Ford Kuga, сгоревший, но не умерший: о чём не рассказывает продавец

Проверил здоровье — лишился прав: как ГИБДД будет узнавать о болезнях водителей
Разбор

Анастасия Попова

Все медучреждения совсем скоро начнут автоматически сообщать в ГИБДД о выявленных у автомо­билистов заболеваниях, с которыми нельзя садиться за руль. Действие водительских удосто­верений на этом основании будут приостанав­ливать, а если вылечить болезнь не получится, то документ аннулируют. Разбираемся, что теперь смогут узнать инспекторы о водителях и как будет сохраняться медицинская тайна.

С 1 марта 2022 года в МВД будут получать информацию от медиков о состоянии здоровья автомо­билистов и смогут приостанав­ливать срок действия водительских прав из-за некоторых диагнозов. Соответ­ствующий механизм описан в проекте поправок к закону «О безопас­ности дорожного движения», который размещён на сайте regulation.gov.ru 

Сейчас результаты медицинских проверок для оформления водительских удосто­верений действительны десять лет, но за это время состояние здоровья автомобилиста способно измениться. Например, могут появиться болезни, с которыми опасно браться за руль: резко ухудшится зрение или же водитель пристрастится к наркотикам или алкоголю. Полный список болезней, при которых запрещено иметь водительские права, утверждён постановлением правительства №1604.

Последние несколько лет МВД при помощи Генпрокуратуры пыталось наладить автомати­ческий информаци­онный обмен с Минздравом, но безуспешно: всё упиралось в медицинскую тайну и защиту личных данных. Теперь доработанный законо­проект МВД, как ожидается, откроет для ГИБДД доступ к информации о водителях, которым на самом деле уже давно нельзя за руль.

Насколько актуальна проблема нездоровых водителей

Сейчас, если у медиков оказываются данные о проблемах со здоровьем водителя, в ГИБДД об этом не узнают. В поясни­тельной записке к готовяще­муся законо­проекту ведомство утверждает: из‑за проблем с взаимо­действием между Минздравом и МВД получается так, что водители, у которых выявлены медицинские противопоказания к управлению либо у которых возникают новые ограничения, продолжают спокойно садиться за руль до истечения срока действия удосто­верений. Это создаёт большие риски: если водитель, к примеру, стал значительно хуже видеть или же просто не способен чётко контроли­ровать ситуацию на дороге по другим причинам, он может стать виновником ДТП.

Сейчас у ГИБДД есть только два способа узнать о том, что у водителя или кандидата есть противо­показания. Это проведение медосмотра для получения или продления действия водитель­ских прав, а также проведение мед­освидетель­ствования при подозрении в нетрезвом вождении. С учётом распро­странённой практики незаконной покупки справок без встречи с реальными врачами остаётся только медосвидетель­ствование.

Есть и другой способ — эффективный, но долгий. В ГИБДД и прокуратуре могут совершать запросы в медучреждения по состоянию здоровья интересующих их водителей, но делается это в ручном режиме. И по каждому требованию о лишении прав этих автомо­билистов решение должен принимать суд. За последние три с половиной года подраз­делениями Госавто­инспекции на основании судебных решений было аннулиро­вано более 16,2 тыс. водительских удосто­верений по медицинским причинам.

Что предлагает МВД и как это будет работать

Когда изменения заработают, все «звоночки» о том, что водителю противопоказано садиться за руль, будут попадать в межведом­ственную систему Минздрава и МВД по каналам Единой государ­ственной информационной системы в сфере здраво­охранения (ЕГИСЗ). К ней — безо всяких запросов — будет открыт доступ у сотрудников ГИБДД. И сигнала от медиков даже при прохождении лечения, не связанного напрямую с вождением, будет достаточно для приостановки действия водительских прав и направления автомо­билиста на дополнительные медпроверки.

В базу будут попадать данные об оформленных, приостанов­ленных и аннулиро­ванных медицинских заключениях, а также о наличии и об отсутствии у водителей и кандидатов медицинских противо­показаний, показаний или ограничений к управлению автомобилем, а также обо всех выданных водительских удосто­верениях. Схема будет действовать и в обратном порядке — в ГИБДД смогут оперативно узнавать о том, что авто­мобилист вылечился и вновь годен к управлению машиной.

Кому будут приостанавливать действие прав и что делать после излечения

Если при проведении медицинского осмотра, освидетельствования либо при оказании любой врачебной помощи у водителя обнаружат заболевания, которые считаются медицинскими противопоказаниями или ограничениями к управлению автомобилем, информация об этом зафиксируется в федеральном реестре документов. После этого водителя направят на дополнительные обследования, а потом и на лечение. Также придётся пройти внеочередное обязательное медосвидетельствование, которое хорошо знакомо всем автомобилистам, получавшим или менявшим права.

Результаты обязательного медицинского освидетельствования в электронном виде также загрузят в реестр, куда в любой момент смогут заглянуть в ГИБДД. Его заверят усиленной квалифицированной электронной подписью врач-психиатр, психиатр-нарколог и руководитель медицинской организации. При этом врачи обязаны будут предупреждать водителей о том, что их данные передаются в базу. Также медики должны предоставить выписку о результатах медицинского освидетельствования. Однако запретить передачу информации гражданин не сможет.

