Как продать машину с электронным ПТС

Масло для «автомата», «робота» и вариатора: классификация и инструкция по применению
Учебник

Команда Авто.ру

Какого цвета должно быть масло в «автомате»? Это, пожалуй, самый популярный вопрос по этой теме. А наиболее близкий к верному ответ такой: главное, чтобы не слишком тёмного. Этот цвет означает, что масло уже старое и грязное. Но стоит ли ориентироваться на цвет нового масла при его покупке? Чем смазки для автоматических коробок вообще отличаются (и отличаются ли) между собой? Можно ли их смешивать? Про масло для механических трансмиссий мы уже рассказывали. Теперь давайте разберёмся с «автоматическими» жидкостями.

Какими бывают масла для автоматических трансмиссий

Прежде всего, жидкости для автоматических трансмиссий — это отдельная группа масел, которые отличаются по своим свойствам от масел для механических трансмиссий. Но их делают на той же основе, которая бывает трёх видов:

  • Минеральная, получаемая путём переработки нефти.
  • Синтетическая, которая изготавливается посредством химического синтеза. У неё, как правило, лучшие свойства и характеристики.
  • Полусинтетическая — нечто среднее между минеральным и синтетическим типами, как по своим свойствам, так и по цене.

Конечный продукт получается при смешивании основы с многочисленными химическими добавками (присадками). При этом свои смазки существуют для каждой разновидности КПП: традиционных гидромеханических «автоматов», бесступенчатых трансмиссий и роботизированных коробок передач.

Требования, предъявляемые к трансмиссионным жидкостям

В отличие от обычной «трансмиссионки», смазку для автоматических коробок передач принято называть не маслом, а «жидкостью». Что, впрочем, не меняет сути: как и в «механике», она должна смазывать вращающиеся детали. А для этого необходимо создавать максимально прочную плёнку между трущимися поверхностями, которая должна выдерживать нагрузки в узлах трения и защищать их от износа. Кроме того, что масло обеспечивает уменьшение коэффициента трения, ему необходимо отводить тепло от трущихся поверхностей, смягчать ударные нагрузки и вибрации, обеспечивать антикоррозийную защиту деталей, быть устойчивым к пенообразованию.

Это общие свойства всех трансмиссионных смазок, защищающих вращающиеся шестерни и подшипники. Но к жидкостям для автоматических коробок предъявляются дополнительные требования, учитывающие особенности их конструкции.

Так, в классических «автоматах» масло должно обеспечивать ещё и правильную работу гидросистемы, которая управляет всеми узлами агрегата. В первую очередь, смазка обязана поддерживать нужное рабочее давление вне зависимости от своей температуры и, как следствие, вязкости. А ещё — поддерживать необходимый коэффициент трения для фрикционов, блокирующих муфты переключения передач.

В роботизированных трансмиссиях можно выделить редукторную часть, которая очень похожа на обычную МКПП, и блок, управляющий сцеплениями и переключениями ступеней. В первой, как правило, используется хоть и не самая дешёвая, но обычная «трансмиссионка». Блок управления некоторых таких трансмиссий, с электромеханическим управлением и «сухими» сцеплениями вообще обходится без смазки. Но для исполнительной части большинства преселективных коробок нужна специальная жидкость — в них гидравлика и переключает передачи, и смыкает-размыкает сцепления. При этом она же должна обеспечивать и прочный контакт «мокрых» сцеплений с ведущими дисками, предотвращать их проскальзывание и перегрев.

Специальные масла для вариаторов ещё более специфичны. Помимо смазки зубчатого зацепления дифференциала и планетарной передачи (она, в частности, обеспечивает автомобилю задний ход), масло в вариаторе должно поддерживать нужный — не больше и не меньше — уровень трения между поверхностями шкивов и ремнём или цепью и не допускать их проскальзывания, которое ведёт к прогрессирующему износу деталей.

Вот почему разобраться в современном ассортименте трансмиссионных масел порой непросто даже профессионалу. А тем более обычному автовладельцу, который решает обслуживать свой автомобиль и покупать масло самостоятельно.

Классификации масел для «автомата»

В отличие от смазки для «механики», в мире пока не существует общей международной классификации масел для автоматических трансмиссий. Поэтому свои стандарты зачастую вводят сами автопроизводители.

