Как расшифровать VIN Subaru

Машины по ОСАГО разрешили чинить неоригинальными запчастями: что это значит
Разбор

Анастасия Попова

Центробанк предложил рассчитывать стоимость ремонта по ОСАГО с учётом цен аналогов оригинальных запчастей. Эту меру регулятор назвал временной и объяснил её необходимость неопределённостью со стоимостью оригинальных запасных частей, а также проблемами с их доступностью из-за глубокого логистического кризиса. 

При этом в ЦБ уточнили: таким образом выплаты будут считать только для автомобилей, выпущенных «недружественными государствами». А для машин из стран, которые не вводили санкции против России, стоимость ремонта обещают по-прежнему рассчитывать с учётом цен на оригинальные запчасти. И только при их отсутствии на рынке — на основе цен аналогов. 

Участники рынка, руководители СТО и юристы в области страхования уверены, что изменения коснутся абсолютно всех автовладельцев вне зависимости от того, где именно изготовлен автомобиль. И назвали такое решение легализацией возможности занизить реальную стоимость ремонта. Объясняем, как же будет работать новая схема расчёта ремонта.

Задайте нам вопрос в Кью!

Что хотят изменить в ремонте по ОСАГО и зачем это нужно

При расчёте стоимости ремонта по ОСАГО страховщики пользуются специальными справочниками со списком автозапчастей (оригинальных!) и указанием их среднерыночной стоимости. Но теперь Центробанк хочет разрешить брать для ремонта запчасти-аналоги. Это, как считают в ЦБ, даст возможность пострадавшему в аварии получить деньги и отремонтировать машину — пусть не оригинальными, но зато новыми деталями. Как уверяют страховщики, автомобилисты смогут таким образом сэкономить, не теряя в качестве ремонта. Об этом корреспонденту Журнала Авто.ру рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА).  

«В изменениях единой методики написано следующее: для подготовки справочников запасных частей страховщики должны были использовать стоимость оригинальных запасных частей. Это создавало две проблемы. Часть производителей, в том числе из "недружественных стран", ушли с рынка, и оригинальных запчастей теперь просто нет. И стало непонятно, на основании чего именно определять стоимость деталей для справочников. Поэтому, если их нет, то логично взять те же самые запасные части, но не оригинальные, аналоги»,  — объясняет исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Уфимцев привёл следующий пример. Боровский стекольный завод делает стекло для Volkswagen, и цена этого стекла с фирменным клеймом — 25 тыс. рублей. Точно такое же стекло того же завода без отметки уже называется неоригинальным, но стоит при этом 10 тыс. рублей. «Есть производители запчастей, которые вообще ушли с рынка России. Продукцию этих компаний в обзор цен на рынке для расчёта ремонта можно не включать. А вместо них брать аналоги хорошего качества и ориентироваться на эти цены», — уточнил Уфимцев.

Кроме того, представитель РСА заявил, что производители из «недружественных стран» очень резко подняли цены: «Получается, что качественные запчасти, производимые, к примеру, в Набережных Челнах, Китае, Турции, не подорожали в три раза. Цены на них примерно на прежнем уровне. Но их для расчёта брать нельзя, потому что есть так называемое ограничение: цены не могут быть более чем на 30% ниже стоимости оригинальной запчасти».

Уфимцев привёл второй пример. Допустим, оригинальный бампер раньше стоил 20 тыс. рублей, а неоригинальный, выпускающийся в России, — 10 тысяч. Для расчёта цены для выплаты по ОСАГО страховщики обязаны были высчитать среднюю цену — в данном случае 15 тыс. рублей. Теперь же оригинальная запасная часть вместо 20 тыс. рублей стала стоить 40 тыс. рублей. И по действующей методике, которую хотят изменить в ЦБ, для расчёта стоимости ориентир из России за 10 тыс. рублей использовать уже нельзя, потому что его цена составляет только 25% от стоимости оригинальной запасной части, а не 30%. От такой привязки к цене оригинала страховщики и хотят отделить цены на ремонт.

Страховщики пытаются снизить выплаты

Руководитель направления техобслуживания и ОСАГО международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Поляков в беседе с Журналом Авто.ру заявил, что по закону об ОСАГО у страховщиков никогда не было прямой обязанности ремонтировать автомобили оригинальными запчастями. Нужно было обеспечить проведение ремонта новыми запчастями с поддержанием гарантийного срока.

«Единая методика расчёта построена на средней стоимости запчасти на рынке, и термина “оригинальная запасная часть” там нет. На наших глазах легализуется способ занижения стоимости ремонта включением в методику самых дешёвых аналогов. По факту прописывается возможность устанавливать нижнюю планку, по которой будут рассчитывать выплату. Страховые компании пользуются ситуацией, преследуя цель занизить размер выплаты страхового возмещения», — возмутился Поляков.

