Mazda CX-5: дерзкая или семейная? Подробный тест

Пять вопросов к первой в истории Ладе с вариатором: тест Lada Xray Cross
Тесты

Андрей Шульдешов

Кросс-версия хэтчбека Lada Xray, вышед­шая осенью прошлого года, серьёзно отлича­ется от обычного «Иксрея»: у неё другой подрамник, другие под­вески и тормоза, другая рулевая система. И все эти измене­ния не только позволили повысить хэтч­беку проходи­мость и комфорт, но и оставили задел под дальнейшие доработки: инже­неры сразу преду­смотрели, что Lada Xray Cross получит автомати­зированную транс­миссию. И вот она появилась — правда, не традицион­ный «автомат», а бес­ступен­чатый вариатор. 

Мы задали двухпедальному Xray Cross несколько вопросов, чтобы выяснить, пришлась ли ему впору новая коробка передач.

– Подробный обзор Lada Xray Cross https://autoru.me/Ho6nT – Изучаем вторичный рынок Калининграда https://autoru.me/HH3Tk – Все Lada Xray на Авто.ру https://autoru.me/Ho77c Хэтчбеку Lada Xray бесступенчатый вариатор начали сватать едва ли не с самого рождения модели, но тогда, три года назад, доплата за него была бы слишком большой относительно цены машины. За прошедшие годы Xray успел серьёзно подорожать, и теперь бесступенчатая трансмиссия не кажется такой уж разоряющей опцией. Но сделает ли она Xray Cross более комфортным и цивилизованным? И какие ещё изменения в модели она спровоцировала? Сейчас расскажем! #lada #xray #cross

#1. Почему вариатор?

Бесступенчатую трансмиссию высокому хэтчбеку Лады начали сватать ещё в 2016 году, когда Xray только-только появился на свет. «ВАЗовский» робот АМТ на момент дебюта модели оказался сыро­ват и тонул в критике журна­листов и первых покупателей, а четырёх­ступен­чатый класси­ческий автомат Jatco, освоенный младшей моделью Granta, на роль альтер­нативы не тянул: слишком старый и неудобный.

Разрабатывать свою автомати­ческую коробку — долго и дорого, поэтому японский вариатор Jatco казался разумной альтер­нативой: альянс Renault-Nissan готов был поделиться такой коробкой, а её характе­ристики вполне подходили для небольшого и не особо мощного хэтч­бека. Однако на тот момент от этого варианта тоже отказались — потому что он сделал бы машину ещё дороже.

Шло время, Xray постепенно обзаво­дился всё новыми и новыми опциями, и за прошедшие три года прибавил в цене так, что фраза «Xray почти за миллион» вдруг перестала звучать абсурдно. И теперь доплата в 50 000 рублей за вариатор (а именно на эту сумму будет дороже бесступен­чатый Xray в сходных комп­лектациях) не выглядит очень большой. Да и альтер­натив этой транс­миссии так и не появилось.

#2. Сам АвтоВАЗ новую коробку вариатором почему-то не называет. Так что это за трансмиссия?

Да, Волжский автозавод немного путает карты, принци­пиально используя только термин «авто­мати­ческая трансмиссия», а в пресс-релизах указы­вает, что коробка вобрала в себя «лучшие решения от вариатора, класси­ческого автомата и механики». Возможно, в Тольятти просто опасаются, что слово «вариатор» потен­циальные покупатели воспримут скеп­ти­че­ски. Да и правда в словах произво­дителя есть: вариатор – это ведь тоже автома­тическая трансмиссия, в которой водителю не надо переключать передачи.

А если всё-таки вникнуть в суть вопроса, то окажется, что это — давно известный японский вариатор Jatco JF015E, который ставится на массу моделей Renault и Nissan. Да, у него есть гидро­транс­форматор, как у класси­ческого автомата, но на самом деле этот «бублик» встреча­ется практи­чески на всех совре­менных бесступен­чатых трансмиссиях. А отсылка к «лучшему от механики», очевидно, относится к удачному инже­нерному решению в конст­рукции коробки – плане­тар­ному двух­ступен­чатому редуктору. Он позволил сделать коробку компактнее, а диапазон пере­даточных чисел шире. 

Кроме того, благодаря редуктору, ремню вариатора нет нужды работать в крайних положениях шкивов, поэтому износ ремня происходит заметно медленнее, а сама коробка служит дольше.

#3. Что-то ещё изменилось?

Угу! Новую трансмиссию получит только самая дорогая модифи­кация Xray, вседорожный Xray Cross, и он серьёзно отличается от обычного Иксрея по подвескам и рулевому управлению. Во всех подроб­ностях об этом можно почитать в нашем большом тест-драйве

Но мотор у Xray Cross был всего один: 1,8-литровый, мощностью 122 лошадиные силы при 170 Нм. И это оказалось проблемой, потому что вариатор Jatco рассчитан на крутящий момент до 160 Нм...

