Поехал на самокате — лишился прав или получил срок? Но при чём тут водители

Куда уезжает Lada Vesta и когда ждать электрический Largus: репортаж с завода «ИжАвто»
Разбор

Юрий Урюков

Автомобильное производство в столице Удмуртии с весны 2022 года фактически простаивает. Но страсти вокруг предприятия кипят нешуточные — то сотрудники зовут на помощь президента, то руководство обещает вот-вот запустить новую модель. Мы побывали на месте событий, пообщались с главой региона Александром Бречаловым, президентом АвтоВАЗа Максимом Соколовым и теперь рассказываем о судьбе «Лада-Ижевск» из первых рук.

Lada Vesta переезжает в Тольятти

Напомним, что флагман АвтоВАЗа выпускали именно в Удмуртии. И здесь же в феврале представили обновлённый вариант модели, но освоить так называемую Весту NG в серийном производстве не успели: острый дефицит комплектующих вскоре привёл к остановке конвейера.

АвтоВАЗ пытается решить проблему перетасовкой списка партнёров-поставщиков, однако пока пасьянс лояльных смежников удалось сложить только для сборки упрощённых версий Гранты и Нивы. И понятно, что довольствоваться подобными заплаточными решениями промышленный гигант может лишь временно: нынешние экономические условия требуют радикального пересмотра индустриальной политики. Элементом новой стратегии как раз и стало решение о переезде Весты в Тольятти.

1/4

Официально это связывают с… недостаточной производительностью «Лада-Ижевск»! Мол, предприятие способно делать лишь 32 автомобиля в час, а по прогнозу вазовских аналитиков, такого количества не хватит для удовлетворения спроса в 2023 году. Другое дело — линия B0 головного завода, где раньше выпускали модели Renault Logan и Sandero, Lada Largus и XRAY на французской платформе. Мощность тольяттинского конвейера почти в два раза выше — до 60 машин ежечасно.

Слабо верится, что меньше чем через полгода кризис волшебным образом рассосётся, у населения появятся свободные деньги и продажи новых автомобилей вдруг резко пойдут вверх. Зато вполне правдивой кажется другая фраза из официального сообщения АвтоВАЗа: «минимизировать производственные и логистические расходы». Ведь ряд компонентов — вроде тех же силовых установок — приходилось доставлять в Ижевск из Самарской области. К тому же выгоднее иметь одну загруженную заказами площадку, чем содержать два завода, работающих с перебоями. Иными словами, смена прописки Весты — это вопрос бизнеса и способ выживания.

1/3

Если всё пойдёт гладко, перезапуск модели на новом месте случится весной 2023 года. А на «Лада-Ижевск» жизнь уже почти замерла: на наших глазах несколько сотрудников постановочно провожали последнюю Весту местной сборки. Грустное зрелище — аккуратные, чистые цеха и свежее оборудование, но нет привычного шума механизмов и занятых своими делами людей. Конвейер совершенно опустел и погрузился в полумрак — видимо, экономят на освещении. И о том, что ещё недавно здесь делали автомобили, говорят лишь стенды производственной статистики с логотипами Lada, витрина достижений с наградными кубками да пара сотен обновлённых Вест в разных кузовных вариантах, которые удалось изготовить вопреки обстоятельствам — из задела комплектующих.

Правда, часть экземпляров по-прежнему требуют доукомплектования. Не хватает, например, подушек безопасности. Когда партию дособерут окончательно, машины отправят по дилерам, причём последние не стесняются просить за дефицитный товар совершенно невменяемые суммы — 2–2,5 миллиона рублей и больше.

На замену Весте идёт электрический Largus

Хорошая новость состоит в том, что АвтоВАЗ не собирается отказываться от площадки в Ижевске и закрывать завод. На первых порах здесь продолжат выпускать комплектующие для Весты: в Тольятти хватает своего универсального оборудования, поэтому туда перевезут только специализированные станки. А в Удмуртии останутся мощности для штамповки кузовных панелей и производства пластиковых деталей — в том числе для вторичного рынка и замены зарубежных изделий, которые раньше приходилось импортировать.

