублей путём краудинвестинга (стартовые инвестиции на особых условиях) и публичное размещение акций. Сперва планируется продать 10 процентов акций на сумму в три милли­арда рублей, затем ещё 39 процентов на 11,7 миллиарда. В случае, если проект не привлечёт необходимый объём средств, акции будут размещены на профильной американской фондовой бирже NASDAQ. Вместе с тем Алексей Пономаренко не раз заявлял о необходимости финансиро­вания проекта (и ему подобных) правительством РФ.

В одном из интервью предприниматель говорит о том, что сумма требуемых инвестиций склады­вается из разработки двух автомо­билей, маркетинга и PR, подготовки инфра­структуры и подготовки произ­водства двух тысяч машин. Одно­временно с этим на сайте «Монарха» сообщается, что средства привлекаются для строитель­ства трёх мини-фабрик на территории Китая, Европы и США, а также развития инжи­нирингового центра в России.

Практически со старта «Монарх» запустил программу «Ранний инвестор». Вклад­чикам (покупателям акций) обещана возмож­ность участия в создании авто­мобиля путём голосования за предложенные варианты испол­нения различных элементов. Вместе с тем программа подразуме­вает 20-процентный бонус к общей сумме приобрета­емых акций, скидку на покупку авто­мобиля в размере суммы инвестиций, бесплатную подзарядку на станциях компании и партнёров, а также скидку на сервисное обслуживание. Наконец, акционерам доступны протоколы и видео совещаний рабочих групп, а также конструкторские и инженерные документы.

Через пару месяцев с даты запуска проекта в пресс-релизе на официальном сайте сообщалось, что более 300 человек приобрели акции проекта. Однако последние месяцы информация о количестве акционеров не обновляется.

В 2020 году стратегия «Монарха» изменилась в силу ряда причин — это пандемия, потеря прототипа и спад экономики, которые «вряд ли позволят привлечь сейчас такие инвестиции». Если прежде планировалось начать серийный выпуск автомобилей в 2021–2022 годах с прицелом на 20 тысяч машин в год и доход­ностью от шести милли­ардов рублей, то теперь в программе развития появился промежуточный этап.

Речь о сертификации ограниченного коли­чества электро­мобилей и запуске мелко­серийного ручного произ­водства. Это, как отмечается, проще и дешевле, а также позволит провести «более всесторонние испытания» на дорогах общего пользо­вания и краш-тесты перед полно­масштабным серийным выпуском.

Для реализации этапа планируется привлечь 2,5 миллиона долларов (в виде 10 «эксклю­зивных пакетов» по 250 тысяч с особыми условиями инвестиро­вания), ещё 2,5 миллиона учредители «Монарха» вложат самостоятельно.

Так что же в итоге?

Последний пресс-релиз «Монарха» обещает выпуск первой партии из 30 моделей S без конкретных сроков. 10 из них будут именными, с примене­нием «премиальных материалов» — например, карбона, ценных пород дерева и драгметаллов.

Предусмотрены две модификации: S200 и S400 мощностью 272 и 544 л.с. соответ­ственно. В первом случае электромотор будет один и спереди, а ёмкость батареи составит 60 кВт·ч, чего должно хватать на 382 километра хода без подзарядки. Разгон до «сотни» — около пяти секунд (на сайте указано, что допускается отклонение на 0,5 секунды от заявленной цифры) при максимальной скорости 250 км/ч.

S400 получит два электромотора и полный привод, 80-кило­ваттную батарею (запас хода до 407 километров), разгон до 100 км/ч за 3,2 секунды и 260 км/ч максимальной скорости. В обоих случаях будет также пневмоподвеска и богатое оснащение с допол­нительными «плюшками» у более дорогой версии. Кто станет поставщиком компонентов — двигателей, батарей, электроники и деталей подвески — и кто всё это будет испытывать и настраивать, не уточняется.

Приём предзаказов уже открыт, цены на модель начинаются с 58 тысяч долларов (4,4 миллиона рублей) за S200 и от 61 тысячи (4,6 миллиона рублей) за модификацию S400. Однако первые 10 экзем­пляров в том и другом случае обойдутся в 150 и 190 тысяч долларов соответственно (11,4 и 14,4 миллиона рублей) — видимо, это и есть анонсиро­ванные «именные» автомобили.

К слову, ранее в Инстаграме проекта было рассказано о необычных гарантийных условиях: при отсутствии ДТП и частой смены владельцев на все автомобили марки будет распро­страняться гарантия на 10 лет или миллион километров пробега. Такую надёжность планируется обеспечить «высочайшим качеством материалов сборки», а также системой поощрения и штрафов коллектива.

Но...

Пока автомобили марки «Монарх» существуют лишь на рендерах, а те немногие фото- и видео­материалы о «живом» лифтбеке S, что можно найти на сайте (функци­онирующем, прямо говоря, не очень хорошо) и каналах проекта, посвящены тому самому пропавшему прототипу. Показанное летом 2020-го здание завода представ­ляло собой лишь «коробку» без внутреннего обустрой­ства — пока информация о нём не обновлялась.


Проект «Монарх» добьётся успеха?

Почитать ещё