Внедорожники у воды: фотопост, который поможет вернуть лето

Купе для колхозников ГАЗ-М73: история крутого, но так и не пригодившегося автомобиля
Подборки

Михаил Медведев

Если хоть десятая часть концепт-каров и прототипов советской эпохи смогла бы добраться до конвейера, то отношение к автопрому СССР во всём мире резко изменилось бы в лучшую сторону. Чего стоит только история ГАЗ-М73 — невероятного полноприводного купе с несущим кузовом, построенного в середине 1950-х. В рубрике «Старые, но не бесполезные» мы вспоминаем автомобиль, который порвал соперников на испытаниях, но так и не стал серийным.

Внедорожная двухдверка предназначалась для тружеников села

Согласитесь, словосочетание «купе и внедорожник» достаточно экзотично звучит даже сегодня. А теперь представьте, каким странным этот симбиоз казался 70 лет назад! Мы привыкли воспринимать купе автомобилем, прежде всего, спортивной направленности. Но так было далеко не всегда. Ещё в 1920-х в Штатах предлагались так называемые «бизнес-купе» — двухдверки, обычно без второго ряда сидений, но с довольно вместительным багажником. Такие модели предназначались коммивояжерам — колесившим по стране торговцам всякой всячиной.

В этой логике ГАЗ-М73 правильно назвать не бизнес-, а скорее колхоз-купе — советская двухдверка задумывалась как автомобиль для тружеников села: механизаторов, агрономов и бригадиров.

Представьте ситуацию. Во время уборочной в поле сломался комбайн. Как доставить к месту поломки ремонтника, если до ближайшего поселения несколько десятков километров. Гонять вхолостую грузовик? Медленно и неэкономично. Снарядить легковушку? Не факт, что она вообще есть. И не факт, что она доберётся до места по плохим дорогам. Тут и пригодится колхоз-купе — с каким-никаким багажником, пусть двухместное, зато недорогое и с полным приводом.

В дизайне и конструкции было много прогрессивных решений

Вполне логично, что машину, которой вменялось ездить по плохим дорогам и бездорожью, решили разрабатывать на ГАЗе. Именно в горьковском КБ трудились главные в стране специалисты по внедорожникам. И в их числе Григорий Вассерман — автор знаменитого «козлика» ГАЗ-69.

ГАЗ-69

К задаче конструкторы из команды Вассермана подошли творчески, предложив несколько любопытных идей. И, пожалуй, главная — использование несущей конструкции кузова для полноприводного автомобиля. Таких внедорожников (или всё-таки кроссоверов?) в ту пору просто не было.

Многие узлы и агрегаты 73-й конструктивно напоминали ГАЗ-69. Например, двухступенчатая раздатка или схема подвески с рессорами над мостами. Зато мотор, коробку передач и тормозную систему колхоз-купе позаимствовало у «Москвича»-402. В этом был свой резон.

1/4

Малолитражных моторов на ГАЗе не производили, а 2,1-литровая «четвёрка» от «Победы» для маленькой машинки была чрезмерно тяжёлой. Другое дело — лёгкий 1,2-литровый «москвичёвский» мотор, 35 сил которого, как позже выяснилось, машине хватало за глаза.

Его должны были выпускать на Украине

Перспективный ГАЗ-М73 изначально проектировали с двумя исполнениями кузова. Помимо двухдверного купе, построили ещё и двухдверный пикап. Выпускать машину для тружеников села планировали не на самом ГАЗе, а на перспективном филиале завода, расположенном где-то на Украине.

1/3

Именно по этой причине в технической документации и прессе ГАЗ-М73 часто называли «Украинцем». Букву М в индексе иногда расшифровывают как «Механизатор». Хотя документальных подтверждений такой версии нет.

Колхоз-купе зажгло на испытаниях!

По советским стандартам машину разработали не просто быстро, а молниеносно. Задачу перед газовцами поставили осенью 1954 года, а уже в январе 1955-го купе и пикап отправились на тесты.

Для машинки, созданной с нуля и в максимально короткий срок, 73-й оказался удивительно способным. Да и детские болячки не выглядели серьёзными. Нужно было улучшить гидроизоляцию капота, заменить 6-вольтовое электрооборудование на 12-вольтовое и так далее. При этом максимальная скорость при движении по шоссе оказалась даже выше расчётной — 85 км/ч вместо 75. Но поиграв передаточными числами в раздатке, инженеры чуть снизили максималку, зато повысили приёмистость и тяговитость.

1/3

Сильнее всего «Украинец» впечатлял на бездорожье. Машина уверенно ползла по снежной целине и не пасовала в грязи. Низкая масса автомобиля (меньше тонны), дорожный просвет 220 мм и полный привод творили чудеса. Во время испытаний на бездорожье купе и пикапчик уверенно объехали полноприводный ГАЗ-М72, построенный на базе «Победы», и экспериментальный военный вездеход ГАЗ-62.

1/4
Готовые прототипы поменяли прописку

Конструкторское бюро ГАЗа отлично справилось с задачей. Модели требовались совсем небольшие доработки, чтобы стать полноценно готовой к производству. Но всё пошло не так. Планы строительства перспективного филиала Горьковского завода на Украине откладывались. Мощности самого ГАЗа при этом были загружены: полным ходом шла подготовка к запуску 21-й «Волги». В итоге готовый проект колхоз-купе передали в столицу — на Московский завод малолитражных автомобилей, он же АЗЛК.

В Москве, впрочем, не стали налаживать серийный выпуск ГАЗ-М73. На базе «Украинца» были созданы полноприводные «москвичи» моделей 410 (четырёхдверный седан) и 411 (универсал). Внешне они почти ничем не напоминают колхоз-купе ГАЗа, но конструктивно имеют немало общего. Вспомнить хотя бы несущую конструкцию кузова.

1/2

«Москвич»-410

Удивительную концепцию двухдверного внедорожника затем реализовали в Японии

Конвейера ГАЗ-М73 так и не увидел. Очередная интересная и нужная машина не смогла преодолеть барьер экономических и технических ограничений. Зато ровно 40 лет спустя после того, как советские полноприводные двухдверки отправились на испытания, идею колхозного купе неожиданно воплотили в жизнь. И не где-нибудь, а в Японии! Просто взгляните на дизайн двухдверного полноприводного кроссовера Suzuki X-90. Вам не кажется, что японские инженеры и дизайнеры ну очень внимательно изучали историю Горьковского автозавода?

1/2

Suzuki X-90

Ещё одна перспективная разработка или «и правильно, что никуда не пустили»?

Почитать ещё