Верните мой 2008-й: первый тест новой Mazda3

Тесты Александр Мирошкин 29 июля 2019

В 2008 году компания Mazda продала в России рекордное количество «трёшек» — примерно 40 000 штук! А за весь прошлый год японцы реализовали у нас чуть больше 31 000 машин всех моделей, и почти две третьих пришлись на кроссовер CX-5. Казалось бы, вот он, рецепт успеха: миру в целом, и России в частности, нужно больше кроссоверов! Свежий компактный вседорожник CX-30 до нас пока не добрался, зато японцы привезли «тройку» четвёртого поколения. Мы поездили на хэтчбеке и разобрались, стоит ли к нему присматриваться, и кому можно об этом задуматься.

Вы только посмотрите на неё! Новая Mazda3 — почти точная копия эффектного концепт-кара Kai 2017 года. Да, некоторые детали упростили ради серийного производства, но общая концепция осталась нетронутой.

1 3

Передний бампер со складками и изломами, в котором не нашлось места противотуманкам, боковины сложной формы, широкие колёсные арки — даже массивная задняя стойка кузова на месте! Конечно, на 16-дюймовых колёсах и пухлых шинах, которые полагаются двум из трёх комплектаций, хэтч немного теряет в привлекательности, однако и у таких колёс есть свои достоинства. О которых я расскажу чуть позже.

Внутри всё совершенно новое, и от прототипа серийная машина отличается разве что отсутствием огромного экрана шириной почти во всю центральную консоль. Но экран тут тоже свежий, вытянутой формы и диагональю 8,8 дюйма. Он больше не сенсорный, зато с  полностью перерисованным интерфейсом, а также с поддержкой (наконец-то!) Apple CarPlay и Android Auto. Картинка значительно лучше, насыщеннее и контрастнее, хотя революции не случилось: алгоритмы и функционал не слишком далеко ушли от прошлой версии, просто выглядят теперь куда современнее.

1 3

Управляется мультимедийка шайбой на центральном тоннеле. Она была и раньше, но теперь её приплюснули, сделав крупнее. Вокруг размещены кнопки быстрого доступа к некоторым функциям — например, навигации или аудиоплееру, а чуть в стороне остался маленький, но очень приятный и удобный барабанчик регулировки громкости.

Физических кнопок в интерьере Mazda3 совсем мало, а про блок климат-контроля можно и нужно писать методички для юных (и не очень) машиностроителей. Лаконичный, компактный, приятный эстетически, понятный: здесь собраны все клавиши, так или иначе влияющие на микроклимат в машине.

Короче говоря, спереди отлично всё: геометрия посадки за рулём удачная, баранка — просто круглая, безо всяких приливов, отливов и срезок по хорде, а материалы отделки не хуже, чем у настоящего премиума. Разве что обшивка сидений могла быть побогаче: даже в самой дорогой версии используется простенькая ткань.

Смущает то, что, позаботившись о людях спереди, Мазда как-то забыла о тех, кому придётся ездить сзади. На втором ряду тесно: голова упирается в потолок, ступни под переднее сиденье не помещаются никак, а запас для коленей у человека ростом 183 сантиметра за таким же водителем — мизерный. И это несмотря на увеличение колёсной базы «трёшки» после смены поколения на 2,5 сантиметра — до 2725 мм.

Оснащение для пассажиров второго ряда, даже в топовой версии Supreme, скуднейшее. Ни дефлекторов, ни зарядок для гаджетов, ни регулировок. Хорошо хоть откидной центральный подлокотник с подстаканниками есть, а окна не приходится опускать «вёслами». И имейте в виду, что впятером на новой Mazda3 не разъездишься: диван узкий, а из пола выпирает высокий и массивный центральный тоннель.

Да и багажник неподобающе мал для автомобиля С-класса. По паспорту тут всего 295 литров: на 100 литров меньше, например, чем у Kia Ceed последнего поколения. Практичность? Ну… есть фонарик. Ни крючков для сумок, ни розеток, ни отдельных карманов в багажнике нет. 

