Штраф с камеры без предупреждающего знака — он законен или нет? Отвечает юрист

Материнский капитал разрешат тратить на машину: что можно будет купить
Разбор

Екатерина Демишева

Депутаты вновь предлагают разрешить тратить материнский капитал на покупку автомобиля. За годы существования этой государственной субсидии представители разных партий неоднократно разрабатывали подобные законопроекты, но все их предложения не находили поддержки в Госдуме и кабинете министров. 

Создатели новой инициативы рассчитывают, что в этот раз Госдума согласится внести покупку автомобиля в перечень возможностей для расходования материнского капитала. Покупатели при этом получат существенную скидку на машину, а автомобильный рынок страны — дополнительную поддержку госсубсидиями.

Задайте нам вопрос в Кью!

Зачем это нужно

Маткапитал — это мера государственной поддержки семей с детьми. По последним правилам программы, семьи, в которых появился первый ребёнок позднее января 2020 года, имеют право на маткапитал. Его сумма составляет 524 527 рублей. Ещё 168 616 рублей можно получить при рождении второго ребёнка.

Идея направить маткапитал на покупку автомобиля превратилась в законопроект в 2022 году. Авторы документа хотят, чтобы он был принят уже в сентябре, так как у большинства семей сертификат маткапитала лежит без дела, и эти деньги можно было бы направить в экономику. Об этом Журналу Авто.ру рассказал руководитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин, который тоже принимал участие в разработке предложения.

«Деньги, которые выделяются на маткапитал, уже зарезервированы, они есть. Их нельзя просто взять, так как они целевые. А по статистике до 50% владельцев сертификатов не могут их использовать, то есть это замороженные сотни миллиардов рублей. Мы предлагаем эти деньги отправить на поддержку автомобильной отрасли, на покупку новой машины в семью», — говорит эксперт. 

По мнению Шапарина, предложение выгодно всем: семьи получают возможность купить машины, автопром — дополнительную ликвидность и расширение спроса, смежные отрасли — рабочие места за счёт роста потребления, государство — возврат замороженных сейчас денег через налоги на автомобили, топливо и сферу обслуживания.

Как объяснила в беседе с Журналом Авто.ру соавтор документа депутат Яна Лантратова, материнский капитал даёт возможность улучшить качество жизни российских семей. Однако не всем хватает существующих направлений субсидии — сейчас тратить сертификат можно только на расширение жилищных условий и образование детей, также есть возможность сохранить деньги на пенсию матери. В ряде регионов (например, в Ростовской, Калининградской областях, в Бурятии, Якутии и Ненецком АО) при соблюдении ряда условий тратить эти деньги на автомобиль можно уже сейчас, однако на федеральном уровне такой возможности нет.

«Многие родители рассказывали мне, что им очень нужен автомобиль, но накопить на него у них нет возможности. Особенно это актуально для многодетных семей, для которых передвижение становится большой проблемой. Семейный автомобиль — это не роскошь, а реальная необходимость. Кому-то надо отвезти детей на занятия, в школу, кружки. Для кого-то это возможность всей семьёй выехать на отдых, провести вместе время», — объясняет Лантратова.

Какие будут гарантии для детей

После инициативы депутата был проведён социальный опрос, который показал, что каждый второй россиянин поддерживает возможность тратить средства маткапитала на покупку автомобиля. Однако были и те, кто высказался против. Некоторые опасаются, что машину родители купят для личных развлечений либо автомобиль останется у отца при разводе. 

Именно поэтому, по словам депутата, в документе чётко прописаны условия приобретения автомобиля. Купить его можно будет только в общую долевую собственность с ребёнком, а если машина была продана или переоборудована в течение трёх лет после покупки, деньги придётся вернуть в Пенсионный фонд. «Это будет гарантией целевого расходования средств, с учётом интересов прежде всего ребёнка», — считает Лантратова.

Реализация законопроекта не потребует от государства серьёзных затрат, так как средства маткапитала уже заложены в бюджете. При этом деньги будут стимулировать покупку автомобилей отечественного производства. «Нам не нужно поддерживать зарубежные марки, которые могут уйти в любой момент, поэтому мы введём ограничение по мощности. Надо иметь в виду ещё и обесценивание денег в результате длительного хранения. Лучше дать людям больше возможностей их тратить», — говорит депутат.

Что и на каких условиях можно будет купить

Тратить маткапитал действительно можно будет только на машины отечественного производства. Как указано в законопроекте, полная стоимость приобретаемого автомобиля, указанная в договоре купли-продажи или ином документе, не должна превышать 2 млн рублей, а мощность его двигателя не должна превышать 92 кВт (что составляет 125,08 л.с.). 

Прямо сейчас под это определение попадают недорогие комплектации Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, Skoda Rapid и VW Polo, базовый Citroen Berlingo, а также почти все Лады и УАЗы. В перспективе в этот список может добавиться и Chery Tiggo 4, если китайцы локализуют эту модель в России, а также некоторые модели будущей марки «Москвич».

Правда, финальная стоимость покупки даже в случае с отечественными машинами сегодня может быть выше 2 млн. Кроме того, напомнил Антон Шапарин, сборка иномарок в стране сильно сократилась, ассортимент моделей упал, сравнительно недорогие Hyundai Solaris и VW Polo сейчас в дефиците. Впрочем, говорит эксперт, даже простая Lada Granta для многих жителей России будет очень кстати, как и возможность снизить затраты на покупку автомобиля.

«За счёт маткапитала предлагается компенсировать драматически выросшую стоимость автомобилей. Речь про серьёзное расширение объёма рынка и увеличение продаж не идёт, речь идёт именно про компенсацию для семей. Мы уже обратились в Минпромторг, на АвтоВАЗ и УАЗ, чтобы заручиться поддержкой чиновников и бизнеса в отношении этого предложения», — пояснил Антон Шапарин. Ожидается, что правительство рассмотрит инициативу в сентябре.


Готовы потратить маткапитал на автомобиль?

Почитать ещё