А самое главное: в перспективе «Лада-Ижевск» освоит выпуск по полному циклу новой модели — полностью электрической версии Lada Largus!

1/5

«Завод “Лада-Ижевск” важен для АвтоВАЗа, предприятие продолжит работать и развиваться. Более того, здесь будет организован выпуск инновационного продукта — электрической версии Lada e-Largus, которую мы сегодня презентовали. В текущей ситуации санкционного давления и нарастающего количества переменных мы принимаем исчерпывающие меры по сохранению занятости на нашем предприятии в Ижевске и всесторонней поддержке его работников», — заявил президент АвтоВАЗа Максим Соколов.

Нам действительно показали первый прототип Ларгуса на батарейках. Точнее, компоновочный макет без крыши и внешних панелей: инжиниринг проекта на начальной стадии, в конструкции ещё слишком много неизвестных. Но директор по программам и продуктам АвтоВАЗа Олег Груненков, курирующий создание всех новых Лад, уже поделился некоторыми техническими подробностями.

Перевести на батарейки именно Largus решили не просто так: из нынешней линейки Lada эта модель оказалась самой подходящей для массовой (а не выставочной) электрификации. Во-первых, потому, что спрос на машину велик, а выпускается она как в пассажирских, так и в коммерческих версиях. То есть больше шансов зацепить максимально широкую аудиторию и сполна использовать возможные льготы от государства.

Во-вторых, растянутая логановская платформа B0 отличается гибкостью и требует минимального хирургического вмешательства при интеграции новой силовой установки. Похоже на правду: во всяком случае, агрегаты макетного образца собраны добротно — без «соплей» и «костылей» в виде обходных решений или болтающихся проводов. Разве что за бывшим топливным лючком вместо зарядного порта обнаружилась грубая заглушка на саморезах.

1/10

Структуру моторного отсека полностью сохранили — не пришлось переделывать даже подрамник и штатный радиатор, который планируют использовать для поддержания оптимального температурного режима электрической силовой установки. Располагается электродвигатель в едином блоке с одноступенчатым редуктором, как и привычный бензиновый ДВС с механической коробкой передач — поперечно. При этом под капотом остаётся место для управляющей электроники, инвертора, дополнительного блока батарей. Привод — только передний.

Пожалуй, единственное важное изменение пришлось внести в рулевое управление. Чтобы не тратить энергию на привод насоса гидроусилителя, в помощь водителю назначили электромотор. Но механизм всё равно взяли знакомый — от Лады XRAY Cross.

Основные блоки аккумуляторов разместили в центральном тоннеле и под задними сиденьями вместо системы выпуска и топливного бака — опять же с минимальными переделками кузова. Что это будут за батареи, пока не ясно — идёт поиск смежников. На макете e-Ларгуса кое-где мелькают китайские иероглифы, однако Олег Груненков призывает не делать поспешных выводов. Дескать, сначала изучим предложения российских компаний, а потом уже, если наши не справятся, обратимся к поставщикам из дружественных стран. Но в любом случае с прицелом на последующую локализацию.

Ключевые компоненты e-Ларгуса и их компоновка в серийном кузове

Мощность, динамику, скорость и прочие ключевые характеристики e-Ларгуса вазовцы пока называть отказываются. Удалось выяснить лишь ориентиры по запасу хода. Поговаривают, будто электрокару могут выделить два пакета батарей — дальнобойный и не очень (или подороже-подешевле, кому как нравится). Олег Груненков, в свою очередь, сообщает об опытах с разными типами аккумуляторов. Так, на дебютный макет поставили никель-кобальтовый вариант, но в сфере внимания инженеров ещё и железо-фосфатная батарея. Приоритеты — высокая энергоёмкость при минимальной цене и способность работать в широком диапазоне температур.