Поэтому за компанию с вариатором «Кроссу» добавили новый двигатель – 1,6-литровый HR16 альянса Renault-Nissan мощностью 113 л.с. (152 Нм), так что новая связка двигателя у коробки Xray Cross такая же, как у Renault Sandero Stepway в версии City. И пары будут фикси­ро­ванными: 1,8-литровый Xray Cross по-прежнему доступен только с механикой, а 1,6-литровый — только с новым вариатором.

Новая силовая установка получилась всего на 13 кило­граммов тяжелее пары 1,8-литрового мотора и механики, поэтому настройки подвесок и рулевого управ­ления остались без измене­ния. Добавилась лишь проме­жуточная опора привод­ного вала. Сохра­нился и клиренс: здесь всё те же 215 милли­метров до поперечины подрамника.

Но кое-что бесступенчатый Xray всё-таки потерял: у него нет шайбы выбора режимов движения Lada Ride Select, которая меняет алгоритм работы системы стабили­зации. Здесь можно только полностью отключить ESP, нажав на кнопку под ручником.

От шайбы отказались по двум причинам. Во-первых, она предназна­чалась для езды по слож­ным покрытиям — то есть там, куда на вариаторе лучше не соваться. Во-вторых, целевая аудитория бесступен­чатого Xray немного отлича­ется от покупателей версии с механикой. Новая модифи­кация призвана сделать машину более удобной и комфортной при пере­движении по город­ским улицам, а её вседорож­ные способ­ности в данном случае — дело вторичное.

#4. И как, получилось? 

Для начала, такой Xray комфортнее. Набор скорости происходит плавно, с едва заметными толчками — это вариатор имити­рует смену шести вирту­альных передач. В ручном режиме их можно переключать само­стоя­тельно: пригодится зимой или на раскис­шей дороге, где нужно точно дози­ровать тягу.

1/3
Благодаря более широкому диапазону передаточных чисел и «длинной» главной передаче (3,9 против 4,2 на механике), на скорости в 100 километров в час обороты двигателя достигают всего пары тысяч, в то время как на механике они переваливают за три. Поэтому на больших скоростях в бесступенчатом Xray заметно тише. Для полноты картины ему добавили пару щитков под порогами, чтобы не так сильно стучали камни на гравийке, и перенесли точки крепления выхлопной системы.

Характер шасси не изменился: подвеска по-прежнему прекрасно отраба­тывает на ухабистых дорогах, а подводят лишь крупные и тяжёлые 17-дюймовые колёса. А ещё Xray Cross не любит мелочёвку. В Калинин­граде, где сохранилось немало улиц, вымощен­ных брусчаткой, это особенно заметно: при езде по мостовым на руль и сиденье приходят весьма ощути­мые вибрации.

Хотя, наверняка, не такие, как на обычном Xray, — ведь усилитель на кросс-версии электри­че­ский, а не гидрав­лический. Поэтому руль не рвётся из рук на неров­ностях и кажется заметно острее. Но с настройками в нулевой зоне пере­мудрили: на малых углах появля­ется неприятное синтети­ческое усилие, словно к рулю привязали резинку.

#5. А ломаться не будет?

Смотря как ездить. Вообще за вариатором Jatco водятся кое-какие дет­ские болезни: бывает, что клинит клапан масляного насоса, срывает солнеч­ную шестерню (и у машины тогда пропадает «драйв»), умирает подшип­ник первичного вала. Ещё вариатор не любит резкие разгоны с педалью в полу и долгие про­буксовки на бездорожье (помните про исчезнув­шую шайбу Lada Ride Select?).

Но если аккуратно с ним обращаться и исправно обслужи­вать, то вариатор способен протянуть не одну сотню тысяч кило­метров — по крайней мере, об этом говорят практика владельцев Renault и Nissan с такой же коробкой и наши исследо­вания.

Напоследок — о ценах. Бесступенчатый Xray в комп­лектации Classic обойдётся в 846 900 рублей, а в топовой версии Luxe Prestige Connect с обнов­лённой мульти­медийкой, поддержи­вающей Apple CarPlay и Android Auto, — уже 971 900 рублей. До психо­логи­че­ского порога в миллион рублей осталось совсем немного, и даже с учётом действи­тельно богатого оснащения и комфорт­ной трансмиссии ценник выглядит довольно пугающим. Тем более что соплат­формен­ный Renault Sandero Stepway City с точно таким же дуэтом мотора и вариатора обойдётся пусть и не намного, но всё-таки дешевле.

Вам нравится, как улучшают Lada Xray?

LADA (ВАЗ) XRAY I на Авто.ру

Характеристики LADA (ВАЗ) XRAY I
  • Комплектация

    Cross 1.6 CVT (113 л.с.)
  • Двигатель

    1.6 / 113 л.с / бензин
  • Коробка передач

    Вариатор
  • Привод

    Передний
  • Кузов

    Хэтчбек 5 дв. Cross
  • Расход топлива

    7.1
  • Разгон до 100 км/ч

    12.8
  • Цена, ₽

    971 900
Почитать ещё