7 особенностей прототипа Tasco, который похож на подлодку из шпионского фильма

Тачскрины, приборки и помощники: чего лишились автомобили из-за дефицита чипов
Подборки

Константин Новацкий

Уже полтора года автомобильный мир (и не только он) живёт в условиях кризиса электронных компонентов: чипов, микросхем, датчиков и всего, что работает на полупроводниках. Мировые премьеры отклады­вались, заводы останав­ливали до прибытия необходимой электроники, крупные поставщики объявляли о пере­профили­ровании мощностей и новых инвестициях в кремний, а эксперты постоянно сдвигали сроки стабилизации ситуации. К тому же автомобиль­ная отрасль — не первая в очереди на «выдачу» чипов, а значит, ей приходится чем-то жертвовать. Мы решили разобраться, от чего уже пришлось отказаться автогигантам.

BMW: без тачскринов
1/2

В начале ноября по Сети побежали вести о том, что американский офис компании BMW намерен лишить новые модели сенсорных экранов. Привычный способ коммуникации отныне будет недоступен на нескольких моделях — от седана 3 серии до флагманского кроссовера X7. В список, опубликованный изданием Edmunds, также вошли вседорожники X5 и X6, родстер Z4 и три варианта 4 серии: купе, кабриолет и пятидверка Gran Coupe. Новенькая, полностью электрическая модель BMW i4 в тревожный список не попала.

Упрощение медиасистем и замена привычного управления прикосно­вением на контроллер iDrive или голосовые команды связаны с массовым дефицитом полу­проводников. В BMW уже подтвердили выпуск нескольких моделей, в чьих медиа­комплексах будет отсут­ствовать управление касанием (на стикерах со специ­фикацией, которые клеятся на окна, указан код «6UY»). И всё, что требуется от дилеров компании, — это донести до покупателей новые правила. Как пишет CarThrottle, заказчикам в новой ситуации будет предложена компенсация в размере 500 долларов.

В конце октября также стало известно, что из конфигуратора BMW пропали проекционные дисплеи. Исчезно­вение этой опции для некоторых моделей связывают всё с той же глобальной нехваткой полупроводников.


Mercedes-Benz: без «коннекта»
1/2

Ещё один немецкий автогигант, судя по недавним новостям и опубликованному обращению, намерен выпускать новые машины без микрочипа, который управляет важным коммуникационным модулем.

Блок именуется Hermes и отвечает за ряд важных функций. Например, оповещения об аварии, управление сервисом при поломке, услуги Mercedes me Connect, информацию о трафике, обновление карт, работу навигации, расширенные функции медиакомпекса MBUX и кое-что ещё. Как в ситуации с BMW, проблема (пока) касается североамериканского рынка. Судя по информации на портале представительства марки в Лос-Анджелесе, выпуск автомобилей с неработающим должным образом модулем носит временный характер: проблему обещают решить в скором времени, а все приобретённые клиентами Мерседесы в будущем бесплатно доукомплектуют электроникой — по мере получения компонентов.


GM: без экономии
1/4

Кое-кто из автопроизводителей уже успел приучить клиентов к новой кризисной реальности. Ещё весной этого года концерн General Motors рапортовал об остановке своих заводов в штатах Мичиган и Канзас из-за кризиса полу­провод­никовых чипов. Одновременно с этим в компании заявили, что лишат моторы полноразмерных пикапов функции AFM (Active Fuel Management). Технология, работа которой невозможна без «умной» электроники, позволяла деактиви­ровать один или несколько цилиндров в двигателях V8 EcoTec3 в зависимости от нагрузки. Без AFM топливная экономичность 5,3-литровых моделей GMC Sierra и Chevrolet Silverado ухудшилась примерно на 8–10 процентов, а вместе с ней в теории изменилась и чистота выхлопа, хотя в GM заявляли, что средние показатели остались в пределах нормы.


Peugeot: без модных «приборок»
1/2

Всё той же весной «упрощением» своих автомобилей отметилась и одна из французских марок, входящая в концерн Stellantis. В марте, после вынужденного четырёх­недельного простоя, линия по сборке Peugeot 308 в Сошо заработала вновь. Правда, не дождавшись поступления на завод электронных компонентов, руководство приняло решение комплектовать легковушки простыми «стрелочными» приборными щитками вместо цифровых. Европейским покупателям пообещали компенсацию в 400 евро.

В июне глава концерна Stellantis Карлос Таварес демонстрировал здоровый пессимизм: в полной мере столкнувшись со сдвигом и срывом поставок новых автомобилей, он пред­сказывал сохранение кризиса и в 2022 году. В связи с этим было объявлено о работах по пересмотру перечня используемых в производстве микросхем, а также о сокращении издержек.


Lada: без 8-дюймовых экранов, системы стабилизации и ГЛОНАСС
1/4

Упрощённый медиакомплекс EnjoY

Вереница печальных новостей о постепенном удорожании Лад могла скрыть не менее важное событие — разработку АвтоВАЗом более доступной мультимедийной системы. Как и целый ряд мировых автопроизводителей, гигант из Тольятти не смог избежать полупроводникового кризиса (хотя проблем хватало и без чипов) и по-свойски решил обходить создавшиеся препятствия. Одним из небанальных решений стало создание упрощённого медиакомплекса для моделей Vesta и Xray. Система EnjoY получила уменьшенный до семи дюймов дисплей, а также «потеряла» модуль Wi-Fi, встроенные приложения Яндекса (доступные на старшей версии EnjoY Pro) и поддержку GPS/ГЛОНАСС, отвечающую за штатную навигацию.

Вдобавок в сентябре АвтоВАЗ объявил, что модели Lada временно лишаются «тревожных» кнопок ЭРЫ-ГЛОНАСС. Меру назвали вынужденной, связанной с острой нехваткой компонентов, а дилерские центры обязали заключать с покупателями соглашения, по которым автомобили будут дооснащены электронными блоками позже. Крайним сроком названа середина 2022 года.

Чуть позже — в начале октября — АвтоВАЗ вышел с новой кризисной новостью: в течение двух месяцев, с ноября по декабрь включительно, модели Granta будут выходить на рынок без ESP. По одному из распространённых мнений, доступная в виде опции система стабилизации пала жертвой перераспределения объёмов поставок электроники: завод сделал ставку на блоки АБС, чья нехватка периодически стопорила выпуск бюджетных Грант.


Успели ощутить на себе влияние электронного кризиса?

Почитать ещё