Великие дизайнеры, о которых вы не слышали: Робер Опрон

Lada Xray: почему он провалился на рынке и что будет дальше
Разбор

Константин Новацкий

В модельном ряду Lada приподнятый хэтчбек Xray «мостиком» связал два разных класса: легковой и вседорожный. В 2021 году пятидверке исполняется шесть лет. Но если «Весте» уже готовят яркое обновление, а вседорожную «Ниву» вообще ожидает новый жизненный виток, к «Иксрею» в компании охладели. Модель не получит ни модерни­зированный мотор, ни рестайлинг и, судя по всему, вообще будет снята с производства.

Стараясь не фокусироваться на грустных новостях, мы решили вспомнить, с чего стартовал проект Xray, как развивался от концепта до серийной, «дважды» кросс-модели, а также в каком статусе добрался до 2021 года.

Концепты

О том, что в гамму АвтоВАЗа планирует ворваться новый яркий автомобиль, мы узнали почти десять лет назад — в 2012 году, на Московском автосалоне. Планы по расширению собственной линейки марка Lada дополнила невероятно стильным концепт-каром авторства Стива Маттина, только-только заступившего на должность главдизайнера. И пусть первый — трёхдверный — XRAY демонстрировал скорее не облик будущей новинки, а лишь её дизайн-стиль (тот самый «икс-фейс» и характерные выштамповки-бумеранги на боковинах), от шоукара разило новизной и энергией.

1/11

XRay Concept 1

Через два года, утвердив концепцию готовящейся машины, Lada выкатила второй концепт: менее футуристичный, но максимально приближенный к грядущей серийной новинке. Не считая крутой оптики и красивых колёс, XRay Concept 2 работы итальянской компании Vercarmodel имел почти конвейерную внешность: подправить тут-там, чуть упростить, сделать скромнее — и готово. Окончательно серийным, безо всяких приписок «концепт» или «прототип», хэтчбек на общей с Renault Sandero Stepway платформе B0 стал в 2015 году. Он получил три мотора на выбор и ценник ниже 600 000 рублей.

Два «икса»

Летом 2016 года, когда публика уже успела облюбовать новенькие Xray со 106- и 122-сильными двигателями (а сама модель вошла в топ‑15 российских бестселлеров), АвтоВАЗ анонсировал вседорожный вариант вседорожного хэтчбека. Да-да, кросс-версию кроссовера! 

Дебют хардкорной модификации, с защитным пластиковым обвесом и увеличенным до 200 миллиметров дорожным просветом, был запланирован на 2018 год. А в числе главных достоинств новинки (прототип был показан в августе, на автосалоне в Москве) называлась система полного привода. Правда, комментарии в отношении трансмиссии разнились. По ранней информации, узлами для Cross-версии Xray должен был поделиться Renault Duster, но позже разговоры пошли о более лёгком, компактном и доступном гидромоторе в системе привода задней оси. Такие версии Logan и Sandero в то время проходили серию заводских испытаний.

1/5

Увы, полноприводным серийный Xray Cross так и не стал. Дебютировавшая в 2018 году новинка (ставшая техническим миксом из платформы B0 и компонентов от «Весты») получила лишь 21,5 сантиметра официального дорожного просвета, электроусилитель руля и набор внедорожных режимов с имитацией межколёсной блокировки. «Обычным» же Xray досталась кнопка отключения противобуксовочной системы, позволившая слегка улучшить проходимость.

Взлёт и спад продаж

Несмотря на то, что серийный Xray оказался совершенно непохожим на стремительный «молодёжный» концепт Стива Маттина, фан-база вокруг него начала быстро расти. Весной 2016 года, спустя пару месяцев после дебюта, кросс-хэтч от Lada уже громил чарты. По итогам апреля новинка влетела в топ‑15 российского рынка, располо­жившись на 13‑м месте с показателем в 2184 проданных автомобиля. В том же месяце АвтоВАЗ заявил о дефиците «Иксреев» из-за чрезмерного спроса: желающих купить новинку было в среднем на 15–20 процентов больше, чем доступных машин.

1/3

Осенью 2016-го Xray по-прежнему держался в верхних строчках отчётов АЕБ: разойдясь тиражом в 11,5 тысяч машин за полгода, хэтчбек вошёл в топ российского рынка. И пусть Vesta за тот же период оказалась примерно втрое популярнее, говорить о падении интереса к модели было невозможно. Через год Xray достиг отметки в 43 919 реализованных машин, а самым удачным месяцем вышел сентябрь: 3175 единиц.

Но в 2018-м неуклонный рост продаж начал сменяться «просадками»: в феврале продажи впервые снизились на 10 процентов, а по итогам июня кросс-хэтч нашёл на 17 процентов меньше покупателей, чем годом ранее. И хотя в широком смысле Xray ещё был популярен (за год цифры составили 34 807 штук), модель вылетела из топ‑10, заняв одиннадцатое место в рейтинге.

Позапрошлый 2019-й «Иксрей» провёл в статусе угасающей звезды. По майским подсчётам, машин обеих версий (включая Cross) было реализовано на 19% меньше. А всего за год дилеры Lada продали лишь 28 967 автомобилей семейства.

Обвал продаж во многом был связан с растущей популярностью конкурентов — прежде всего, грозной Hyundai Creta. Вдобавок гибкости, с которой в Lada реагировали на пожелания клиентов (касаемо новых моторов, трансмиссии и электроники), было недостаточно. Предложив для Xray версию со 113-сильным мотором и вариатором, АвтоВАЗ, вопреки собственным надеждам, не выправил показатели: модель продолжила пикировать.

В 2020 году хэтчбек летел вниз быстрее рынка: минус 35 процентов продаж. Став самой плохо продаваемой Ладой (притом дорогой), Xray подписал себе приговор. Не получив своевременного рестайлинга, проиграв битву за клиента с зубастыми соперниками и не пробудив покупательской теплоты за счёт доступных версий, он рискует исчезнуть из модельной гаммы АвтоВАЗа.

Что дальше?

Официальных заявлений о снятии модели с конвейера от Lada пока не прозвучало. Предположительно, Xray пробудет на рынке до 2025 года: предприятие перейдёт на выпуск машин с упрощённой версией новой платформы CMF‑B, а «Иксрей», не войдя в число перспективных моделей Lada (такими называют новые поколения Granta и Vesta, а также грядущую Lada Niva), уйдёт в прошлое.

Косвенно о завершении жизненного цикла говорит и отсутствие планов по модернизации и рестайлингу: кросс-хэтч, по свежим данным, не получит ни свежей внешности, ни доработанного 90-сильного  мотора. Директор проекта Xray Олег Груненков, однако, считает, что модель в целом справилась с задачами. Считать ли это прощанием на хорошей ноте?


Считаете Xray удачной моделью?

Почитать ещё