Для большинства людей автомобили Mercedes-Benz — это статус, роскошь, высококлассные материалы, передовые технологии и концерт фирменных звуков, вроде знакомого лязганья дверей Гелендевагена или картечи выхлопной системы
Война — это всегда палка о двух неравнодлинных концах. С одной стороны, война несёт хаос, разрушения, страдания и смерть, с другой — даёт мощнейший пендель научно-техническому прогрессу. Потому что без передовых технологий победить почти невозможно.
После Второй мировой войны Западная Германия лежала в руинах и была связана по рукам и ногам международными договорами, которые запрещали стране выпускать чуть ли не всё, что могло бы использоваться в качестве оружия. Тем не менее восстанавливать страну было нужно, и многие предприятия, ещё вчера штамповавшие снаряды, переключились на выпуск созидательной, а не разрушительной продукции. Тем более что некоторые изобретения, случившиеся в ходе Второй мировой, помогали быстро переквалифицировать и оптимизировать производство.
Извинившись за все злодеяния перед мировым сообществом, Германия взяла на себя обязательства стать аграрной страной, способной прийти на помощь каждому. Но чтобы преуспеть в этом деле, ей требовалась современная сельскохозяйственная техника. Именно это умозаключение натолкнуло Альберта Фридриха, бывшего инженера Daimler-Benz, на идею: создать максимально универсальный автомобиль, который мог бы заменить и трактор, и грузовик, и, при желании, даже легковую машину! Именно с этого начался путь автомобиля, который впоследствии получит имя Unimog (UNIversal-MOtor-Gerät — что можно перевести примерно как «универсальное моторизированное устройство»).
Идею Фридриха в ноябре 1945 года поддержала Военная администрация США, выделившая деньги на постройку 10 прототипов. С немца, естественно, взяли обещание, что его изобретение будет служить только мирным целям. Производство машин, согласно предварительному договору, планировалось развернуть на предприятии Erhard & Söhne в Швебиш-Гмюнде, которое в те годы занималось созданием ювелирных изделий из золота и серебра.
В январе 1946 года к проекту подключается инженер Генрик Рёслер — ещё один выходец из Daimler-Benz, который в будущем станет главным руководителем проекта Unimog (когда тот вольётся в семью Daimler). К весне того же года чертежи будущего автомобиля, с обилием правок и нововведений Рёслера, были утверждены в своей предварительной форме — то есть допускалось незначительное изменение технической части, но не габаритов или компоновки. Согласно чертежам, машина должна была получить полноприводное шасси с идентичными передними и задними осями и простую раму. Ширина колеи — 1270 миллиметров, чтобы пропускать между колёс два ряда кустов картошки.
Первые четыре прототипа, оснащённые бензиновыми моторами М 136, были собраны осенью 1946 года, а уже в начале ноября машины предоставили для испытаний инженерам и технологам. Один из них, Ганс Цабель, и дал машине то самое прозвище Unimog. Создателям имя понравилось, и 20 ноября 1946 года оно было зарегистрировано официально.
Ни один из первых четырёх прототипов Unimog не дожил до наших дней – в отличие от следующих двух опытных образцов, которые получили другой двигатель (место бензиновых моторов заняли дизельные ОМ 636) и сменили прописку — их строили уже на заводе Boehringer. Переезд производства в Гёппенген был продиктован двумя причинами. Первая: завод Erhard & Söhne слабо подходил для серийного выпуска подобной техники. Вторая: завод Boehringer как раз собирались сносить. Почему бы не организовать в огромном пустующем помещении сборку полезных для всей Германии машин? Ну а ювелирный завод стал сателлитом Boehringer, выпуская для Унимогов некоторые компоненты, в том числе мосты.
Поскольку львиная доля инженерного состава поддерживала тёплые отношения с Daimler-Benz, автогигант охотно предоставил для «стартапа» свой новейший дизель ОМ 636. Его официальный дебют состоится лишь в 1949 году, но на Unimog он засветился на пару лет раньше. Собственно, именно в 1947 году машина была представлена широкой общественности, а годом позже началось предсерийное производство. Примерно в то же время Unimog дебютирует на автосалоне во Франкфурте, причем дебютирует на стенде компании Mercedes-Benz. Серийный выпуск вездехода стартовал в феврале 1949 года.
Стартовал и тут же забуксовал. Из-за устаревшего оборудования завода Boehringer доля ручного труда при создании Унимогов была слишком большой. 90 человек, работающих на предприятии, могли собирать не больше 50 машин в месяц — хотя сразу после Франкфуртского автосалона у Фридриха и Рёслера на руках оказалось больше 250 заказов. Поэтому в 1950 году инженеры продают свой проект Daimler-Benz, чтобы у него была полноценная жизнь. К апрелю 1951 года производство в Гёппенгене было свернуто, а два месяца спустя Унимоги стали сходить со стапелей мерседесовского завода в Гаггенау.
