Очень «вкусные» фотографии китайских автомобилей. Фотопост

Машины времени: с какими воспоминаниями из прошлого ассоциируется советская техника
Подборки

Михаил Медведев

Сегодня перенестись в прошлое можно даже не нарушая пространственно-временного континуума — надо просто заглянуть в Журнал Авто.ру. Мы напряглись, чтобы вспомнить события и эпизоды давно минувших лет на примере классических советских легковушек, грузовиков и автобусов. Если с утра вам не хватает ретровитаминов — милости просим в наше тёплое и ламповое путешествие сквозь десятилетия, которое мы решили совершить в преддверии фестиваля «Ретрорейс» Музея транспорта Москвы — он пройдёт 9 июля. А теперь — вперёд в прошлое!

Такси, ГАЗ-2401

Первыми советскими такси были французские Renault KZ. Они появились на улицах Москвы в 1925 году и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны: неприхотливые, надёжные, долгоиграющие. Но самой массовой единицей таксопарка СССР стали, конечно же, «Волги». Сначала 21-й модели, а затем и 24-й.

Renault Type KZ

Поездка на такси для большинства советских граждан была настоящим событием. Как верно замечено в комедии «Бриллиантовая рука»: «Наши люди в булочную на такси не ездят». Поэтому «мотор» обычно брали, чтобы отправиться в гости в новый спальный район и, если повезёт, уехать оттуда обратно. 

«Если повезёт» — не просто фигура речи. Такси в ту пору не вызывали через смартфон, а ловили на дороге. На некоторых улицах размечались специальные накопительные стоянки, где таксисты должны были поджидать пассажиров. Только обычно они пустовали. Оплата проезда, кстати, тоже часто зависела не от чисел на таксометре, а от личной договорённости с водителем.

1/5

ГАЗ-24-01 «Волга» Такси

Зато уж оказавшись внутри 24-ки, можно было в полной мере насладиться сеансом красивой жизни. На просторном диване с тёплой печкой и очень комфортной подвеской. Обязательными спутниками каждой поездки на Волжанке были характерный звук стокового глушителя и неповторимый аромат в салоне. Секрет фирменного парфюма ГАЗ-24 до сих пор не расшифрован, но в нём точно присутствуют запахи кожзама, нотки бензина 70-х октановых чисел с вкраплениями трансмиссионного нигрола и частицами нагретой на солнце пыли. 

Кстати! Таксишный вариант «Волги» с обозначением  ГАЗ-24-01 выпускали с 1970-го по 1985-й. Помимо зелёного фонаря, таксометра, легко моющейся обивки салона и шашечек, «ноль первая» отличалась дефорсированным мотором ЗМЗ-24-01, позволяющим ездить на низкооктановом бензине.

Пионерский лагерь, ЛАЗ-699

Они были настоящими предвестниками лета! Вереницы автобусов с обязательными машинами сопровождения ГАИ в голове и хвосте колонны — так советские школьники отправлялись в пионерлагеря. Кто-то всего на одну смену, те, кому повезло, — на все три. Впрочем, насчёт «повезло» воспоминания у всех разные.

Ради успешного проведения столь масштабной транспортной операции не гнушались ничем. В ход шла вся автобусная техника, находившаяся в распоряжении автобаз. Но, пожалуй, самым честно-пионерским считался ЛАЗ-699 «Турист-2» — удлинённая версия загородного автобуса ЛАЗ-697.

1/4

ЛАЗ-699Н «Турист-2»

От короткой версии «девяносто девятый» отличался ещё одной оконной секцией, дополнительной входной дверью в задней части кузова и централизованной системой вентиляции. Выпуск ЛАЗ-699Р — самой массовой версии «Туриста-2» — начали ещё в 1979-м, а свернули только четверть века спустя. За всё время на Львовском заводе собрали более 35 тысяч таких автобусов.

Кстати! В 1980-х Львовский автобусный завод считался самым крупным на планете производителем автобусов! На предприятии было занято около восьми тысяч сотрудников, которые в лучшие времена собирали до 15 тысяч автобусов ежегодно.

Маршрут по Садовому кольцу, ЗИУ-9

Их было сразу два — «Б» и 10. Это троллейбусные маршруты, на которых можно было не спеша, с толком, расстановкой и полной экологической ответственностью прокатиться по Садовому кольцу. 

Изначально маршрут «Б» был трамвайным. Название он получил по аналогии с другой кольцевой линией — трамваем «А», который ходил по Бульварному кольцу. Два кольцевых трамвая москвичи прозвали «Аннушкой» и «Букашкой». Именно об этой Букашке поётся в песне Александра Ф. Скляра «Маршруты московские».  

В советское время не существовало полос для общественного транспорта, но и автомобилей было в разы меньше, чем сейчас. Поэтому поездка на троллейбусе маршрута «Б» или 10 могла вполне сойти за увлекательную экскурсию.

