Вместо Креты? Сравниваем Chery Tiggo 4 Pro с Geely Coolray

Коммерческое предложение. Тест фургонов и минивэнов на базе Гранты и «Нивы»
Тесты

Иван Ананьев

Будущее популярного и востребованного в России семейства Lada Largus туманно — как долго ещё АвтоВАЗ сможет выпускать модель с румынским ДНК в условиях санкций, предсказать невозможно. Но что, если сделать похожий автомобиль на базе, например, Гранты? Можете себе представить грузовую Ладу Гранту с кузовом почти на пять кубометров? Или трёхрядный полноприводный минивэн на базе старой «Нивы»? А такие машины есть! Причём с кузовами любой формы и назначения, более мощными моторами и даже пневмоподвеской! Мы познакомились с несколькими очень внезапными Ладами.

Рассказ об очень необычных машинах на базе привычных вазовских малолитражек вполне мог появиться в рамках проекта «Все свои», но в нём мы говорили по большей части о частных инициативах и небольших предприятиях. А здесь речь о практически полноценном коммерческом производстве автомобилей, у которых есть даже собственные ОТТС. Да-да — Лады на фотографии выпускают под отдельной маркой!

Эти машины делает нижегородская компания «Промтех», которая раньше была известна под названием «Самотлор-НН». 25 лет назад она начинала с переоборудования ГАЗелей под специфические требования заказчиков, запускала локальное производство Iveco Daily, выпускала автобусы среднего класса, экспериментировала с различными модификациями Citroen Jumper, Volkswagen Crafter и Ford Transit — проще говоря, фирма знакома с комтрансом не понаслышке. А сейчас основу её производственной программы составляет компактный транспорт на базе вазовских легковушек: Гранты, «Нивы» и того же Ларгуса. Причём модельная линейка делится строго поровну: сугубо коммерческая Prima и условно гражданская Kub.

Главное, что отличает машины «Промтеха» от продукции тюнинговых фирм, — наличие ОТТС. Это означает, что регистрировать изменения в ГИБДД не придётся. А ещё на эти автомобили действует фирменная гарантия, которую официально поддерживают дилеры АвтоВАЗа.

Что такое Prima

Линейка Prima — это полурамные грузовички наподобие тех, что делает «придворная» вазовская компания ВИС. Схема переделки давно обкатана: у машины отрезают заднюю часть кузова, а к передней пристыковывают рамную конструкцию с рессорной подвеской, на которую уже можно установить любую надстройку: от простого открытого кузова до высокой будки с дверьми, окнами и специфическим оборудованием. С учётом «будки» длина машины достигает пяти метров.

Непосредственно переделкой кузовов «Промтех» не занимается — полурамные заготовки он получает от того же ВИСа. Но в Нижнем Новгороде раму усиливают, а на крышу оставшейся части кабины устанавливают ещё один усилитель, который прикрывают аэродинамическим кожухом. А ещё в заднюю подвеску новгородцы вживляют пневмобаллоны: они могут быть регулируемыми.

Пневмоэлементы в подвеске машин «Промтеха» не заменяют рессоры в качестве упругих элементов: они работают вместе с ними

Задача этих элементов — сохранять дорожный просвет при загрузке, но в случае с регулируемыми баллонами можно ещё и настраивать плавность хода в зависимости от веса перевозимого груза. В этом случае в салоне будет пульт управления с клавишей включения компрессора, манометром и кнопкой стравливания давления. Чем больше давление — тем выше поднимается задняя часть кузова и тем плотнее становится подвеска. У «Нивы», несмотря на серьёзные конструктивные изменения задней подвески, сохраняется полный привод: задний мост приводит удлинённый кардан собственной разработки.

Объём стандартной надстройки составляет 7–8 кубометров (!), а грузоподъёмность ограничена 900 килограммами при закрытом и 950 кило с открытым кузовом. Отсек из композитного материала имеет задние распашные двери со стандартными замками и одну боковую. Внутренняя длина составляет 2,5 метра, ширина и высота — больше полутора метров. Кузов можно оснастить холодильной установкой, либо вообще установить вместо него любую конструкцию — для перевозки хлеба, инструмента, людей или пациентов скорой помощи.

Ну а кабина во всех случаях остаётся стандартной. И эргономика будет совершенно привычной с поправкой на некоторые ограничения по длине продольной регулировки положения кресел из-за ликвидированной задней части салона — высоким водителям места может не хватить.

