Надёжен ли рестайлинговый BMW 5 серии V поколения: все проблемы подержанного автомобиля

Масло для механической коробки передач и раздатки: инструкция по выбору и применению
Учебник

Команда Авто.ру

Если моторное масло, о маркировках и правильном выборе которого мы уже писали, — тема вечных сомнений и споров, то смазке для узлов трансмиссии автовладельцы уделяют куда меньше внимания. Хотя бы потому, что покупать её нужно намного реже, а многие автопроизводители вообще не требуют менять трансмиссионное масло. Следовать их рекомендациям или перестраховываться и обновлять масло — тема для отдельного разбора. А пока давайте разберёмся, каким бывает трансмиссионное масло и как сориентироваться при его выборе в магазине. Эта статья — о маслах для «механики» и других узлов трансмиссии.

Какими бывают трансмиссионные масла

Первое, что нужно понимать любому автовладельцу: несмотря на внешнюю похожесть, масла для двигателей внутреннего сгорания и для трансмиссии кардинально отличаются по составу и свойствам. Настолько, что опытный механик легко отличит одно от другого даже по запаху. Кстати, необычный цвет некоторых трансмиссионных масел (красный, синий, зелёный) обычно следствие применения специальных красителей, которые производители добавляют как раз для того, чтобы их не перепутали с другими смазками.

Отличия «трансмиссионки» от моторного масла обусловлены разными условиями эксплуатации. Основные детали двигателя — коленвал, распредвалы, турбина — смазываются под давлением и за счёт этого фактически не контактируют с неподвижными частями. А вот в механической трансмиссии многочисленные шестерни находятся в постоянном зацеплении друг с другом, передавая серьёзный крутящий момент. На подшипники валов тоже приходится немалая нагрузка — поэтому трансмиссионное масло, как правило, имеет более высокую вязкость, чем моторное. При этом, несмотря на то, что трансмиссия тоже нагревается при движении, её смазка работает при более низких температурах, чем в двигателе.

А ещё инженеры подбирают масло индивидуально под каждый трансмиссионный узел — в МКПП и в «автомате» оно может иметь одни свойства, а в редукторе заднего моста другие, это связано с особенностями конструкции агрегатов.

Но, как и моторные масла, трансмиссионные отличаются друг от друга прежде всего основой.

  • Минеральные масла. Их получают путём переработки нефти. В отличие от моторных, здесь они применяются чаще всех остальных.
  • Синтетические масла. Их изготавливают посредством химического синтеза. Они имеют наилучшие температурно-вязкостные свойства и используются при особо сложных условиях эксплуатации — например, при арктических морозах. Это довольно специфические масла, и, как нетрудно понять, самые дорогие.
  • Полусинтетические масла. Они сочетают в себе свойства минеральных и синтетических типов. Их характеристики выше, чем у минеральных. Но и цена тоже.

Какие требования предъявляют к трансмиссионному маслу

В механических трансмиссиях главная задача смазки — создавать максимально прочную масляную плёнку между деталями, которые не должны контактировать друг с другом «по сухому». Эта плёнка должна выдерживать механические нагрузки в местах зацепления зубьев шестерён, движения муфт по шлицам валов, в подшипниках качения. Поэтому у трансмиссионного масла должна быть высокая несущая способность. Этим и обусловлена его повышенная вязкость — иначе смазку будет просто выдавливать из точек контакта, что приведёт к быстрому износу сопрягающихся деталей.

Помимо максимального снижения коэффициента трения, к трансмиссионному маслу предъявляются и другие требования:

  • отвод тепла от трущихся поверхностей;
  • смягчение ударных нагрузок и уменьшение вибраций в точках контакта;
  • антикоррозийная защита агрегатов;
  • устойчивость к пенообразованию, поскольку в механической трансмиссии детали смазываются за счёт разбрызгивания масла шестернями.

Как расшифровать маркировку трансмиссионного масла

Как и в случае с моторными маслами, трансмиссионное имеет стандартизированную маркировку, которая указывается на банках и канистрах со смазкой. По ней можно понять многое о свойствах масла и его применимости.

Маркировка по SAE. Классификация, разработанная Ассоциацией американских автомобильных инженеров (SAE), используется и для трансмиссионных масел. Здесь она тоже характеризует вязкость смазки при разных температурах, только цифры в характеристиках выше.