Самая, пожалуй, известная классификация — разные поколения масел Dexron от компании GM. Чаще всего сегодня используются синтетические жидкости Dexron III, более современные Dexron IV с увеличенным (благодаря высокотехнологичному составу) сроком службы, а также новейшая «экологичная» гидравлика Dexron VI. Она обеспечивает пониженный коэффициент трения и улучшенные низкотемпературные характеристики.

Сертифицируют под свои коробки эти жидкости и другие концерны:

  • Ford (масла Mercon разных поколений),
  • Сhrysler (ATF +2, ATF +3 и ATF +4),
  • Honda (Z-1 и DW-1),
  • Toyota (ATF T4 или WS, для вариаторов — ATF CVT Fluid TC),
  • Nissan (ATF Matic Fluid D, ATF Matic S и AT-Matic J Fluid, для вариаторов — CVT Fluid NS-2 и CVT Fluid NS-3).

Какое масло покупать для «автомата»

С такой классификацией подобрать масло на замену для автоматических трансмиссий разных конструкций одновременно и проще, и сложней. В этой ситуации главное — не вникать в нюансы характеристик, а следовать требованиям автопроизводителя, указанным в сервисной документации, и покупать масло только разрешённой спецификации.

При этом, помимо «фирменных» масел существуют и трансмиссионные жидкости, которые производят под собственными брендами многие нефтяные компании. Такие масла могут соответствовать классификациям сразу нескольких автопроизводителей, то есть применяться на автомобилях разных марок. Их использование вполне допустимо. Надо только убедиться, что указанный в описании такого масла аналогичный класс автопроизводителя есть в инструкции к вашему автомобилю.

И уж точно не стоит ориентироваться на цвет трансмиссионных масел (их окрашивают в жёлтый, красный, синий, зелёный и другие цвета). Так, масла одного цвета могут иметь даже разную основу (скажем, зелёное масло может быть как минеральным, так и синтетическим). И наоборот — масла, отвечающие одной спецификации, у разных производителей могут быть окрашены по-разному.

А самое главное — не купить поддельную трансмиссионную жидкость, которая может очень быстро довести до поломки дорогостоящую и требовательную к качеству смазки автоматическую трансмиссию. Ведь дорогие сорта масла для сложных коробок передач подделывают чаще всего.

О подделке могут намекнуть мелочи: небольшие отличия в канистре или в оформлении и полиграфии этикеток, отсутствие предусмотренных изготовителем голограмм или идентификационного номера, с помощью которых подлинность продуктов можно проверить на сайтах производителей. Так же признаком фальсификации может служить иной шрифт или отсутствие на канистре и этикетке даты выпуска масла. Подстраховаться от приобретения подделки можно, имея при себе хотя бы пустую канистру точно не поддельного масла, и тщательно сравнивая между собой её детали с канистрой предполагаемой покупки.

Можно ли смешивать разные трансмиссионные жидкости

Смешивать разные сорта смазок для автоматических трансмиссий нельзя. Даже те масла, которые формально относятся к одному классу по Dexron или Mercon, могут существенно отличаться друг от друга по компонентному составу — то есть по набору присадок и технологических добавок. А в результате их смешивания и реакции характеристики масла могут претерпеть существенные изменения. Иногда это можно заметить сразу — по изменившейся работе автоматической трансмиссии (например, передачи начнут переключаться с толчками или «зависать»). А порой это менее заметно и растянуто во времени, но в итоге приводит к преждевременному выходу коробки передач из строя — в частности, к ускоренному износу фрикционов или масляного насоса.

Итак, совсем коротко

  • – Трансмиссионные жидкости отличаются по своему составу в зависимости от типа автоматической трансмиссии.

  • – Масло, помимо собственно смазки деталей, выполняет в автоматической трансмиссии ещё множество функций, в том числе с его помощью осуществляются переключения передач и сжатие фрикционов.

  • – В современных маслах используются три типа основы: минеральная, получаемая напрямую из нефти, синтетическая, которую составляют из сложных углеводородов, а также их смесь, полусинтетика.

  • – Многие автопроизводители присваивают маслам для автоматических трансмиссий свои классификации, учитывающие все нюансы поведения в том или ином агрегате. Соответствие рекомендации, указанной в инструкции к автомобилю, — гарантия, что масло ему подходит.

  • – Смешивать разные трансмиссионные жидкости, даже относящиеся к одному классу, не следует.

Почитать ещё