Важно, что от управления автомобилем придётся отказаться сразу при появлении подозрений на негативный диагноз. На время лечения и внеочередного обязательного медосвидетельствования действие прав приостанавливается. А дальше — три варианта событий. 

В лучшем из них права восстановят после лечения. «По результатам проведённого внеочередного обязательного медицинского освидетельствования выдаётся новое медицинское заключение, которое размещается в реестре и направляется в МВД в электронной форме, — говорится в пояснительной записке к документу. — При поступлении сведений о выданном медицинском заключении, подтверждающем отсутствие у водителя транспортного средства заболеваний или ограничений, право на управление восстанавливается, водительское удостоверение признаётся действительным».

Но если окажется, что у водителя есть медицинские противопоказания, то МВД России прекратит действие прав и документ признают недействительным. В дальнейшем, если автомобилист избавится от проблемы, права придётся получать заново — по аналогии с лишением прав за нетрезвое вождение. То есть с пересдачей теоретического экзамена.

Есть и третий вариант: у водителя могут оказаться противопоказания, с которыми можно садиться за руль, но этот аспект нужно отразить в водительских правах. Например, если автомобилист частично потерял слух. Права с таким диагнозом выдают, но с особыми отметками, при этом на машине водителя должен быть наклеен соответствующий знак. Тогда в ГИБДД действующие права изымут и признают недействительными, а водитель сможет обратиться за новыми с отметкой. Так же придётся поступать в случае, если водителю предпишут обязательно носить очки.

Что будет с медсправками и проверками на наркотики и алкоголь

Как объяснили корреспонденту Журнала Авто.ру в Минздраве, в ведомстве приняли решение ничего не менять в порядке медосвидетель­ствования водителей как минимум до 1 января 2022 года. Кроме того, в Минздраве пока отказались от идеи тестировать авто­мобилистов при помощи теста на алкоголизм, выявляя так называемый CDT-маркер. Вместо этого у водителей будут диагностировать психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употребле­нием алкоголя. Впрочем, и эта процедура пока не утверждена.

Как объяснил Журналу Авто.ру психиатр-нарколог Александр Ковтун, до введения новых тестов стоимость получения медсправки расти не будет. Что касается дополнительных тестов для водителей на выявление проблем с зависи­мостями, то, как напомнил Ковтун, у врачей всегда была и есть возможность их проведения, если они заподозрят какие-то отклонения.

Насколько законна передача личных медицинских данных в МВД и есть ли в этом практический смысл

В МВД уверяют: изменения позволят оптимизировать межведом­ственное информационное взаимо­действие с Минздравом и помогут исключить возможность допуска к управлению транс­портными средствами лиц, имеющих заболевания, с которыми нельзя садиться за руль. Также водители смогут быстрее проходить процедуру освидетель­ствования при замене и получении прав.

Психиатр-нарколог Александр Ковтун отметил, что и до вступления в силу изменений в ГИБДД имели доступ к личным данным водителей. Просто для этого приходилось тратить больше времени. Получается, что в целом в этом плане водителям беспокоиться не о чем — о них и раньше могли всё узнать. «Даже обычный участковый, у которого нет прямого доступа к базам данных Минздрава, может сделать запрос и получить ответ о состоянии здоровья гражданина. Просто теперь эта информация будет передаваться быстрее», — объяснил Ковтун. Формальная сторона вопроса тоже учтена: в законо­проекте предусмотрены поправки в закон «О персональных данных», которая разрешит «обрабатывать» сведения о здоровье граждан в целях обеспечения безопасности движения.

Эксперт считает, что информация о заболеваниях водителей должна быть доступна. Однако Ковтун одно­временно напомнил, что никакой статистики о количестве ДТП из‑за нездоровых водителей нет. Поэтому и масштаб проблемы оценить трудно. «Большинство нарко­потребителей сейчас не состоят ни в каких базах данных, эпилептики тоже не состоят ни на каких учётах, а уж если и состоят, им уже не до управления автомобилями», — рассказал Ковтун.

В целом эксперт скептически оценивает грядущие изменения. Он уверен, что и действующей сейчас процедуры по прохождению медосвидетель­ствования достаточно, чтобы отсекать большинство непригодных водителей. Однако эта система просто не работает.

Юрист Дмитрий Дугин, в свою очередь, считает, что изменения ускорят возможность проверки наличия опасных заболеваний у водителей. «Действующий порядок не предполагает оперативного получения этой информации, — подтвердил юрист. — ГИБДД и прокуратуре приходится обращаться в суды для прекращения права управления, что требует много времени. Однако в текущей редакции документа я вижу другую крайность. Права можно приостановить даже при наличии оснований только для обследования. Это слишком широкое понятие — ведь на том этапе диагноз ещё не подтверждён». По словам юриста, пока будущий закон слишком широко трактует ситуации, которые могут стать причиной для лишения прав или приостановки их срока действия. 

Впрочем, до трансформации проекта в закон эти детали могут быть доработаны — на это у авторов ещё есть время.


Доступ ГИБДД к диагнозам — это правильно?

Почитать ещё