Машина вдруг перестала слушаться руля или без видимых причин резко дёрнулась в сторону? Педаль тормоза предательски провалилась в пол, а автомобиль даже не думает замедляться? Если эти или другие неожиданные неисправности автомобиля привели к аварии, то расхожая формулировка в полицейском протоколе «не справился с управлением» вас вряд ли устроит. Ведь истинной причиной ДТП стала поломка, против которой вы, скорее всего, были бессильны. Трудность в том, что об этой поломке знаете только вы, поэтому собственную невиновность в аварии придётся доказывать. Давайте разберёмся, как это правильно сделать.

Когда ответственность лежит на водителе
Важно понимать: переложить ответственность с водителя на автомобиль можно далеко не всегда, даже если авария действительно произошла из-за неисправности. Простая логика и инстинкт самосохранения подсказывают, что ездить на неисправной машине не нужно. Для тех, у кого таковые отсутствуют, есть Правила дорожного движения и приложение к ним, где перечислены неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств того или иного типа.
Проще говоря, это список дефектов, требующих оперативного устранения, и он довольно длинный. Им же руководствуются специалисты, проводящие государственный технический осмотр и оформляющие диагностические карты. Там есть и про люфты в рулевом управлении, и про состояние шин, и про неработающий ручник, и даже про отсутствие брызговиков, предусмотренных конструкцией. Поэтому, если вы попали в аварию из-за взрыва «лысой» покрышки, то ответственность всё равно ляжет на вас.
Как быть, если входящая в этот самый перечень неисправность застала вас в пути? На этот счёт в основной части ПДД есть отдельный пункт 2.3.1, требующий от водителя устранить дефект на месте. А если это невозможно — то проследовать к месту ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. Увы, какие меры можно считать необходимыми, закон не определяет — а значит, доказать свою невиновность в случае ДТП будет непросто. Однако в том же пункте чётко прописано, в каких случаях движение автомобиля запрещается вообще. Это неисправности рабочей тормозной системы (без учёта стояночного тормоза), рулевого управления, сцепного устройства (при наличии прицепа), водительского дворника в дождь или снегопад, и фар с габаритами в тёмное время суток. Тут правильный сценарий только один: остановиться, соблюдая правила, вызвать эвакуатор и отправиться в сервис.
Но даже самый предусмотрительный, законопослушный и осторожный автовладелец может оказаться в ситуации, когда поломка или отказ одной из систем автомобиля происходит вдруг, и он уже не в силах предотвратить последствия — аварию.

Как оформить ДТП, случившееся из-за неисправности
Алгоритм действий тот же, что и в случае с любым другим ДТП. Необходимо выставить знак аварийной остановки, убедиться, что нет пострадавших и в «Скорую помощь» звонить не нужно. Затем следует уведомить страховую компанию и вызвать ГИБДД. Обязательно зафиксируйте на фото положение автомобилей и повреждения, соберите контакты свидетелей.
При аварии из-за внезапной поломки оформление по Европротоколу отпадает. Во-первых, немало ДТП из-за неисправного автомобиля случается без второго участника — машина просто съезжает с дороги, ударяется о столб, дерево или об ограничительный барьер. Во-вторых, если вы задели другой автомобиль, то вряд ли у его водителя будет мнение, солидарное с вашим. А вы не можете и не должны признавать себя виновным.
В такой ситуации сотрудник ГИБДД не имеет права отказать в оформлении аварии или отправить участников в группу разбора. Ему придётся на месте оформить полный пакет документов. Вот как он должен выглядеть:
постановление об административном правонарушении (если оно имело место);
протокол осмотра места происшествия;
схема ДТП;
приложение к протоколу с указанием повреждений автомобилей-участников;
объяснительные водителей-участников ДТП и очевидцев происшествия.

