Мощная Kia «без каких-либо проблем», но после жёсткого ДТП: о чём не рассказывает продавец

Льготные автокредиты в 2023 году: кому они положены и что можно купить с большой скидкой
Разбор

Екатерина Демишева

Минпромторг продлил программу льготного автокредитования на 2023 год, но поменял её условия. Государство заложило на автокредиты 20,7 млрд рублей, в конце ноября ведомство увеличило стоимость приобретаемого автомобиля до 2 млн рублей и расширило список тех, кто может воспользоваться субсидией. Рассказываем, кому доступна схема господдержки, как она работает и почему спрос на автокредиты всё равно падает.

Список машин, подходящих под льготный кредит

Кто может взять льготный кредит

В 2023 году условия программы были скорректированы. Например, скидка на автомобиль (то есть субсидия от государства при оформлении займа) увеличилась с 10 до 20% для всех регионов, кроме Дальнего Востока — там сохранилась скидка в 25%. Стоимость автомобиля, подпадающего под льготный автокредит, выросла с 1,5 млн до 2 млн рублей. А скидка на покупку электрокаров российского производства сохранилась на уровне 35%, но не более 925 тысяч рублей.

Купить машину, взяв льготный кредит, может семья минимум с одним несовершеннолетним ребёнком, медицинский работник, учитель и тот, кто впервые приобретает автомобиль. В ноябре программу также расширили на военнослужащих (в том числе призванных по частичной мобилизации), их семьи и служивших в армии пенсионеров. Государственная льгота распространяется и на тех, кто покупает новую машину в кредит и одновременно сдаёт автомобиль старше шести лет по программе «трейд-ин» при условии, что владел им не менее года.

С января по ноябрь 2022 года по программе льготных автокредитов было приобретено 34 тысячи автомобилей. Государство субсидировало около 7 млрд рублей.

Какие машины можно купить в кредит

Под условия программы льготного автокредитования попадают легковые и лёгкие коммерческие автомобили российского производства. Речь идёт о машинах брендов Lada, УАЗ, ГАЗ, китайском Haval тульской сборки, а также о базовом кроссовере «Москвич 3» с механической коробкой передач. Кроме того, можно приобрести липецкие электромобили Evolute и электрические «Москвичи» столичной сборки — со скидкой 35%, которая предусмотрена для покупателей электромобилей отечественного производства.

Эксперты уверены, что государственная программа льготного кредитования оказывает положительное влияние на рынок, так как в условиях роста стоимости автомобилей с её помощью хоть как-то поддерживается покупательская активность. Так, например, считает директор департамента финансовых услуг ГК АвтоСпецЦентр Дмитрий Мольков. 

«Кроме отечественных брендов под программы государственной поддержки попадает Haval Jolion. Но глобально влияние программы не слишком значительно, так как в большинстве своём автокредитование поддерживает спрос только на автомобили, производимые в России. Однако нынешние улучшения в программе должны стимулировать обновление автопарка», — посчитал Мольков. 

По словам эксперта, было бы разумно включить в программу новые модели или машины с минимальным пробегом, ввезённые в рамках параллельного импорта. Проще всего, по мнению Молькова, было бы реализовать эту схему для клиентов, которые сдают старый автомобиль по системе трейд-ин.

Как часто берут автокредиты в России

Ситуация на рынке автокредитования показывает снижение интереса к займам, которое продолжается с сентября этого года. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), заёмщики не хотят наращивать свои финансовые обязательства на фоне общей неопределённости, а напротив — стремятся к сокращению долговой нагрузки.

«После падения выдачи автокредитов в марте в последующие месяцы вплоть до сентября сегмент автокредитов постепенно восстанавливался. Но к октябрю выдача новых автокредитов несколько снизилась. Поддерживать уровень кредитования отчасти помогает государственная программа льготного автокредитования, а также автокредиты на покупку подержанных машин», — объяснил Журналу Авто.ру директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Помимо снижения числа автокредитов, эксперты отмечают и уменьшение средней суммы займа — с 1,35 млн рублей в феврале до 1,08 млн в октябре. Причиной эксперты называют всё ту же неопределённость. Снижение суммы объясняется также тем, что программа льготных автокредитов распространяется только на новые автомобили отечественного производства, которые существенно дешевле новых иномарок.

«Постепенно растёт и доля кредитования на покупку автомобилей с пробегом, что также влияет на средний размер автокредита в сторону его уменьшения. Банки стараются выдавать автокредиты заёмщикам с высоким значением персонального кредитного рейтинга, так как не хотят рисковать», — рассказал эксперт.

В марте уровень одобрения автокредитов упал до 13%, тогда как до санкций в условиях относительной стабильности рынка несколько месяцев держался на 32–34%. Летом 2022 года показатель подрос до прежних 31,9%, но снова немного снизился в сентябре-октябре из-за низкой заинтересованности банков в предоставлении ссуды с высокой долей риска, добавили в НБКИ.

Итак, совсем коротко

  • – Льготные кредиты перезапустят 1 января 2023 года.

  • – На программу выделили 20,7 млрд рублей.

  • – Субсидия составит 20%, а для Дальнего Востока — 25%.

  • – Стоимость автомобиля для получения субсидии не должна превышать 2 млн рублей.

  • – Субсидию дадут на Lada, УАЗ, ГАЗ, а также Haval Jolion тульской сборки.

  • – Электрокары Evolute и «Москвич» можно купить со скидкой 35%.

  • – Использовать госпрограмму могут семьи с ребёнком, медработники, учителя, военнослужащие и те, кто впервые приобретает автомобиль.

Готовы взять льготный автокредит?

Почитать ещё