Для каких автомобилей этот Новый год станет последним

Неубиваемая пятёрка: вспоминаем безопасные концепт-кары Mercedes-Benz
Подборки

48 лет назад с подачи американского Минтранса компания Mercedes-Benz начала разработку машины с продвинутой безопасностью. Автомобиль, чьих пассажиров сложно покалечить? Сегодня такие существуют! И во многом благодаря странноватым экспериментальным прототипам ESF, Experimental Sicherheit Fahrzeug. Решили вспомнить их историю и разобраться, какие из придуманных в те годы систем сегодня стали обыденными.

~

ESF 5. Зиндельфинген, Германия

1/3

Первым воплощением идеи сверхбезопасного Мерседеса стал прототип ESF 05 на шасси тогдашнего «Штрих Ахта», седана W114. Среди доработок — привычные сегодня трёхточечные ремни с преднатяжителями, фронтальные и задние подушки безопасности, ABS, дополнительное усиление кузова, многослойные стёкла, а также нетипичный для модели 650-килограммовый балласт, увеличивший снаряжённую массу до двух тонн. От обычного 114-го экспериментальный седан отличался и длиной — колёсную базу растянули на 10 сантиметров, чтобы вместить массивные кресла cо встроенными эйрбегами, сохранив при этом место для ног. Жизненно важное место.

По расчётам ESF 05 должен был выдержать фронтальный удар о стену на 80 км/ч и падение с полуметровой высоты, что впечатляет даже сегодня. Травмоопасные детали и поверхности салона были закруглены, передняя панель и моторный отсек скрывали поглощающие удар элементы, а для защиты пассажиров использовался вспененный полиуретан. Машину вывели на тесты в октябре 1971 года. А ещё через полгода был готов более продвинутый прототип.

~

ESF 13. Вашингтон, США

1/3

Май 1972 года – и экспериментальный ESF 13. В основе — кузов нового S-класса, W116, но большинство доработок пассивной безопасности узнаваемы: подушки, усиления, АБС. Масса машины увеличена уже на 705 килограммов, до 2,1 тонны, однако сильнее поражала полуметровая прибавка к длине. Поражала и смуща­ла: лишние сантиметры «осели» на носу и корме, отчего облик седана казался карикатурным.

Мясистые элементы, впрочем, задумывались как зоны дополнительной защиты и скрывали гидродемпферы, способные погасить часть удара. А если удар был сильнее, в дело вступали сминаемые элементы самого кузова. Такая вот двухступенчатая пассивная безопасность.

~

ESF 22. Киото, Япония

1/4

Через год Mercedes выкатил апдейт — всё в том же кузове S-класса. Бамперы с гидравлическими упорами стали более компактными, что сократило габаритную длину и отчасти снизило максимальную скорость удара о стену: 65 км/ч вместо 80.

В салоне из пяти ремней безопасности преднатяжителями оснащались уже четыре — тело водителя решили защищать только подушкой, без преднатяга. Да и в целом ESF 22 не так рвался к вершинам безопасности, как это делал первый концепт, а устанавливал вполне земную планку разумной защиты. Оттого вышел, в общем, без откровений.

~

ESF 24. Лондон, Великобритания

1/2

1974 год. Кузов обновлённого S-класса и улучшения в мелочах. Длина меньше, демпфер в переднем бампере короче, снаряжённая масса «влезла» в две тонны (1930 кг). По сути, перед нами — венец инженерных работ и успешное окончание программы ESF 70-х. Баланс в области безопасности найден и впоследствии станет стандартом для отрасли. Можно считать, что с этого момента реализо­ванные в прототипах системы начнут проникать в серийные Мерседесы. Жирная точка на 35 лет.

Что в итоге пошло в серию?
• АБС (1978, S-класс)
• Передние подушки безопасности и преднатяжители ремней (1981, S-класс)
• Боковые подушки безопасности (1995, E-класс)

~

ESF 2009. Штутгарт, Германия

1/6

Перезапуск программы экспериментальной безопасности случился лишь в 2008 году. А в следующем Mercedes-Benz представил новый ESF 2009 на базе S-класса W221 — причём в продвинутой гибридной модификации.

Среди новинок в области безопасности выделялась выстреливающая под днищем машины металлическая плита для дополнительного сцепления с асфальтом при торможении. Но и другие системы были не менее интересными! 

При боковом ударе кресла смещали пассажиров к центру салона, снижая риск удара о стойку или дверь, в центральной части раскрывались дополнительные шторки безопасности, а в ремнях вздувались мягкие лямки. Часть этих изобретений — включая адаптивный свет, систему предупреждения при столкновении или обмен данными между машинами — мы уже видим на серийных моделях, причём не только на Мерседесах.

Что в итоге пошло в серию?
• Ассистент ночного вождения Night View Assist Plus (2011, CL-класс)
• Адаптивная LED-оптика (2013, S-класс)
• Система предупреждения столкновений (2015, С-класс)
• Мониторинг периметра и обнаружение опасности (2013, S-класс)
• Обмен данными между машинами (2013, S-класс)
• Надувные ремни безопасности (2010, Ford; 2013, S-класс)
• Активные элементы кресел Pre-Safe Impulse (2013, S-класс)

А впереди — новый виток и очередной концепт ESF, заявленный немцами как «абсолютно неуязвимый». В меню — обкатка искусственного интеллекта и облачных сервисов, способных свести к нулю дорожную смертность. И что-то подсказывает, что совсем скоро мы увидим всё это на серийных машинах.


Оцените вклад Mercedes-Benz в безопасность?

Почитать ещё