В свою очередь, юрист в области автострахования Илья Афанасьев вовсе назвал предложение ЦБ дискриминацией. «За страховку водителям предлагают платить как раньше, лимиты выплат такие же, но ущерб нам предлагают считать по цене дешёвого подвального бампера», — раскритиковал перспективы с ремонтом по ОСАГО Афанасьев.

Что будет с гарантией на автомобили после ремонта «аналогом»

Согласно закону об ОСАГО, ремонт автомобиля на СТО должны проводить качественно, с гарантией не менее шести месяцев на ремонт и 12 месяцев на кузовные работы и окраску. Все официальные производители запчастей устанавливают собственную гарантию на свои детали. Обычно это не менее одного года или определённого пробега. Но будет ли поддерживаться гарантия на машину после ремонта с помощью неоригинальных запчастей, автодилеры и эксперты пока не знают.

«Предполагается, что сертифицированная станция при ремонте и установке запчастей проверяет их качество. С точки зрения российского законодательства, если станция имеет сертификацию, то она имеет право осуществлять ремонт, и гарантия автопроизводителя на новый автомобиль сохраняется», — считает руководитель FIT SERVICE Алексей Поляков.

А вот опрошенные представители дилерского сообщества, напротив, выразили серьёзные опасения по сохранению гарантии со стороны автокомпаний. «Наверняка будут вопросы со стороны автобрендов о том, почему нарушены условия гарантийного ремонта, который сейчас допускает только “оригинал”. При этом нам сами автокомпании рассказывают, что никаких проблем с поставками нужных деталей нет», — рассказал представитель одного из крупного дилерского центра.

«Есть стандарты производителей, которые гарантируют качество как деталей, так и самого процесса ремонта. Замена аналогом несёт в себе риск снятия с гарантии, да и вообще безопасности. Если такое решение утвердят, нужно будет смотреть на каждого автопроизводителя, на его реакцию. Но риски снятия с гарантии высоки», — заявили в другом дилерском центре.

«Гарантийный ремонт автомобиля осуществляется только оригинальными запчастями. Что касается использования аналогов, то сейчас некоторые импортеры в ручном режиме рассматривают каждый случай отдельно и принимают решение в зависимости от типа запчасти», — добавил в свою очередь заместитель генерального директора по сервису АГ «АВИЛОН» Алексей Гуляев.

Почему аналоги не всегда дешевле оригинальных деталей

По расчётам сооснователя сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсуновой, сейчас оригинальные запчасти подорожали примерно в 2–3 раза, аналоги — в два раза. По оценке Полякова из FIT SERVICE, средний рост по всем запчастям составил 60–70%, а работы подорожали на 20%. При этом, по словам Полякова, если запчасть неоригинальная, это ещё не означает, что она ниже качеством или имеет какие-то принципиальные отличия.

«Термин “неоригинальные запчасти” ввели дилеры, вводя в заблуждение потребителей. Оригинальная запчасть — это та запчасть, которую устанавливают в автомобиль на конвейере, и неважно, под каким брендом она произведена. Компании Bosch, Denso, KYB придумывают, разрабатывают, производят какую-то деталь, затем договариваются с автопроизводителем, что именно эта деталь или узел будет поставляться на конвейер и стоять на автомобиле. В этом случае мы будем считать эту деталь оригинальной», — привёл пример Поляков.

Как уточнил эксперт, существует практика, когда оригинальную запчасть с завода-производителя деталей, например, Bosch, упаковывают в коробку BMW или Volkswagen и называют это «оригиналом». «Только к цене прибавляют 40–50% наценки. Эти же запчасти можно покупать под брендом Bosch, поскольку это и есть оригинал. Большинство комплектующих, узлов, запчастей в автомобиле производятся сторонними производителями, а не самим автомобильным брендом», — рассказал Поляков. 

По словам представителя отрасли, запчасти бывают разные: так называемая «неоригинальная» или аналогичная запчасть может стоить как дороже, так и дешевле «оригинала». По оценке эксперта, бывают дешёвые китайские аналоги низкого качества, а есть аналогичные запчасти даже качественнее тех, что устанавливаются на конвейере.

Как нововведения изменят стоимость полисов ОСАГО

В РСА уже объясняли, что такие шаги помогут сдерживать цены на полисы ОСАГО. По оценкам организации, в серьёзные ДТП, при которых ОСАГО с лимитом в 400 тыс. рублей может не хватить, попадают только 5% водителей. И повышать цены за счёт остальных в РСА посчитали неправильным. Там также уточнили, что текущий тарифный коридор уже позволяет им корректировать цены полисов для аварийных водителей.  

Таким образом, о принципиальной коррекции стоимости полисов речь пока не идёт. Но участники рынка всё равно уверены, что полисы ОСАГО равно или поздно подорожают. Как минимум потому, что пороговая сумма в 400 тыс. рублей теперь всё реже соответствует реальной стоимости ремонта.


Вы готовы чинить машины по ОСАГО неоригинальными запчастями?

Почитать ещё