Новые логотипы автобрендов: какие машины примерили их первыми

Любопытные факты про КамАЗы, которые вы могли не знать

Подборки

Михаил Медведев

Комменты

КамАЗ — самый популярный грузовой бренд СССР. Но знаете ли вы, что от запуска конвейера в 1976-м до выпуска миллионного грузовика прошло всего 12 лет? А ведь в истории КамАЗа есть странички и поинтереснее сухой статистики — сейчас перескажем самые яркие из них.

Завод построили на плодородных землях

Камский автозавод — один из самых молодых промышленных гигантов страны. Строительство предприятия в Набережных Челнах началось в 1970 году. Страна испытывала дефицит грузовиков, с которым ЗиЛ и ГАЗ не могли справиться физически. Нужен был не просто ещё один новый завод. Нужен был завод-гигант!

Тогда возведение больших предприятий вообще считалось модным. Вспомните хотя бы масштабы Волжского автозавода! По широте размаха КамАЗ как минимум не уступал Тольятти. Под строительную площадку Камского завода отвели 130 тысяч гектаров колхозных полей в Татарской автономной социалистической республике.

Место определила удобная транспортная инфраструктура: здесь было налажено железнодорожное и автомобильное сообщение, а рядом находились две судоходные реки — Волга и Кама. То, что завод решили возводить на месте плодородных земель, — ничего страшного. Снятый со стройплощадки чернозём развозили чуть ли не по всей стране: по полям, оранжереям и даже дачным участкам.

Фото: ru24.net

Первый КамАЗ был ЗиЛом

Грузовик, предназначенный для выпуска в Набережных Челнах, неправильно называть просто первым КамАЗом. Потому что трёхосный бескапотный седельный тягач ЗИЛ-170 — прообраз дебютного серийного КамАЗа 320 — был готов ещё в 1968-м. За год до того, как было принято официальное решение о строительстве Камского завода.

ЗиЛ-170В. Фото: autowp.ru

Собственных мощностей для производства столь нужной стране грузовой модели у ЗиЛа не было, поэтому перспективный «сто семидесятый» отдали на подряд. Ровно так же, к слову, когда-то произошло и с первым «Запорожцем», который изначально был «Москвичом»-444.

На КамАЗе делали и легковушки

На строительство Камского завода ушло даже больше денег, чем на ВАЗ. Да и темпы строительства были ударными. Однако первый серийный автомобиль — тот самый седельный тягач КамАЗ-5320 — сошёл с конвейера лишь в феврале 1976-го. Надо ли говорить, что за восемь лет, прошедших с разработки ЗИЛ-170, конструкция модели успела утратить актуальность.

Но знаете ли вы, что на КамАЗе кроме огромных грузовиков выпускали и крошечные легковушки? Ещё в 1980-м в цеху экспериментальных разработок появился мини-кар «Мишка». Правда, не слишком серьёзная смесь гольф-кара и багги вряд ли годилась на роль первого автомобиля в семье. Поэтому дальше проект не пошёл.

КамАЗ-1101 «Мишка». Фото: autowp.ru

Более успешной оказалась вторая попытка — серийный выпуск микролитражки «Ока». По-настоящему грандиозные объёмы производства крошечного хэтчбека планировали наладить в цехах расположенного неподалёку Камского тракторного завода. Но тот проект в силу разных обстоятельств так и не был реализован.

1/2

ВАЗ-1111 «Кама». Фото: vk.com

На легковом же филиале КамАЗа, известном под именем ЗМА («Завод малолитражных автомобилей») «Оку» с 1995-го по 2005-й выпускали хоть и серийно, но всё же в ограниченных объёмах.

В начале 1990-х завод серьёзно пострадал от огня

Что связывает КамАЗ с такими брендами, как Jaguar и Oldsmobile? В истории каждого из них был судьбоносный пожар. В апреле 1993 года огонь полностью уничтожил завод по производству двигателей, рассчитанный на 100 тысяч единиц продукции ежегодно.

С масштабами ущерба может сравниться лишь шок от того, что уже в декабре того же 1993-го моторный завод возобновил отгрузку!