1 3

Подполье тоже не впечатляющее: там лишь докатка и набор инструментов в пенопластовом органайзере, свободного места в котором хватит только на очень небольшую заначку от жены. Ещё проблема — высокий и широкий порог, без защитных металлических накладок…

Проще говоря, до средней стойки кузова и после неё впечатления от Мазды отличаются кардинально. И там, за средней стойкой, есть ещё одно неочевидное решение.

«Трёшку» перевели на новое шасси, в котором вместо прежней многорычажки сзади стоит… балка! Конечно, у японцев есть аргументы: во-первых, такая подвеска легче, чем более сложные многорычажные схемы. Во-вторых, элементов и соединений меньше, значит, лишних шумов и вибраций от такой конструкции тоже должно быть меньше. Наконец, балками уже давно не гнушаются даже в премиуме: новый Мерседес А-класса вон живёт с такой же подвеской, и ничего, — почему тогда Мазде нельзя?

Но то на словах, а на деле? Да отлично! Инженеры Мазды применили всё свое колдунство и научили «тройку» с балкой ехать настолько благородно, насколько это возможно.

Плавность хода и невозмутимость подвески на средних и крупных неровностях, даже с острыми краями, хороша: ни тычков, ни ударов, ни пробоев. Хотя коллеги, которым достались другие экземпляры, всё-таки пожаловались на нехватку энергоёмкости. Я таких проблем не зафиксировал.

А вот излишняя чувствительность хэтча к микропрофилю — факт. Причём на 16-дюймовых колёсах всё неплохо: фоновый зуд хоть и есть, но ненавязчивый. На топовых же 18-х колёсах Мазда устраивает тремор даже там, где, казалось бы, причин для этого нет. Да и неровности покрупнее топовая «трёшка» преодолевает уже не так уверенно, хотя всё ещё старательно.

1 3

К счастью, на управляемости размер колёс не сказывается: рулится хэтч отменно. Приятное усилие на руле, внятная обратная связь, минимальные крены и монолитная нейтральность на траектории — всё на месте. И это при относительно длинной рейке: от упора до упора три полных оборота.

Да и пошалить пятидверка не против. Mazda3 бодро ввинчивается в поворот под сброс газа, а система стабилизации терпеливо ждёт, пока ваше веселье не начнёт приобретать угрожающие масштабы. Однако даже в этом случае электроника аккуратно поправит ситуацию, а не намертво перекроет подачу газа.

Получается, что балка-то и правда не испортила характер «трёшки»…

А ещё тут очень тихо. Правда, это заслуга не только и не столько задней балки. Ради борьбы с посторонними звуками хэтчбеку сочинили двойной пол с воздушной прослойкой между кузовом и отделкой интерьера, добавили в разные места шумо- и вибропоглощающих материалов. Гул от колёс ненавязчив, аэродинамика не беспокоит даже на магистральных скоростях, а мотор не слышно почти никогда. 

1 2

В Россию Mazda3 привезли со старенькими бензиновыми атмосферниками семейства SkyActiv-G. Рабочий объём — полтора или два литра, мощность — 120 и 150 лошадиных сил. Первый работает в паре с шестиступенчатыми «механикой» или «автоматом», второй — только с автоматической коробкой передач.

И базовый полуторалитровый агрегат — эталонный городской житель. Более-менее бодро такая Mazda3 едет до 90, ну максимум до 100 километров в час, а потом её запал иссякает. Хэтчбеку с трудом даются обгоны фур, и это заставляет планировать любой манёвр с запасом. 

Автоматическая коробка в паре с этим двигателем тоже чувствует себя не в своей тарелке. Она то ни с того ни с сего переключается вниз, выкручивая мотор в отсечку, а потом щёлкает передачу вверх — и спустя ещё пару-тройку секунд вновь проделывает то же самое. К счастью, переключения плавные и быстрые, поэтому смириться с этой суетой всё-таки можно.

