На 2024 год назначен старт проекта по организации беспилотных грузоперевозок через всю Россию — по маршруту из Европы в Китай. Как сообщает Autonews со ссылкой на авторов проекта, именно грузоперевозки позволят оперативно получить финансовую отдачу от беспилотников, но для реализации проекта придётся внести ряд изменений в нормативные акты. В частности, они будут призваны регулировать ответственность в случае ДТП с участием беспилотников и придадут автономным грузовикам особый юридический статус.
- Первым этапом проекта станет организация транспортного коридора для беспилотных грузовиков на трассе М11 между Санкт-Петербургом и Москвой: его планируется запустить в 2024 году. А к 2030 году коридор протянут до Казахстана. При этом если на первом этапе на маршрут планируется вывести до 300 машин, то к завершению проекта флот беспилотников должен достичь 4000 единиц.
- Организаторы — рабочая группа «Автонет» — считают, что использование автономного транспорта позволит резко снизить издержки на грузоперевозки и ускорит движение машин: беспилотники могут передвигаться круглосуточно. По предварительным расчётам, время в пути от Санкт-Петербурга до Казахстана уменьшится на 50%, а затраты сократятся на 30%.
- Как заявил изданию соруководитель рабочей группы «Автонет» Александр Гурко, на магистралях для беспилотного транспорта планируется выделить так называемую приоритетную полосу. Как-либо ограждать или придавать ей статус выделенной не будут, но сторонних водителей «Автонет» собирается обязать во всём уступать беспилотным грузовикам.
- На данный момент в ПДД такой обязанности нет, как нет и упоминаний автономного транспорта. Однако к 2024 году транспортному коридору могут придать статус территории с экспериментальным правовым режимом: это позволит обойти ныне действующие правовые нормы. Кроме того, планируется принять новые национальные стандарты для магистралей, на которых эксплуатируются беспилотники, а также требования к самим машинам.
- Наконец, будет доработан с учётом автономного транспорта и закон об ОСАГО (пока, впрочем, не уточняется, как именно). Ответственность же за ДТП по вине беспилотника планируется возлагать либо на разработчиков, либо на тех, кто его эксплуатирует, — компанию-перевозчика или конкретного оператора.
Ранее сообщалось, что в России планируется запустить экспериментальный проект по эксплуатации беспилотных такси. Первые пассажирские машины с автономным управлением должны появиться в Москве, Краснодарском крае и Татарстане уже в нынешнем году.