Предельный ориентир по радиусу действия на одной зарядке — 300–400 км. Однако опыт Лады показывает, что электрокары подобного формата редко наезжают за день больше 200 км. Поэтому не исключено, что вазовцы остановятся на промежуточном варианте запаса хода — около 250 км. Это позволит сэкономить на тяжёлых батареях и тем самым сохранить грузоподъёмность Ларгуса. К примеру, фургон будет способен брать на борт до 800 кг.

Вообще, Олег Груненков уверен, что электрификация модели совершенно не затронёт её практический функционал. Сохранятся все опции комфорта — от мультимедийной системы и камеры заднего вида до подогревов руля и ветрового стекла. Не изменится линейка версий: от розетки запитают универсалы на пять и семь мест, фургоны и приподнятый вариант Cross. Более того, e-Largus станет долгожданной альтернативой версии с «автоматом», поскольку управляется батарейная машина тоже двумя педалями и простейшим селектором! Такое решение оценят как частники-горожане, так и корпоративные клиенты. В частности, на батарейный Ларгус могут обратить внимание операторы каршеринга.

1/2

e-Ларгус собираются унифицировать с бензиновым и по кузовным деталям. Заметным визуальным отличием батарейной версии станет разве что глухая панель передка, прикрывающая штатный радиатор избыточной для электрокара производительности

А вот над настройками шасси придётся поработать, в чём вазовцам, со слов Груненкова, очень поможет опыт проекта Ellada. К слову, часть электрических универсалов на базе Lada Kalina до сих пор ездит по Краснодарскому краю. Уже понятно, что e-Largus, скорее всего, потребует заново подобрать жёсткость пружин в подвеске и изменить калибровки страхующей электроники, чтобы на скользком покрытии режим рекуперации не приводил к внезапной блокировке колёс.

Всем этим АвтоВАЗ займётся в 2023 году, когда построят первые тестовые образцы e-Largus. Ну а серийный выпуск товарных машин — дело отдалённой перспективы. Как же собирается коротать время завод в Ижевске?

Что известно о сокращениях

Руководство АвтоВАЗа и глава Удмуртии в один голос уверяют: коллектив Ижевского автозавода — крайне ценный ресурс, который необходимо сберечь для грядущих трудовых свершений. Да вот незадача: в беседах топ-менеджеры обмолвились, что в новой реальности предприятию достаточно 1500 сотрудников, в то время как сейчас на производстве заняты более 3000 человек…

Поэтому кадры «дочки» АвтоВАЗа так или иначе будут редеть. Неслучайно параллельно с оптимистичными заявлениями о поддержке «Лада-Ижевск» делаются оговорки насчёт условий для добровольцев, готовых покинуть предприятие.

«В Республиканском центре занятости за предприятием закреплены кураторы, для более чем 1500 работников организованы временные работы. Кроме того, 130 человек уже переведены на другие предприятия республики. По желанию работники смогут бесплатно получить дополнительное образование. Так, в сентябре 61 человек начнёт обучение и переобучение», — сообщил руководитель региона Александр Бречалов.

Официально только в Ижевске открыто более 10 000 профильных вакансий, причём активно набирает новых сотрудников оборонка. Например, в приватных беседах заводчане в качестве запасного варианта частенько называли концерн «Калашников». Решившимся на уход руководство АвтоВАЗа обещает выплатить от пяти до семи средних зарплат — в зависимости от стажа работы в компании. Похожие условия предусмотрены и для желающих досрочно выйти на пенсию.

Тем же, кто пока остаётся в режиме простоя с выплатой 2/3 зарплаты, приходится надеяться на развитие рынка отечественных компонентов, скорейшее появление электрического Ларгуса и создание на базе «Лада-Ижевск» так называемого индустриального парка, в который собираются привлечь резидентов-производителей в том числе неавтомобильной продукции.


Верите в успех электрического Ларгуса и перспективы завода в Ижевске?

Почитать ещё