Трансмиссионное масло, подобно моторному, обычно несёт маркировку вида 75W-90, где первая цифра указывает на его вязкость в холодном состоянии (W — Winter), а вторая — в горячем. Есть и условная шкала применимости масла в зависимости от температуры окружающего воздуха.

SAE-классификация для механических трансмиссий насчитывает девять уровней вязкости. Четыре считаются сугубо зимними (70W, 75W, 80W и 85W), а остальные — летними (80, 85, 90, 140, 250). В автомобильных агрегатах используют «всесезонные» масла с двойной маркировкой SAE, но бывают и исключения. Например, в механической коробке передач Kia Rio прошлого поколения производитель использует масло с вязкостью 75W.

Поскольку трансмиссионное масло гуще моторного и не так сильно нагревается, для него хорошо подходит и минеральная основа. При этом чем больше вязкость, тем прочнее масляная плёнка, что важно для надёжной работы трансмиссии. С другой стороны, слишком густое масло увеличивает внутренние потери и, как следствие, ухудшает экономичность автомобиля в целом. Кроме того, оно может затруднять работу механизма переключения передач в коробке и синхронизаторов. А при сильном морозе трансмиссионная смазка рискует застыть настолько, что перестанет выполнять свою основную функцию — просто потому, что потеряет текучесть.

Маркировка по API. Это классификация масел для механических трансмиссий Американского нефтяного института. Она учитывает не только конструктивное назначение смазки и условия её применения, но и содержание основных присадок в смазывающем веществе — противозадирных и противоизносных. Классы по API обозначаются литерами GL с соответствующей цифрой. И чем больше это число, тем при больших нагрузках масло может работать. Кроме того, помимо основных классов GL выделяют и промежуточные.

API GL-1 и API GL-2 — масла для старых конструкций, в настоящее время такие масла практически не используются.

API GL-3 — смазки предназначены для трансмиссий, которые подвергаются незначительным нагрузкам.

API GL-3+ — промежуточный класс, усовершенствованная версия стандарта GL-3, с более высокими требованиями к ударным и скоростным нагрузкам.

API GL-4 — наиболее распространённые в настоящее время трансмиссионные масла для высоконагруженных механических коробок передач легковых автомобилей. Может использоваться в агрегатах с коническими редукторами, а также — вместо смазки класса GL-3.

API GL-4+ (также может обозначаться как GL-4/5) — более универсальная версия масел GL-4, с улучшенными противозадирными свойствами. Их могут использовать, например, в переднеприводных трансмиссиях, где коробка передач объединена в одном корпусе с дифференциалом.

API GL-5 — масла этого класса рассчитаны на повышенные нагрузки. В них применяется усиленный пакет присадок с максимальными противозадирными и противоизносными свойствами. В основном их используют в мостах с гипоидными передачами (у которых ведущий и ведомый вал расположены в разных плоскостях), где условия работы масла наиболее тяжёлые.

GL-5 — тот случай, когда можно «испортить кашу маслом». Применять смазки этого класса там, где предписан GL-4, не рекомендуют. Прежде всего потому, что их мощные присадки агрессивны к цветным металлам — например, к синхронизаторам. То же самое относится и к редкому классу GL-6 — такие масла применяют только в ведущих мостах тяжёлых грузовиков.

Какое масло можно заливать в МКПП

Прежде чем отправляться в магазин, следует заглянуть в руководство по эксплуатации своего автомобиля. Там в разделе справочной информации должны быть указаны вязкость и API-класс масла, используемого в механической коробке передач. А заодно и нужный для его замены объём. Важно не ошибиться с версией своего автомобиля: у многих моделей с разными двигателями используются и отличающиеся по конструкции КПП.

От рекомендаций автопроизводителя лучше не отходить, тем более что с точки зрения цены и качества масла особого смысла в этом нет. Исключением может быть вязкость — если документация допускает несколько её вариантов. Тогда стоит ориентироваться на климат, в котором эксплуатируется автомобиль. На юге можно отдать предпочтение более вязкому варианту, а в холодных районах залить масло с меньшими индексами по SAE.