На эмблеме КамАЗа изображён аргамак

Долгое время Камский гигант вообще обходился без фирменной эмблемы. Исправить это недоразумение решили только в конце 1980-х. Завод готовился к выпуску миллионного грузовика, и в отделе рекламы — можно сказать, предтече службы заводского пиара — решили украсить юбиляра эмблемой.

Так на фирменном знаке КамАЗа появился аргамак. Нет, не приспособление для катания со снежных горок — так в старину на Востоке называли породистых верховых лошадей. Эмблему нарисовали художники Виктор Крючков и Виктор Марковский из Москвы.

И хотя юбилейный, миллионный КамАЗ в 1988-м выпустили без фирменной эмблемы, зато сегодня аргамак украшает решётку радиатора всех серийных моделей бренда. Хорошая подобралась компания с «лошадиными» эмблемами — Ferrari, Porsche, Carlsson и КамАЗ.

Завод выпускал не только автомобили

Помимо грузовиков и легковушек, КамАЗ пробовал силы в смежных жанрах. В начале 2000-х в Набережных Челнах пытались освоить выпуск сельскохозяйственных тракторов. Но дальше прототипа КТ-240К дело не пошло.

КамАЗ КТ-240К. Фото: autowp.ru

Более успешными были военные наработки. Среди них не только армейские грузовики и тягачи, но и настоящие бронетранспортёры. Если лёгкий двухосный КамАЗ-43269 2001 года — это образец традиционной школы бронированной техники, то большой КамАЗ-63969 — представитель нового поколения бронетранспортёров. С колёсной формулой 6х6, противоминным бронированием и дистанционно-управляемым модулем вооружения.

На «Дакаре» КамАЗу нет и, наверное, уже не будет равных

Никаких сомнений — именно КамАЗ главный герой отечественного автоспорта. Постарайтесь вспомнить большие победы на крупных автомобильных гонках в истории советского и российского автоспорта. Сколько их было? Если не считать сомнительные успехи в отдельных классах и редкие победы на некоторых этапах, то число титулов будет неуклонно стремиться к нулю.

КамАЗы — совсем другое дело. Грузовики из Набережных Челнов выигрывали ралли-рейд «Париж — Дакар» рекордные 19 раз! Ближайший преследователь — чешская Tatra может похвастаться лишь шестью победами.

Ещё в 1970-х инженеры КамАЗа предложили концепцию модульного автопоезда

О победах КамАЗов на «Дакаре» знают все. Однако мало кто слышал, что в 1970-х именно в Набережных Челнах был детально проработан амбициозный проект модульного автопоезда. Случилось это за 10 с лишним лет до дебюта МАЗ-2000 «Перестройка», который считают самым продвинутым советским грузовиком.

«Модульный» КамАЗ — это не просто автомобиль, а целая грузовая номенклатура. Одно- и двухосные тягачи, различные варианты прицепов и полуприцепов, дополнительные тележки: подкатные, тяговые и даже с системой рекуперации. 

На КамАЗе проделали гигантскую работу, которая вдохновила коллег-конкурентов из МАЗа на собственный проект. В Минске, в отличие от Набережных Челнов, свой грузовик будущего довели до стадии работоспособного прототипа. И забрали себе всю славу.

У современного КамАЗа обширные планы на будущее

Сегодня КамАЗ на перепутье. С одной стороны, международные санкции привели к разрыву партнёрства с концерном Daimler. С другой — предприятие активно ищет новые варианты развития.

1/4

КамАЗ-6559 «Юпитер 30». Фото: autowp.ru

Перспективные модели, вроде беспилотника «Шаттл» и даже самосвала с автономным управлением КамАЗ-6559 «Юпитер 30», разработанного совместно с МГТУ Баумана, прямо подтверждают, что на заводе не живут только вчерашними достижениями. И это не говоря о непосредственном участии КамАЗа в проекте вновь запущенного бренда «Москвич».


Фото на обложке: autowp.ru


КамАЗ — главный автобренд страны?

Почитать ещё