1/2

ЗИУ-9

Невысокий темп движения, низкая загруженность дорог и огромные (во всяком случае, в детстве они казались огромными) боковые стёкла троллейбуса ЗиУ-9 способствовали получению ярких впечатлений.

Одно время проезд на троллейбусе в Москве стоил дешевле, чем на автобусе или метро, — четыре копейки против пяти. Ну а сам ЗиУ-9 — не только витрина передовой транспортной инфраструктуры Москвы, но ещё и самый популярный троллейбус мира! За всё время выпущено свыше 50 тысяч экземпляров.

Интересный факт: в фильме «Берегись автомобиля» Люба — невеста Юрия Деточкина — работает водителем именно на 10-м троллейбусном маршруте.

Поливалка, ЗИЛ-ПМ130

Коммунальная техника в советское время всегда бросалась в глаза. Не потому, что снегоуборочных или поливальных машин было много. Просто выглядели они очень ярко. Только взгляните на великолепное цветовое сочетание поливальной машины ПМ-130, построенной на базе ЗИЛ-130!

Стильное бело-голубое оформление кабины с панорамными стёклами и бросающаяся в глаза оранжевая цистерна. На фоне серо-бело-чёрной гаммы общей автомобильной массы поливалки смотрелись очень нарядно.

1/4

Первые специализированные поливальные машины с центробежным насосом появились в СССР ещё в середине 1930-х. Самой же массовой и распространённой стала модель ПМ-130 на базе грузовика ЗИЛ с тем же цифровым индексом. «Сто тридцатая» появилась в середине 1960-х и на десятилетия сделалась главным мойдодыром городских улиц. 

ПМ-130, как и её наследник (автоцистерна КО-002), принимала на борт около шести тысяч литров воды. Уборка улиц шла в двух режимах. Либо обычный полив — давление в рабочей насадке около 0,6 МПа, либо интенсивная мойка с вдвое более мощным напором водяной струи.

Любопытный факт: в городах средней полосы СССР период летней уборки начинался с середины апреля и заканчивался в середине октября.


Хлебовоз, ГАЗ-ГЗСА 3704

Для тех, кто жил в домах, где имелась булочная, будильником работали грузовики со свежим хлебом. Они подъезжали на разгрузку с самого раннего утра. Однако шум моторов и лязганье дверных створок хлебных фургонов отходили на второй план, когда ноздри начинал щекотать аромат горячего хлеба. Он проникал в квартиры через открытые форточки и мгновенно разгонял остатки сна.

1/3

ГЗСА-3704 на базе ГАЗ-52

Благодаря детективному сериалу «Место встречи изменить нельзя» хлебные фургоны многим казались чем-то зловещим. В фильме хлебовозку на базе грузовика ГАЗ-АА члены банды «Чёрная кошка» использовали для налётов на магазины. Но в реальности мало что могло поспорить с хлебным грузовиком по масштабам очарования и миролюбивости.

ГАЗ-АА «Хлеб»

Историю хлебных грузоперевозок в СССР можно поделить на два больших этапа. Сначала лотки с готовой продукцией по одному помещали в направляющие фургонов. Возле магазина грузовик разгружали также — лоток за лотком. По такой ортодоксальной схеме построена самая массовая хлебовозка ГЗСА-3704 на базе среднетоннажного грузовика ГАЗ-52.

В 1970-х появилась более эффективная схема контейнерной перевозки хлеба. Здоровенные металлические шкафы на колёсиках с 18 полками-лотками для хлеба завозили в машину, а затем по специальной рампе с заднего входа доставляли прямо в торговый зал.

Кстати! Выпуск хлебовозок ГЗСА-3704 начался в 1967 году. Внутренний объём деревянно-металлического фургона разделён на четыре секции, рассчитанные на 96 или 128 хлебных лотков. Квартет одностворчатых дверок располагался только с одной — правой стороны. Для разгрузки ГЗСА-3704 подъезжал вплотную ко входу в подсобку магазина или к специальному приёмному окну в стене здания.

Любимая заброшенка, ЗАЗ-965

С гаражами в советское время всё было почти так же сложно, как и с личным транспортом. И самым популярным местом парковки считался придомовой двор. Сорок лет назад, как и сегодня, на придворовых территориях появлялись «заброшенки» — машины, без движения стоящие на месте месяцами, а то и годами.

Соседей-автомобилистов они раздражали самим фактом оккупации ценного парковочного места, мамочек с колясками «заброшенки» бесили тем, что затрудняют проезд. Зато такие машины — почему-то среди них чаще всего вспоминаются «запорожцы» первых двух модельных серий 965 и 966 — очень любили мальчишки.

1/6

ЗАЗ-965

Сквозь потемневшие от пыли стёкла можно было изучать приборную панель и органы управления, не вызывая гнева владельца. Ну а если повезёт — даже посидеть за рулём. Часто шаловливые ручки выдавливали стёкла и открывали двери брошенок. 