Естественно, переезд сказался не только на шильдике на капоте (эмблема с волом, стилизованная под букву U, уступила место трёхлучевой звезде), но и на самом автомобиле: появились брызговики, электростартер, изменилась форма грузового отсека, обновились колёсные оси… Кроме того, впервые выпустили версию с удлинённой (на 300 миллиметров) колёсной базой, а главное — с полноценной металлической крышей! До переезда под крыло Daimler Унимог шёл исключительно с брезентовым верхом. Впрочем, какое-то время и мерседесовский Unimog предлагался в версии кабриолет.
Многофункциональную машину приобретали не только фермеры, но и пожарные, скорая помощь… и, иронично, военные других стран. Французская и швейцарская армии закупили в общей сложности 584 ранних Унимога, которые использовались в качестве тягачей для артиллерийских орудий и самолётов, машин для прокладки коммуникаций. Интересно, что один из Унимогов 1952 года выпуска нёс службу в Швейцарии аж до 1989 года.
С каждым годом «немецкое экономическое чудо» проявлялось всё ярче, поэтому идея Унимога как автомобиля для сельскохозяйственных нужд становилась менее и менее значимой. С выходом в 1955 году нового поколения, которое известно как 404, Unimog стал скорее грузовиком повышенной проходимости, нежели машиной для аграриев. К тому же вооружённые силы и другие государственные формирования первой необходимости платили гораздо больше и чаще, чем фермеры.
Тяжелый Unimog 404, способный везти полторы тонны груза, стал самым долгоиграющим и самым массовым представителем своего рода: в период с 1955 по 1980 год было выпущено почти 65 тысяч этих машин, причём большая часть из них (36 тысяч) отправились для эксплуатации в Бундесвере. Потому что стало можно — мир больше беспокоили отношения США и СССР, нежели грузовичок для немецкой армии. Несмотря на новую раму, новый кузов и новые двигатели (компанию дизельному ОМ 615 составили бензиновые М 130 и М 180), концептуально автомобиль не изменился: рама лестничного типа, портальные мосты, полный привод (подключаемый – по умолчанию машина была заднеприводной) и наличие версии кабриолет. С 1959 года Unimog 404 обзавёлся полностью синхронизированной коробкой передач уже в базе.
А в 1963 году появилась младшая версия с индексом 406. Она была не такой популярной, не такой вместительной и не такой крупной, как оригинальный автомобиль, но именно её можно считать наследником оригинального Унимога Альберта Фридриха, ведь
Серию 406 оснащали исключительно дизельными моторами, причём каждый проходил одобрение Рёслера. Кроме того, Унимог впервые стал доступен в кузове Double Cab – для этих целей на завод в Гаггенау закупили несколько новых прессов для стального проката. Несмотря на сельскохозяйственную специализацию,
Наконец, серия 406 примечательна тем, что стала первым Унимогом, который выпускался за пределами Германии — в Аргентине, где неподалёку от Буэнос-Айреса собирались вездеходы для местной армии.
Аграрники были довольны новой машиной, но в Daimler-Benz считали, что этого мало, а потому использовали потенциал шасси Unimog по максимуму. И создали на его основе настоящий трактор! MB Trac, представленный
Несмотря на абсурдность идеи, трактор оказался неплохим для того, чтобы выпускаться вплоть до 1991 года. Правда, большую часть своей жизни он носил логотип Deutz: наверное, менеджеры посчитали, что трактор с трёхлучевой звездой — это как-то чересчур. Как знать, может, шутки Даниэля из «Такси» растут именно из этой истории.
Что касается «традиционных» Унимогов, то они капитально обновились в середине
Почти сразу после релиза угловатых Унимогов модельную линейку подвергли ренеймингу — машины получили названия, начинающиеся с литеры U, а дальше следовало число, примерно в 10 раз большее, чем мощность двигателя: U 1000, U 1500,
Год спустя после ренейминга, то есть в 1977 году, общий тираж Унимогов достиг 200 тысяч экземпляров.
В 1980-е арену покинули классические модели, ведущие свой род прямиком от оригинального Унимога. Вместе с ними ушли и открытые версии вездехода. Их место заняли новые модели
В ходе постоянных улучшений Унимогов для армии и фермеров в Daimler позабыли, что изначально детище Фридриха задумывалось и как альтернатива легковому автомобилю. Об этом упущении вспомнили в начале
Но ещё до того, как в 2005 году появился U 500 Black Edition – с 286-сильным турбодизелем, максималкой 110 километров в час, салоном с кожей и алькантарой и системой Command от
Сейчас Unimog – это современный, многофункциональный автомобиль, спектр применения которого бесконечно широкий. Но сама идея этого вездехода фактически не менялась с момента выпуска самого первого прототипа. «Десятилетиями Unimog выстраивал репутацию выносливой машины, применение которой можно найти в каждом уголке планеты. Но за это время его ценности не поменялись: многофункциональность, выдающиеся способности на бездорожье (благодаря портальным мостам, полному приводу и блокировкам дифференциалов), компактная кабина и отличная приспособленность к работе с навесным оборудованием», — так описывает Unimog сайт Mercedes-Benz. И знаете, лучше, кажется, и не скажешь…