Что должно быть указано в документах
Важно осознавать, что «гаишник» — не статист, собирающий данные. Информация, зафиксированная в протоколе ДТП и сопутствующих бумагах, получает силу юридически значимого факта. Этот статус не помешает и вашему объяснению случившегося. Поэтому не оставляйте оформление аварии на усмотрение полицейского — проявите максимум активности, чтобы ваша точка зрения тоже была отражена в документах.
Во время опроса чётко и понятно расскажите сотруднику, что предшествовало столкновению, какой узел вашего автомобиля внезапно отказал, какие действия вы предприняли, чтобы смягчить последствия поломки и избежать столкновения. Настаивайте, чтобы всё это было зафиксировано в протоколе. Важно дать понять инспектору, что поломка произошла действительно внезапно и что вы не ехали на неисправном автомобиле — иначе вам могут вменить в вину нарушение вышеупомянутого пункта 2.3.1.
Покажите сотруднику ГИБДД все повреждения своей машины, в том числе те, что могут доказывать вашу версию событий: поломки в подвеске, повреждённые колёса, порванные шины, течи тормозной жидкости, положение рулевого колеса, не соответствующее повороту колес, и т.д. Всё это может стать свидетельствами в вашу пользу.
Предоставьте полицейским все имеющиеся у вас записи видеорегистратора (если он есть), а также фотографии. Такие материалы, передаваемые инспектору, обязательно упоминаются в протоколе и не могут быть проигнорированы.
Внимательно прочтите составленный протокол. В нём ни в коем случае не должно быть фразы, что вы не справились с управлением. А если она есть, то в заключительной части протокола — там, где фиксируются показания участника(ов) ДТП — не стесняясь пишите, что не согласны с определением, сделанным инспектором. Ещё раз укажите все замечания об обстоятельствах происшествия, перечислите факты, описанные неполно или неверно. Также в заключительной части вы можете написать, что настаиваете на проведении автотехнической экспертизы автомобиля.

Зачем нужна автотехническая экспертиза
Мнение технического эксперта требуется в том случае, если неисправность как причина аварии не очевидна. Обычно ГИБДД на основании материалов дела выносит постановление о виновности водителя, допустившего столкновение. Чтобы снять с себя обвинение, тот просит пересмотра дела в группе разбора или обращается в суд, требуя провести экспертизу автомобиля и обстоятельств ДТП. Вот тут и потребуется эксперт, который выяснит, имела ли место внезапная поломка, дефект дороги или всё-таки причина аварии не в технике.
Как показывает практика, ГИБДД довольно редко на добровольной основе инициирует проведение автотехнической экспертизы в рамках первичного разбора дела, даже если в протоколе есть такая просьба. Наиболее реалистичный сценарий таков: по административному делу вынесут постановление не в вашу пользу, и у вас будет 10 календарных дней, чтобы его обжаловать. На этом этапе нелишне привлечь опытного юриста, специализирующегося на «автомобильных» делах, который поможет подать ходатайство о проведении автотехнической экспертизы. Или, минуя обжалование, сразу готовьте обращение в суд, и уже в нём решайте вопрос об экспертизе.
Что мешает самостоятельно, без адвокатов и судов найти технического эксперта на следующий день после ДТП? Абсолютно ничего. Но результаты такого исследования автомобиля будут иметь мало юридической силы — просто потому, что не соответствуют устоявшимся правилам делопроизводства. Экспертиза без юридического обоснования не считается доказательством. Поэтому сначала нужно подать ходатайство о назначении экспертизы, а уже после постановления следователя или определения суда заниматься проведением экспертизы.
У ходатайства нет установленного образца, оно составляется в свободной форме. Однако у этого юридического документа есть важная цель — получить разрешение запросить у экспертов ответы на конкретные вопросы. Именно поэтому в ходатайстве нельзя ограничиваться общими фразами о проведении осмотра автомобиля. Нужно обязательно указать все обстоятельства происшествия, которые вы хотите подтвердить или опровергнуть, и составить список вопросов, на которые вы хотите, чтобы эксперт дал ответ по результатам своей работы. В этом же документе указывается выбранная для проведения исследования организация.

Кто проводит автотехническую экспертизу
Запросить проведение экспертизы может любой из участников дела, а также правоохранительные органы или суд по собственному решению. Главное, чтобы проверка проходила в рамках производства по делу.
Эту работу выполняют центры судебной экспертизы Минюста, координаты которых можно найти на сайте Министерства. Также её вправе осуществлять и частные компании или индивидуальные предприниматели, но их сотрудники должны быть аттестованы как эксперты-техники и внесены в соответствующий реестр Министерства юстиции, он тоже есть на сайте. Кроме того, существует добровольная сертификация негосударственных судебных экспертов — и лучше положиться на мнение специалиста, получившего такую лицензию.
Законодательно сроки работы эксперта не регламентированы, но эта процедура обычно занимает несколько дней. Её цена зависит от вида запрошенного исследования и количества вопросов в ходатайстве, обычно она не менее 5000 рублей. Платит за неё инициатор экспертизы.

