Новые правила и цены на техосмотр: что изменится с 1 сентября, полный список

Кто, как и зачем делает в России сеть зарядок для электромобилей. Все свои
Разбор

Александр Мирошкин

Пожалуй, ещё никогда в России так рьяно не обсуждались электромобили, как в 2022 году. Государство активно поддерживает развитие электромобилизма, в Липецке готовится масштабное производство автомобилей на батарейках, АвтоВАЗ собирается спасать Ижевский автозавод с помощью электрического Ларгуса! Кто бы мог подумать, правда? Но мало сделать электрокар — таким машинам требуется развитая зарядная инфраструктура! В рамках проекта «Все свои», который Авто.ру проводит при поддержке банка Точка, мы познакомились с российской компанией Tok Box. Которая как раз участвует в создании этой самой инфраструктуры.

Зарядки, электрокары… это всё что-то премиальное: их правда надо много?

Генеральный директор Tok Box Константин Алябьев называет такую позицию «заблуждением москвича». Tok Box — проект, зародившийся пару лет назад отнюдь не в столице, а в Новосибирске! Базирующая сейчас в Москве фирма, по сути, появилась из Новосибирскэнергосбыта — частного акционерного общества. То есть Tok Box — компания без государственного участия.

Так вот, несколько лет назад в качестве пилотного проекта Новосибирскэнергосбыт решил попробовать поставить на родине станцию для зарядки электромобилей. И внезапно выяснилось, что таких машин в городе много, а станция пользуется спросом.

1/5

Генеральный директор Tok Box Константин Алябьев

Вот только приезжали «заправляться» к ней не гламурные и модные Porsche Taycan, Audi e-tron или какие-нибудь Теслы, а старенькие, но заслуженные Nissan Leaf первого поколения. Естественно, эти автомобили попадали в Россию «серыми» путями и пользовались спросом во вторых (третьих и так далее) руках. Ведь даже батареи, которая успела потерять в ёмкости за предыдущие годы эксплуатации, вполне хватало для комфортного передвижения в городе. И это действительно дешевле, чем ездить на машине с ДВС и тратиться на топливо.

Короче говоря, в головной компании эксперимент посчитали удачным, вывели Tok Box в отдельное подразделение и поручили создавать сеть зарядных станций по всей России.

И как успехи?

Баннер на главной странице сайта Tok Box утверждает, что компания строит самую большую сеть зарядных станций в России, а на данный момент она состоит из 78 комплексов, расположенных в 9 (из 85) регионах. Казалось бы, не так много. Но давайте посмотрим на темпы роста.

Задача Tok Box — удваивать количество станций каждые шесть месяцев. И пока она выполняется. В начале 2022-го за компанией числилось 30 комплексов. К середине лета их было уже более 60, а к 31 декабря электрозаправок с логотипом Tok Box должно быть уже 120. 

Если темпы сохранятся, то к концу 2023 года в активе Tok Box будет уже 480 станций. Представьте: если бы все эти зарядки ставили только по дороге от Москвы до Санкт-Петербурга, то каждый комплекс стоял бы на расстоянии меньше двух километров друг от друга. Неплохо, правда?

Конечно, в Tok Box отдают себе отчёт о том, что покрыть своими зарядками всю Россию от Калининграда до Владивостока — задача почти невыполнимая, тем более для негосударственной компании. Но Алябьев отмечает, что прямо сейчас государство никак не противодействует развитию сети зарядных станций и даже помогает в этом.

Поэтому на данном этапе в Tok Box занимаются развитием присутствия в больших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Сочи, Новосибирске, Томске, Новокузнецке, Барнауле и так далее. Сначала опорные сети появятся в них, а потому розетки для электрокаров дойдут до населённых пунктов поменьше.

Где можно встретить зарядные станции Tok Box сейчас

Где угодно. Комплексы располагаются на стоянках у торговых центров и городских рынков, на парковках офисных комплексов и даже стоянке Центрального Детского мира неподалёку от столичного Кремля! С удовольствием у себя ставят зарядки и крупные АЗС.

И нет, никаких противоречий между нефтяниками и адептами электромобилизма не возникает. Всё дело в том, что большие сети зарабатывают не только на продаже топлива, но и на сопутствующих услугах, например, кафе. И, как считают в Tok Box, в такой парадигме получается, что владелец электрокара — куда более выгодный и полезный клиент, нежели человек на машине с ДВС. Ведь первому надо не меньше 10–15 минут, чтобы пополнить заряд батареи, и за это время он успеет выпить кофе, перекусить и взять что-нибудь в дорогу, тогда как второй может закончить заправку ещё до того, как дойдёт до кассы в здании АЗС, — зачем ему ещё какой-то напиток?

Готовы в Tok Box и к размещению станций во дворах жилых домов и на парковках ЖК. Для этого нужно лишь большое желание инициативной группы жильцов, управляющей компании или застройщика. Ну и ещё пригодятся точка подключения и свободные мощности.

А если я хочу зарядку себе домой — поставят?