«Действительно, Цыпин купил "Запорожец" . Однако, будучи хроническим пьяницей, месяцами не садился за руль. В ноябре машину засыпало снегом. "Запорожец" превратился в небольшую снежную гору. Около неё всегда толпились дворовые ребята. Весной снег растаял. "Запорожец" стал плоским, как гоночная машина. Крыша его была продавлена детскими санками…»  

С. Довлатов, «Чемодан»

Дом быта на колёсах, ИЖ-2715

В 1967 году в СССР наладили производство «Рубин-401» — первого в стране цветного телевизора. Через пять лет на конвейере с иголочки нового завода «Ижавто» в столице Удмуртии начали собирать невиданный для Советского Союза автомобиль — Иж-2715. Он быстро получит народное прозвище «Каблук». Наверное, не надо объяснять почему.

Какая связь между телевизором и автомобилем? В данном случае — самая прямая. Обычным покупателям грузо-пассажирская версия Ижика с двухместной кабиной и вместительным заплечным кубом на полтонны груза была недоступна. Кто-то на самом верху искренне верил, что открытая продажа Каблуков будет стимулировать частную предпринимательскую (на тот момент не совсем законную) деятельность. Да что Каблуки! Даже обычные универсалы долгое время были недоступны для обыкновенных покупателей.

1/7

ИЖ-2715

Но сам Иж-2715 не сидел сложа руки. Он служил на почте и в милиции, развозил детские завтраки по школам и свежую прессу по газетным киоскам. А ещё Каблуки активно использовали мастера службы быта — сервиса ремонта различной бытовой техники. Если во дворе появлялся такой вот нарядный Ижик, все сразу понимали, в чём дело: «Опять у Володьки из 14-й кинескоп накрылся!».

Кстати! При тираже в 1 076 954 экземпляра Иж-2715 с кузовами фургон и пикап стал вице-чемпионом по популярности среди автомобилей Ижевского завода «москвичёвской» эры. Больше было выпущено только Иж-412.

Олимпийский экспресс, РАФ-3407

Олимпиада 1980 года, пожалуй, главное спортивное мероприятие в истории Советского Союза. Решение о проведении 22-х летних Олимпийских игр в Москве принималось ещё в 1974-м, когда СССР находился на пике экономического развития. К 1980-му страна стремительно скатывалась в глубокий кризис по всем направлениям. Советские люди в массе своей об этом, правда, ещё не догадывались. 

Олимпиада-80 показала Советский Союз миру с лучшей стороны. С нарядной, глянцевой, пусть и откровенно искусственной. В любом случае для миллионов советских людей лето 1980 года было одним из самых счастливых в жизни. И дело, конечно, не в спортивных достижениях. Полные полки магазинов, вылизанные до идеалов чистоты улицы, а также невиданные автомобили.

1/3

РАФ-3407

Специально для Игр закупили множество иномарок — в основном «Мерседесы» для милиции и организационных нужд. Но среди экзотики олимпийского автопарка были и отечественные разработки. Например, уникальный автопоезд РАФ-3407 — замечательное транспортное средство, которое ещё в 1979-м построили специально для перевозки гостей по территории Олимпийской деревни.

В основе модели 3407 лежал самый современный на тот момент микроавтобус страны — РАФ-2203. Он уже примелькался на улицах в качестве кареты скорой помощи или маршрутки. Рафик-сороконожка состоял из головного тягача РАФ-3407, промежуточного вагона РАФ-9225 (таких в автопоезде могло быть один или две штуки), а также замыкающей секции РАФ-9226.

РАФ-2203

Всего на Рижской автобусной фабрике выпустили около 40 олимпийских экспрессов. Причём после того, как РАФ-3407 отработал вахту — сначала на Спартакиаде 1979-го, а через год и на самой Олимпиаде, — несколько автопоездов отправили на ВДНХ возить посетителей по необъятным просторам Выставки достижений народного хозяйства.

Кстати! Билет на автопоезд по ВДНХ стоил 10 копеек. На обычном городском автобусе можно было прокатиться за 5 копеек, на маршрутке — за 15. Билеты зелёного цвета пассажиры отрывали самостоятельно, предварительно опустив монетку в кассово-билетный аппарат.

Фестиваль «Ретрорейс» пройдёт на Воробьёвых горах уже в субботу, 9 июля. Добраться можно от станции метро «Университет», откуда будет организован трансфер на классических автобусах ЛИАЗ-677М и ЛАЗ-699Р «Турист-2». То есть вы не только сможете живьём посмотреть на некоторые экспонаты из нашей статьи, но даже поездить на них! Вход на «Ретрорейс» — бесплатный.

Ну как, у вас случился приступ ностальгии?

Почитать ещё