Как проходит экспертиза
Экспертиза — это попытка реконструировать обстоятельства аварии, а также анализ технического состояния автомобилей в момент происшествия и оценка нанесённого ущерба. Какие типы исследований будут проводиться в вашем случае — зависит от того, на какие вопросы вы хотите получить ответ.
Как только суд или следователь одобрили проведение экспертизы, вам необходимо передать выбранной для этой процедуры организации все материалы дела (протокол ДТП и сопутствующие документы, фото и видео, показания свидетелей и т.д.). Автомобиль к месту изучения должен доставить владелец. Не забудьте взять с собой ПТС и свидетельство о регистрации. Не исключено, что после первого знакомства с бумагами эксперт запросит дополнительные данные или документы — это законно. После ознакомления с бумагами он приступит к изучению агрегатов машины и фиксации внешних и скрытых повреждений.
Изучив все обстоятельства и исследовав автомобиль, эксперт выдаёт письменное заключение. Этот документ обычно состоит из трёх частей. Во введении разъясняются права участников ДТП и ответственность за предоставление ложных данных. В исследовательской части даётся полное описание аварии, приводится перечень осуществлённых техником работ и исследований, перечисляются использованные методики и стандарты их проведения. В заключении содержатся, собственно, выводы эксперта — ответы на все вопросы, которые были в ходатайстве. В том числе и на вопрос, что на самом деле послужило первопричиной аварии.
Начинать ремонтировать автомобиль раньше, чем он пройдёт экспертизу, не нужно. И сразу после неё тоже не стоит этого делать: нередко после первой, «вашей» экспертизы, может быть назначена повторная, у другого специалиста. Могут потребоваться и дополнительные исследования. На этом могут настоять второй участник ДТП, следователь или суд.
Что касается страховой компании, то в случае ОСАГО решение о выплате будет полностью связано с окончательным решением судом вопроса о том, кто виновник, а кто пострадавший в ДТП. Для КАСКО это тоже имеет значение — ущерб в любом случае возместят, но следующий полис для виновника будет стоить дороже. В общении со страховой компанией автоэксперт может понадобиться снова — для новой серии разбирательств, теперь уже об истинном размере ущерба.

Как возместить ущерб
Заключение автотехнической экспертизы — это юридический документ, имеющий законную силу не только в суде. Его, вместе с решением суда об обстоятельствах аварии, можно использовать и для предъявления досудебных требований о возмещении ущерба автосервису, заводу-изготовителю автомобиля или дефектной запчасти, а то и пункту проведения технического осмотра.
Например, эксперт обоснованно доказывает: у автомобиля в момент аварии отказали тормоза. А автовладелец за несколько дней до происшествия обслуживал тормозную систему в сервисном центре или прошёл технический осмотр, который не выявил проблем с тормозами. Такая ситуация считается поводом предъявить претензии сервису или станции техосмотра.
Помимо тормозов, причин для неожиданной поломки, повлекшей за собой ДТП, может быть много. От небрежно прикрученного колеса на шиномонтаже и до коробки передач, заклинившей на большом ходу из-за неграмотного ремонта. Может случиться и так, что причиной аварии стал не визит в сервис, а поломка детали — возможно, дефектной. Тогда ответственность лежит на производителе бракованного узла или автомобиля в целом.
На стороне автовладельца и закон «О защите прав потребителей», где в пункте 3 статьи 14 указано, что потребителю должен быть возмещён вред, причинённый из-за недостатков выполненной работы. И если исполнитель — тот же автосервис — не прописал гарантийный срок на свои работы в договоре на оказание услуг, то такой срок будет составлять 10 лет.
В случае с техосмотром применим Закон №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…», в пункте 2 статьи 24 которого указано: «Если в ходе проведения технического осмотра оператором технического осмотра не выявлены технические неисправности транспортного средства либо такие неисправности выявлены, но сведения о них не были внесены в диагностическую карту, оператор технического осмотра должен возместить в полном объёме вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу владельца транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей».
Однако не очень понятно, сколько именно остаётся в силе заключение пункта техосмотра об исправности автомобиля. До конца срока действия диагностической карты? Но этот срок зависит от возраста автомобиля и может растягиваться на время от года до трёх лет. Какие факторы и в какой момент могут привести к ничтожности этого заключения об исправности? Все эти вопросы останутся на усмотрение суда, который может определить «разумные пределы». Увы, нет никакой гарантии, что эти пределы помогут вам выиграть и получить возмещение.
Итак, совсем коротко
Своевременно обслуживайте автомобиль в проверенных сервисных центрах, чтобы избежать внезапного отказа машины на дороге. Всегда заключайте договор на обслуживание.
Если уверены, что авария произошла из-за внезапной поломки, настаивайте на внесении этих данных инспектором ГИБДД в документы при оформлении ДТП.
Если неисправность автомобиля не признают первопричиной ДТП, инициируйте проведение автотехнической экспертизы. Составьте ходатайство, в котором требуйте рассмотреть обстоятельства происшествия и повреждения машины максимально подробно.
Если не уверены в своих знаниях тонкостей подобных разбирательств — найдите опытного автомобильного юриста.
Заключение экспертов — юридический документ, на основании которого можно требовать возмещения ущерба у сервисного центра, пункта технического осмотра или завода-производителя.
Решение о возмещении принимает суд. Не бойтесь — это нормально.