По сведениям издания Automotive News, в скором времени сегмент компактных автомобилей на европейском рынке может лишиться двух очень крупных игроков: из продажи исчезнут маленькие городские модели Volkswagen и группы PSA (Peugeot, Citroen и Opel).
Что случилось? Ведь в Европе всегда любили маленькие машинки!
По прогнозам аналитической компании LMC Automotive, сегмент компактных моделей в ближайшие годы будет стремительно сокращаться. Если в 2017 году в Европе было продано 1,14 миллиона таких машин, то уже в 2021-м объёмы продаж едва ли превысят миллион автомобилей.
Но главная проблема – в маржинальности. С каждым годом автопроизводителям становится всё сложнее зарабатывать на компактных моделях из-за низкой добавочной стоимости. Поэтому уже в этом году компания Opel «убьёт» модели Adam и Karl. Аналогичные планы есть у концерна Volkswagen, а теперь забросить компактный сегмент подумывают и компаниях Peugeot и Citroen.
Сегмент субкомпактных автомобилей никогда не отличался высокой маржинальностью, утверждает один из руководителей LMC Automotive Джастин Кокс. Для снижения издержек, тот же альянс PSA в своё время «подружился» с Toyota для выпуска компактных моделей: малыши Peugeot 108, Citroen C1 и Toyota Aygo базировались на одной платформе и выпускались на одном заводе в Чехии. Но уже с 2021 года производством этих моделей займется «Тойота», а PSA может вообще выйти из сегмента.

Peugeot 108
Почему доходность в сегменте малолитражек падает?
Операционный директор PSA в Европе Максим Пика объяснил в интервью Automotive News, что одна из причин – необходимость делать такие автомобили актуальнее, технологичнее и безопаснее, а также добавлять им современные опции, что делает машину дороже.
Исполнительный директор Volkswagen Герберт Дисс ранее отмечал, что компактные автомобили едва-едва вписываются в экологические стандарты, а с 2020 года вообще перестанут им соответствовать. В качестве примера Дисс приводит модель up!, которая, по его прогнозам, подорожает примерно на 3 500 евро из-за новых экологических стандартов 2030 года. Рост цены – серьезная проблема именно для компактных машин. Потому что по статистике, именно цена является определяющим фактором при покупке в этом классе.

Volkswagen up!
А если перевести их на электричество?
Можно, и электрокаров в этом сегменте уже немало. У Volkswagen есть электрический up!, скоро на рынке появятся Skoda Citigo и Seat Mii, созданные на той же агрегатной базе, а в «Ситроене» буквально в прошлом году говорили об интересе к электрическому C1. Электротяга действительно может оживить сегмент, но и с этим есть проблема: случится это лишь тогда, когда батареи станут по-настоящему дешёвыми и компактными.
Значит, компактные автомобили скоро вообще исчезнут из Европы?
Совсем – пока не исчезнут. Потому что некоторых автопроизводителей ситуация на рынке вполне устраивает. Например, в Toyota называют этот сегмент европейского рынка очень важным и говорят, что Aygo привлекает молодую аудиторию и прекрасно справляется со своими задачами. Нет проблем с популярностью и у Suzuki Ignis, хороший год был у Kia и Renault: продажи их моделей Picanto и Twingo выросли на 19 и 11 процентов соответственно.

Toyota Aygo