Да, у компании есть линейка домашних зарядных станций и услуги по их установке. Конечно, в СНТ с полутора киловаттами на участок комплекс вам никто не проведёт. Но при наличии 15 киловатт и трёх фаз, которые, как минимум в Московской области, есть на многих загородных участках, установить зарядку не проблема.

Самый крутой в линейке Tok Box домашний зарядный комплекс вместе с установкой обойдётся в 170 000 рублей. Это будет надёжная, мощная и красивая «розетка» итальянского производства. Но прямо сейчас компания занимается сертификацией оборудования, которое будет заметно дешевле! Речь идёт о китайской станции, которую адаптируют под российские (в том числе климатические) условия. Она будет стоить около 80 000 рублей с монтажом.

Что-то я нигде не увидел слово «российская»: неужели в РФ нет своих станций?

Конечно же, они есть. Но всё дело в том, что отечественные компании в основном нацелены на создание крупных комплексов, пригодных для установки в публичных местах. И, конечно, в этих станциях встречаются импортные комплектующие, но во многом они сделаны из российских деталей, вплоть до контроллеров.

Конечно же, если кому-то ну очень захочется поддержать отечественного производителя и поставить его станцию у себя на даче, то в Tok Box готовы помочь и в этом. Скажем, за 200 000 рублей.

Вообще, в ассортименте наших героев есть всё оборудование, которое сейчас так или иначе можно достать в России. Например, итальянские станции Enel или французские Schneider Electric. Однако сегодня, в условиях санкционных ограничений, есть риск (очень большой риск), что доступность такого железа резко снизится. Поэтому в Tok Box приняли решение полагаться по большей части на отечественных и китайских поставщиков.

1/4

Прямо в офисе Tok Box представлены различные варианты зарядных станций, которые компания готова установить в частных домах клиентов

Тем более, по словам Алябьева, российские зарядные станции по железу особо не уступают импортным аналогам. Самая большая трудность прямо сейчас — это программное обеспечение таких комплексов.

«Кажется, что это просто розетка, — рассказывает генеральный директор Tok Box. — Но электрическая машина — она как телефон, не будет заряжаться от чего попало. Для этого в станциях и есть контроллеры: одни общаются с машиной, другие — с внешним миром. Всё это происходит на программном уровне и вот тут часто возникают проблемы. Да и сами автопроизводители не самые передовые IT-компании и не очень любят делиться исходным кодом своего ПО, так уж исторически сложилось. И это тоже не помогает простому решению проблемы. Но преимущество российских производителей в том, что они рядом и они заинтересованы в развитии продукта».

Что нужно сделать, чтобы воспользоваться публичной зарядкой Tok Box

Прямо сейчас для этого потребуется установить фирменное приложение компании, выбрать удобную зарядку, приехать к ней и зарядиться. Большинство из них работают бесплатно, но, очевидно, это не навсегда. Конечно, даже когда за киловатты начнут взимать плату — это всё равно будет дешевле, чем заправляться бензином или дизелем. Однако руководство Tok Box не скрывает того, что больше всего владельцы электрокаров экономят благодаря использованию домашних станций.

И предвосхищая ваш вопрос — нет, прямо сейчас нет в России сервиса, который позволил бы активировать и оплачивать зарядки нескольких операторов сразу: для каждой компании в телефоне нужна своя программа. Неудобно? Пожалуй. Когда такое приложение появится? ¯\_(ツ)_/¯. По крайней мере, в Tok Box особой выгоды от него для себя пока не видят.

1/3

Так выглядит один из вариантов зарядной станции Tok Box от итальянской Enel

А вообще не исключено, что в ближайшем будущем на федеральных трассах мы с вами будем видеть наряду с обычными АЗС ещё и брендированные ЭЗС — с кофе, хот-догом и плюшками, а не одиноко торчащие шкафы с проводами на задворках или около самых укромных мест на больших парковках.

Когда такое случится? Когда в России будет достаточно электромобилей, чтобы станции не простаивали. А электромобилей станет много, когда их можно будет без проблем зарядить почти везде. Получается дилемма курицы и яйца: непонятно, что должно начать развиваться первым. В этом вопросе ещё предстоит нащупать гармонию и баланс, но уже сейчас кажется, что все стороны заинтересованы в этом как никогда прежде.

Впечатлены историями героев проекта «Все свои»? Задумываетесь о собственном бизнесе — большом или не очень, и не обязательно связанном с машинами? У банка для предпринимателей и предприятий «Точка» есть для вас специальное предложение, действительное до конца сентября, — первые три месяца обслуживания счёта бесплатно по промокоду AutoRu!

«Точка» избавит от множества рутинных забот: возьмёт на себя регистрацию бизнеса, ведение бухгалтерии и налоговой отчётности, а также работу с тендерами. А если останутся вопросы, то поддержка «Точки» всегда придёт на помощь!

Банк поможет с рекламой вашего бизнеса в интернете, запустить продажу ваших товаров на маркетплейсах, найдёт новых контрагентов, а также позволит расширить круг полезных бизнес-знакомств с помощью бесплатного сервиса Нетворк. Не запрещайте себе мечтать!


Если в шаговой доступности от дома или работы будет зарядка — пересядете на электрокар?

Почитать ещё