Это случилось. Суперкар, ставший одним из символов 2010‑х, готов повесить шлем на гвоздь. Великий Lamborghini Aventador прощается, оставляя за собой прекрасное наследие: тираж, более чем вдвое превысивший изначально запланированный, яркие роли в кино и почётное место в пантеоне быстрейших автомобилей планеты. Салютуя уходящему на заслуженный отдых флагману Lamborghini, мы собрали целую коллекцию впечатляющих и неочевидных фактов из личного дела Авентадора. Поехали!
Lamborghini Aventador LP 700-4
Как и многие суперкары Lamborghini, своим именем Авентадор обязан корриде. В данном случае Aventador — кличка бойцового быка, ставшего знаменитым во время корриды в Сарагосе в 1993 году. За храбрость и бесстрашие Авентадор (тот, который бык) даже получил награду! Называется она Trofeo de la Peña La Madroñera. Достойное имя для достойного автомобиля, не так ли?
Официально Aventador представили на Женевском автосалоне 2011 года, хотя закрытый показ новинки состоялся ещё в конце 2010‑го в Санта-Агате, на родине Lamborghini. Изначально итальянцы обещались ограничить тираж флагмана четырьмя тысячами экземпляров. И даже наборов форм для карбоновых элементов шасси, каждый из которых был рассчитан на 500 копий, изготовили в количестве восьми штук. Однако затем по просьбам клиентов тираж «допечатали».
Уже в 2016-м был продан 5000‑й «Авентадор», а в сентябре 2020‑го Lamborghini отпраздновала выпуск 10-тысячного экземпляра флагманского суперкара!
10 000-й Aventador
Имя автора «Авентадора» мало что скажет непосвящённым, хотя итальянец Филиппо Перини — один из самых плодовитых мастеров современности. Выпускник миланского политеха начал карьеру в центре стиля Alfa Romeo, где поучаствовал в создании знаковых моделей — седана 156, купе GTV и суперкара 8С Competizione. Затем, по протекции Вальтера да Сильвы, с которым Перини был знаком ещё по работе в Милане, он перешёл в группу Volkswagen, и с 2004‑го стал рулить дизайном всех Lamborghini.
Здесь Филиппо начал с рестайлинга Gallardo, а затем с нуля создал и новый Авентадор. Авторство рестайлингового Aventador S приписывают уже нынешнему шеф-дизайнеру Lamborghini — немцу Мите Боркерту.
Кстати, сам Филиппо Перини давно не работает в Санта-Агате — сейчас итальянец наводит марафет автомобилям корейской марки Genesis.
Первая версия суперкара называлась Lamborghini Aventador LP 700‑4, и этот индекс требует отдельного разбора. Буквы LP означают Longitudinale Posteriore, что по-итальянски означает «продольно расположенный сзади». Речь о местонахождении двигателя мощностью 700 л с. — тут цифры тоже не врут. А четвёрка указывает на полный привод.
Но из индекса вы никогда не узнаете, что 6,5-литровый 12-цилиндровый мотор с заводским индексом L539 — это всего лишь второй двигатель V12 в истории бренда. Первый ставили ещё на Lamborghini 350GT, дебютный автомобиль фирмы из Санта-Агаты!
Разумеется, за всю жизнь — а «Авентадору» исполнилось 11 лет — и без того нешуточная мощность суперкара не могла не подрасти. В 2015‑м появилась SuperVeloce LP 750‑4 — более мощная (плюс 50 лошадей) и более лёгкая (минус 50 кг) версия суперкара. Ещё через год в Женеве дебютировал рестайлинговый вариант Aventador S LP 740‑4. Его мощность легко считывается из цифрового индекса.
То же самое справедливо для заряженной версии рестайла SVJ LP 770‑4 (2018 год) и самого-самого из всего семейства — прощальной серии LP 780‑4 Ultimae. Показанную в нынешнем июле «Ультиму» выпустят тиражом в 600 экземпляров.
Интересно, что рост мощности не особо сказывался на динамике «Авентадора». Просто потому, что она изначально была сногсшибательной! Разгон до сотни базового LP 700‑4 в далёком 2011‑м укладывался в 2,9 секунды. А заявленная максималка в 350 км/ч так и вовсе оказалась неправдой, но на тестах немецкого журнала Sport Auto Aventador разогнали до 354 км/ч!
И ещё немного статистики для любителей красивых цифр. Четверть мили LP 700‑4 проезжает за 10,5 секунды, к финишу развивая 220 км/ч. Самый быстрый в линейке Aventador — в версии SVJ — разгоняется до сотни за 2,8 секунды, а до 200 км/ч — за 8,6 секунды.
Lamborghini Aventador SVJ
Фразу «техника на грани фантастики», похоже, придумали как раз про Авентадор. В конструкции итальянского суперкара полно фишек, которые шокируют и удивляют. И мы не только про широкое использование карбона в конструкции. Знали ли вы, например, что могучий V12 в моторном отсеке расположен не строго симметрично, а слегка завален влево? Это сделано специально, чтобы уравновесить массу карданного вала!
Ещё одна крутая фирменная фишка Авентадора — система активной аэродинамики, известная как Aerodinamica Lamborghini Attiva 2.0. Пришедшая в мир серийных автомобилей из гонок, система ALA управляется электроникой. При разгоне по прямой система складывает заслонки в заднем антикрыле, уменьшая аэродинамическое сопротивление. А при резком торможении заслонки возвращаются в боевое положение, добавляя суперкару прижимной силы. Сколько именно? По некоторым подсчётам, при экстремальном замедлении ALA накидывает Авентадору до полутонны прижимной силы.
Своя история есть и у коробки передач Авентадора. Хотя бы потому, что она — чисто итальянская. Семиступенчатую роботизированную трансмиссию для флагманского Lamborghini разработала фирма Graziano Trasmissione из Риволи.
Как и Lamborghini, эта компания начинала когда-то с производства комплектующих для сельскохозяйственной техники и переключилась на автоспорт и суперкары значительно позже. Среди клиентов Graziano Trasmissione не только Lamborghini, но и Ferrari, Maserati, Aston Martin, McLaren и Mercedes-AMG.
И ещё один маленький факт: переключение передач на «Авентадоре» с «роботом» Graziano Trasmissione занимает всего 50 миллисекунд!
У серийного Авентадора небогатый выбор кузовов — купе и родстер. Однако за 11 лет на их базе создали целую кучу спецверсий и особых серий. Всего через полгода после дебюта LP700‑4 появился Aventador J — суперкар с кузовом баркетта (так же известный, как спидстер), совсем без крыши и лобового стекла.
Ещё более яркими получились другие итальянские «лимитки». Например, Veneno — с ценником в четыре миллиона евро, Sian — первый в истории гибридный Lamborghini, Essenza SCV12 — трек-версия, не предназначенная для эксплуатации на обычных дорогах, а также Countach LPI 800-4 — оммаж легендарному суперкару 1970‑х. При всей внешней непохожести эти экзотические модели построены на базе Авентадора.
Яркий во всех смыслах Авентадор не мог не попасть на радары голливудских киношников. Итальянский суперкар отметился во франшизе «Трансформеры»: именно в чёрный Aventador превращался десептикон по кличке Локдаун (какая ирония, не так ли?). А в блокбастере «Чёрный рыцарь. Возрождение легенды» флагманский Ламборгини стал основой для «Бэтмобиля» Брюса Уэйна.
Помимо десятков ролей в кино, Aventador повезло и с интересными профессиями в реальной жизни. Как не вспомнить служебные Lamborghini полиции ОАЭ или «фоллоу-ми-кар» аэропорта Болоньи?