Новый Tiguan, огромный Hyundai и свежие «китайцы»: все новинки декабря для России

7 ошибок водителя, способных убить «автомат»
Подборки

КОМАНДА АВТО.РУ

Россия превращается в страну «автоматов». Даже в бюджетных сегментах автомо­бильного рынка машины с двумя педалями с каждым годом захваты­вают всё большие доли. А среди автомо­билей подороже автомати­ческая трансмиссия давно стала стандартным оснащением — прежде всего в виде классической гидро­механиче­ской АКПП. Вот только правильно пользо­ваться ей умеют, увы, не все. При кажущейся простоте эксплуатации — включил Drive, нажал на газ и поехал — «автомат» всё-таки требует аккурат­ности и внимания. Вот 7 серьёзных ошибок, которые совершают владельцы автомобиля с двумя педалями.

1. Движение на холодном «автомате» сразу после запуска двигателя

В автоматической трансмиссии есть не только шестерни, валы и подшипники, которые нужно смазывать. Масло тоже служит «рабочим телом» для гидро­транс­форматора и сложной гидравли­ческой системы управления, и оно намного сложнее и дороже обычного трансмисси­онного. Но даже оно густеет на холоде. 

Прежде чем ехать и, соответственно, нагружать АКПП, стоит дать маслу немного согреться и смазать все узлы коробки, а насосу — накачать его нормальное давление. Для этого необходимо зимой хоть минутку подержать «автомат» в режиме Drive и ещё столько же — в положении Reverse. И только потом плавно трогаться. Не лишним это будет и летом, только время ожидания можно сократить.

2. Переключение в N («нейтраль») для движения накатом

Некоторые водители считают, что, включая «нейтраль» и отключая двигатель от колёс, они экономят топливо. Однако в «автомате» нейтральное положение не предназ­начено для движения! Да и заметной экономии оно не даёт.

В «нейтрали» шестерни и гидротранс­форматор всё равно вращаются. А вот масляный насос сбрасы­вает давление, из-за чего смазка узлов ухудшается. Поэтому в инструкции к любому автомо­билю с АКПП написано, что «нейтраль» применяется при необходи­мости и только для загрузки машины на эвакуатор или её буксировки, только на малой скорости и на строго ограни­ченное расстояние.

3. Переключение в Drive, Reverse или Parking на ходу

Конечно, в блок управления современной АКПП встроена «защита от дурака», которая не даст включить на полном ходу режим Parking или Reverse. Ведь если это произойдёт, то коробку в буквальном смысле разнесёт на куски. А вот когда автомобиль вроде бы еле катится, команда от водителя может быть принята. И даже исполнена.

Но такое действие будет сопровождаться толчком или даже ударом, при которых узлы коробки — в первую очередь, валы и шестерни — испытывают повышенные нагрузки, сокращающие ресурс агрегата. Истории, заканчи­вающиеся вызовом эвакуатора сразу после такого неосмотри­тельного действия, тоже быль, а вовсе не легенды.

4. Попытки вытащить застрявшую машину «в раскачку»

Ошибка, по своему характеру и последствиям похожая на предыдущую. Застрявший авто­мобиль сам практически неподвижен, а вот его ведущие колёса могут вращаться довольно активно. И быстрые переводы «автомата» сначала в Drive, потом в Reverse, сопровож­даемые к тому же нажатием на педаль газа, точно так же прово­цируют ударные нагрузки в трансмиссии и пробуксовку фрикци­онных муфт, вынужденных блокировать быстро враща­ющиеся планетарные передачи.

Лучше постараться выехать из грязи, песка или снега «внатяг». Гидротранс­форматор автоматиче­ской трансмиссии позволяет подать на ведущие колёса хорошую тягу при минимальной их пробуксовке. И, в отличие от дисков сцепления «механики», почти не страдает от этого сам.

5. Резкие разгоны

Это, пожалуй, самая распространённая причина, по которой современные «автоматы» раньше времени попадают на сервис. Когда водитель резко и сильно нажимает на газ, коробка честно пытается пере­ключаться как можно быстрее — и в итоге гробит саму себя.

Потому что для лучшей динамики гидротрансформатор блокиру­ется, скачки крутящего момента пере­даются на детали коробки, а фрикци­онные муфты при быстрых пере­ключениях сильнее буксуют, греются и в конечном счёте «горят». Отчего ещё сильнее буксуют — и круг замыкается. Попутно продукты их износа и температура портят масло в АКПП, которое хуже смазывает остальные узлы.

6. Старты «с двух педалей»

Отдельная история, когда водитель, удерживая машину на месте тормозом, одно­временно нажимает на газ. И хотя современная электроника не даёт двигателю набрать большие обороты, при таком старте авто­мобиль немного быстрее разгоняется, порой позволяя выиграть «свето­форную гонку». Но пока нажаты две педали, все усилия двигателя вынужден «растворять» в себе гидротранс­форматор. От этого он стреми­тельно греется, греет масло и в конечном счёте пере­гревает весь «автомат».

7. Плохое или неправильное обслуживание

Практика показывает, чтобы «автомат» служил долго, его надо обслуживать чаще, чем пред­писывают заводские инструкции. Даже при щадящей эксплу­атации. А если вы любите «навалить» или подолгу толкаетесь в пробках, то в коробке быстрее «стареет» масло и накапли­ваются ошибки.

Автоматическая коробка передач — очень сложный агрегат, поэтому его нужно уметь правильно диагно­стировать и обслуживать. В противном случае исправная вроде коробка может внезапно «умереть», например, вскоре после неграмотной замены масла. Оно, кстати, для каждого «автомата» рекомендуется строго определённое.

О том, как устроен гидромеханический «автомат», как его эксплуатировать, чтобы он прожил долгую и счастливую жизнь, и с какими неисправностями могут столкнуться владельцы АКПП — в большой статье Учебника.

Почитать ещё