Выбор конкретного бренда трансмиссионного масла — дело вкуса и субъективного доверия к нему. Как и в случае с моторными маслами, автопроизводитель сам не делает «трансмиссионку» — под видом фирменного масла он предлагает продукцию химического гиганта, с которым в данный момент сотрудничает. Обычно с дополнительной наценкой. С другой стороны, не исключено, что информация на канистре масла малоизвестной марки может оказаться и преувеличением его достоинств. Поэтому, если есть сомнения, лучше отдать предпочтение продукции хорошо известных крупных компаний.

Как правильно подобрать масло для редуктора и дифференциалов

Метод выбора смазки для остальных агрегатов трансмиссии такой же, как и для коробки передач. Первым делом нужно узнать требования к маслу, предъявляемые производителем автомобиля, — и здесь особенно важно не ошибиться с его модификацией. В механические коробки передач современных машин обычно заливают «трансмиссионку» стандарта GL-4, реже GL-5 (например, в МКПП Subaru, где установлен и дифференциал). А вот мосты, которые сегодня все с гипоидными передачами, чаще всего требуют смазки класса GL-5.  

Но есть отдельная категория трансмиссионных агрегатов — редукторы с дисковыми самоблокирующимися дифференциалами, которые могут устанавливать не на все версии конкретной модели или поколения автомобиля. Использование в них обычного масла, даже с допуском GL-5, недопустимо. Пакет фрикционов блокировки рассчитан на определённый коэффициент трения и с обычной смазкой будет работать неправильно. Специально для этих узлов были созданы масла с приставкой LS в обозначении.

Где купить трансмиссионное масло

Самое главное при подборе смазки для трансмиссии — не залить в неё поддельное масло. Подстраховаться от нежелательных последствий можно, обратившись для замены масла в дилерский центр или крупный сервис, которые обычно закупают масло оптом у производителя.

Безопасна и покупка масла через крупные торговые сети, фирменные магазины и АЗС нефтяных компаний, которые помимо топлива производят и масла. А вот в небольших магазинчиках и тем более на рынке велик шанс приобрести подделку.

Чаще всего подделывают наиболее дорогие сорта масла или наиболее ходовые. Опознать такой контрафакт тяжело, но всё-таки можно, если обратить самое пристальное внимание на мелочи в полиграфии этикетки, на качество изготовления крышки канистры, голограмму или идентификационный номер (код), с помощью которых продукцию крупных производителей легко проверить на подлинность через интернет.

Ещё одним признаком фальсификации служит отсутствие на канистре и этикетке даты выпуска масла. Некоторые производители в защитных целях указывают дату производства масла промышленным способом — не только на бумаге этикетки, но и прямо на пластике канистры.

В какой-то степени обезопаситься можно, имея при себе хотя бы пустую канистру заведомо неподдельного масла, и тщательно сравнивая между собой её и упаковку предполагаемой покупки.

Можно ли смешивать разные трансмиссионные масла

Как и в случае с моторным, смешивать трансмиссионные масла нежелательно. Тем более, для этого редко бывает повод — ведь «трансмиссионка» не угорает, а может только вытечь через какие-то неплотности, всё равно требующие слива масла и ремонта агрегата.

В любом случае, смешивание масел — это химический эксперимент с неизвестным результатом, способный повлиять как на правильность работы трансмиссии, так и на её ресурс. Ведь даже те масла, которые, казалось бы, имеют практически идентичные характеристики и свойства, могут существенно отличаться друг от друга по компонентному составу, из которого созданы его присадки и технологические добавки, и в результате смешивания и реакции характеристики масла могут претерпеть существенные изменения. А узнает об этом владелец, скорее всего, когда коробка уже сломается — мониторить текущее состояние агрегата в случае с трансмиссией затруднительно.

Итак, совсем коротко

  • – Трансмиссионное масло, помимо собственно смазки деталей, выполняет ещё множество функций: охлаждает, защищает от коррозии, удерживает продукты износа деталей и т.д.

  • – В современных трансмиссионных маслах используются три типа основы: минеральная, получаемая напрямую из нефти, синтетическая, которую составляют из сложных углеводородов, а также их смесь, полусинтетика.

  • – Характеристики и качество масла определяются по международным классификациям. Основные — это SAE, которая говорит о вязкости масла и API, определяющая уровень его качества.

  • – Соответствие масла рекомендации, указанной в инструкции к автомобилю, — гарантия, что оно ему подходит.

  • – Смешивать в агрегатах трансмиссии разные масла нежелательно.

Почитать ещё