Двухлитровый мотор заметно бодрее и эластичнее, а коробка в сочетании с ним уже не мечется между своими шестью ступенями. Однако даже в этом случае не получается избавиться от ощущения, что шасси «трёшки» играючи справилось бы с куда большей мощностью.

1 2

Например, с компрессорным двигателем нового семейства SkyActiv-X, в котором для воспламенения воздушно-топливной смеси используется не только искровое зажигание, но и сжатие. Выдаёт мотор не бог весть сколько — 181 л.с. и 222 Нм, но это всяко лучше 150, и уж тем более 120 атмосил.

Появится ли такой мотор в России? Скорее всего, нет. Так же, как не будет и «трёшек» с подключаемым полным приводом. А ведь на других рынках есть и такие.

С другой стороны, может, оно и к лучшему? Более мощный мотор и полный привод задрали бы цену хэтча на совсем уж невиданные высоты. Сейчас базовая пятидверка с мотором 1.5, «механикой», на штамповках, с кондиционером и без подогревов стоит уже… Нет, без подготовки такие суммы называть нельзя. Вдохните. Выдохните. Готовы? 1 490 000 ₽!

Машина с «автоматом» обойдётся минимум в 1 590 000 ₽. Это тоже будет 1.5, однако такой автомобиль оснастят двухзонным климат-контролем, подогревом передних сидений, 16-дюймовым литьём, а также кожаной обшивкой руля и селектора трансмиссии.

Самая дешёвая двухлитровая машина с таким же оснащением обойдётся уже в 1 678 000 ₽, а топовая «трёшка» — в 1 753 000 ₽. Самый дорогой хэтч дооснастят электроприводом передних сидений с памятью положения водительского кресла, 18-дюймовыми дисками, камерой заднего вида, подрулевыми переключателями передач и парктрониками по кругу.

Да-да, только у топовой версии будут датчики парковки. Двум другим комплектациям они не положены ни спереди, ни сзади.

И получается странная ситуация. По привычке хочется записать Мазду в конкуренты Kia Ceed и Skoda Octavia, однако новая «трёшка» метит совсем по другим целям. По управляемости, плавности хода, отделке и архитектуре интерьера, дизайну и общему ощущению от машины это — конкурент Mercedes-Benz A-класса, BMW 1 серии и Audi A3.

1 5

Да, пятидверка не дотягивает до немцев по моторам, динамике и некоторым пунктам оснащения, а ещё она не может быть полноприводной. Но ведь и стоит «трёшка» дешевле, чем они.

Поэтому новую Mazda3, пожалуй, уже не стоит расценивать как массовый автомобиль, каким она была раньше. Сегодня — это более доступная альтернатива для тех, кто хочет компактную, но стильную тачку, и ещё не накопил (или просто не планировал этого делать) на немцев.

Однако если бы сейчас, как и в 2008-м, такие машины, как Mazda3 четвёртого поколения, формировали и определяли вектор развития самых массовых и востребованных сегментов рынка, то жить было бы гораздо ярче. Да и бордюры бы очистились от кроссоверов.

Mazda3 или...

Без «или», только Mazda3!
Премиальные немцы
Более доступные модели гольф-класса
Кроссовер за те же деньги
Простенький бизнес-седан
Что-нибудь с пробегом, но классом выше

Mazda3 на Авто.ру

Характеристики Mazda 3 IV (BP)

Комплектация

2.0 AT (150 л.с.)

Двигатель

2 л / 150 л.с. / бензин

Коробка передач

автоматическая

Привод

передний

Кузов

Хэтчбек 5 дв.

Расход топлива

6.9

Разгон до 100 км/ч

9.3

Цена, ₽

1 678 000

Материал по теме

Главное – хвост: универсальный «неуниверсал» Kia Proсeed против Skoda Octavia

 

Материал по теме

Гендерная идентичность: тест нового Mercedes-Benz CLA