Лодка, Путин, Мерседес: пять курьёзов «АвтоВАЗа»

Ушла эпоха: несколько фактов из жизни великого Ли Якокки
Подборки

Константин Новацкий

Второго июля ушёл из жизни Ли Якокка. Человек, с чьим именем связана значительная часть истории Ford и Chrysler. Гениальный менеджер, талантливый руководитель и просто «папа» Ford Mustang. Ли прожил насыщенную жизнь и покинул мир в свои 94 года. Коротко рассказываем о том, каким он был.

Ли. Потому что так короче

Ли — сокращённое от Лидо Энтони. Якокка родился в США в семье эмигрантов из итальянского Беневенто. Окончил Лихайский и Принстонский университеты и в 21 год устроился на работу в Ford. В скором времени из инженерного отдела он ушёл на руководящую должность, где с успехом использовал полученные знания по маркетингу. Под влиянием Якокки Ford занялся разработкой компактных переднеприводных моделей для конкуренции с японскими марками, а также сделал популярными привычные сегодня схемы потребительских кредитов. 

Но и на руководящих постах рост не замедлился. Как позже будет вспоминать сам Якокка, его переход из Ford в Chrysler в 1978 году был связан с тем, что влияние Генри Форда II в компании в какой-то момент стало менее значительным, чем влияние самого Ли: менеджер перерос босса.

Отец «Мустанга»

Эта фраза — отнюдь не преувеличение. Легендарный пони-кар обязан своим появлением именно Якокке. Кто, как не талантливый инженер-управленец, мог предвидеть, что двухдверка на базе тривиального Ford Falcon наделает столько шума, встряхнёт рынок и за считанные десятилетия пропишется в ДНК самих Соединённых Штатов Америки? 

C 1964 года по сегодняшний день это «нишевое» купе сменило шесть поколений и разошлось тиражом в 10 миллионов машин. При этом за полвека ни образ, ни харизма Mustang будто и не поменялись. Потому что за ними стояла сильная личность, уверенная в успехе.

1/5

Спаситель статуи Свободы

С именем Якокки связан и другой символ Америки — знаменитый монумент Statue of Liberty на Манхэттене. Весной 1982 года президент США Рейган предложил Якокке пост главы реставрационного фонда статуи на Острове Свободы. Партнёрство государственного и частного секторов стало самым успешным в истории США и помогло собрать почти 90 миллионов долларов на реставрационные работы.

Скандал в Ford и спасение Chrysler

Помимо взлётов в карьере Якокки были и весьма болезненные падения. Едва ли не самым заметным из них стал конфликт в 70-х, связанный с компактной моделью Ford Pinto. Весьма спорная машина сложно рождалась, а появившись, принесла немало хлопот. 

Поводом стала неудачная конструкция, из-за которой в случае ДТП мог взорваться бензобак. Как инициатора разработки Pinto (максимально лёгкой и максимально дешёвой машины) Якокку обвинили в том, что он якобы знал о проблеме, но позволил небезопасной модели выйти на рынок, после чего Ford понёс убытки из-за масштабного отзыва. Этот случай стал одной из причин увольнения и последующего перехода менеджера в Chrysler. Который впоследстви тем же Якоккой был выведен из крутейшего финансового пике, миновав долговую яму. Не было бы счастья...

1/4

Не только машины, но и книги

Помимо автомобильного дела, Ли Якокка преуспел в литературе. Его автобиографическая книга «Iacocca: An Autobiography» стала бестселлером, была переведена на множество языков, включая русский (у нас книга называлась «Ли Якокка: Карьера менеджера» и её стоит прочитать не только тем, кто интересуется историей автопрома). На неё ориентировалось целое поколение молодых руководителей. В своём труде Якокка коснулся фигуры Генри Форда II, однако описания богатых и сложных взаимоотношений двух главных фигур Ford середины прошлого века вышли за пределы одной книги. После «An Autobiography» Ли напишет ещё несколько отдельных мемуаров. Их также переведут.

Сборник цитат

Книга «Карьера менеджера» интересна не только автобиографией Якокки и закулисьем империи Ford. Она изобилует цитатами, отражающими опыт и талант автора как психолога и провидца. Часть из них никак не связана с автомобилями, потому имеет ценность для всех. Вот несколько самых ярких цитат из этой книги.

«»


Способность концентрироваться на работе и эффективно использовать время — это всё или почти всё, чтобы добиться успеха в бизнесе.

«»


Важно повышать планку и делать машины всё более высокого класса. В США можно быть абсолютно уверенным лишь в одном: даже во время депрессии богатые продолжают богатеть.

«»


В течение четырёх лет я изучал психологию и психопатологию. Не шучу, это были, пожалуй, самые важные предметы. Значительно больше забот в работе мне доставляли шарики в головах сотрудников, чем в подшипниках.

«»


В работе над книгой я не ставил цели поквитаться с Генри Фордом за то, что он меня уволил. Я уже сделал это старым американским способом: выиграл у него битву на рынке.

«»


Необходимость регулярно очищать душу и умение различать, что хорошо и что плохо, всю  жизнь были для меня самой лучшей психотерапией.

«»


Ты не поймёшь, что такое счастье, пока тебе не с чем будет это сравнить. 

«»


Как бы ни было плохо сегодня, помни, что всё это обязательно пройдёт.

«»

Почитать ещё