Что такое Kub

Машины семейства Kub устроены иначе — и это уже ноу-хау именно «Промтеха». Рамы как таковой здесь нет, а задняя надстройка базируется на оригинальном кузове, который срезают выше поясной линии, а также удлиняют вместе с колёсной базой (если это необходимо). Сверху строят новый полукузов, форма которого зависит от задачи: это может быть грузовой фургон с металлическим полом, трехрядный минивэн или нечто среднее с двумя рядами и огромным грузовым отсеком за ними.

Надстройка представляет собой металлокаркас, приваренный к основанию кузова и обшитый пластиковыми панелями. Например, у Гранты надстройка повышает уровень крыши на 410 мм, а задний свес увеличивается на 360 мм. Чтобы эта конструкция получилась надёжной и жёсткой, пол усиливают, а крышу «будки», как и в случае с Примой, прикрепляют к крыше передней части спрятанными под обтекатель усилителями. Двери задней части тоже надстраивают, механизмы и петли — оригинальные, собственной разработки. Передняя подвеска остаётся прежней, а конструкция задней такая же, как и у Примы: рессоры и регулируемые пневмобаллоны.

Вариантов исполнения задней части здесь ещё больше, но результат в любом случае ближе к привычному представлению о легковой машине, чем в случае с полурамными Примами. Погрузочная высота у этих машин меньше, но и запас пространства с грузоподъёмностью у Кубов ниже. В исполнении с высокой крышей грузовые Granta и Largus предлагают отсеки вместимостью 4,2 и 4,6 кубометра — это чуть ли не вдвое больше, чем у стандартного фургона Ларгус. Но загрузить больше 600 килограммов в него нельзя.

1/3

Объём грузового отсека Granta Kub составляет 4,2 кубометра, а грузоподъёмность — 650 кг

Интересно, что почти пятиметровая Granta с увеличенными базой и большим задним свесом получилась длиннее Ларгуса, у которого база остаётся стандартной. Хотя по размерам грузовой площадки — почти паритет. И те же показатели, включая погрузочную высоту, у «Нивы» в версии Куб. В любом случае, возможность перевезти 4 кубометра груза в компакте B-класса впечатляет!

А ведь есть ещё и пассажирские версии. Минивэна на базе Гранты в модельном ряду пока не существует, зато грузопассажирский Largus есть, и сделан он очень добротно, особенно внутри (снаружи сразу обращаешь внимание на грубоватую стыковку пластиковых накладок). В салоне установлены два стандартных ряда сидений, но потолок над головами пассажиров второго ряда намного выше — здесь можно стоять в полный рост! В крыше сделан люк, а из передней стенки надстройки торчат дефлекторы климатической установки. Есть диодная подсветка по всей длине крыши, боковины обиты приятным ворсистым материалом. А за сиденьями второго ряда — 2,7 кубометра пространства, которые, увы, никак не отделены от пассажиров.

1/4

У Ларгуса колёсная база остаётся стандартной, а внешние габариты увеличиваются только благодаря удлинению заднего свеса

Niva Kub в двухместной грузовой конфигурации имеет отделённый отсек объёмом 4,7 кубометра, но на тест привезли пассажирскую версию с восьмиместным (!) салоном. Такая Нива очень напоминает маршрутку: вроде бы и отделка есть, но она совсем незатейливая. Задняя распашная дверь и обе боковые обиты не полностью, простенькие кресла стоят на примитивных металлических каркасах, да ещё и низко. А уровень пола в надстройке очень высокий — залезать сюда приходится в два приёма. Зато запас для коленей огромный и на втором, и на третьем ряду, но в плечах тесновато. Сиденья можно сложить для расчистки багажника — механизм незатейливый, но для погрузки пары чемоданов этого хватит.

1/4

Выставочный экземпляр щеголяет диодной китайской оптикой, которой на серийной машине не будет

Ещё один сюрприз — странное полуторное кресло спереди справа. Если как-то уместить на него двоих, то водителю будет неудобно переключать передачи. Впрочем, это временное решение для выставочного экземпляра, как и нештатная китайская оптика. А в целом идея такого миниавтобуса для бездорожья выглядит вполне жизнеспособной — например, в горных туристических регионах.

Как они едут

Главная интрига — более мощные двигатели, которые «Промтех» обещает ставить за доплату на «Нивы» и Гранты. Серийные Примы и Кубы оснащаются стандартными восьмиклапанными двигателями мощностью 83 и 90 л.с., а на демонстрационных экземплярах стояли доработанные агрегаты на 106 и 116 сил соответственно. Причём визуально под капотом «Нивы» и Гранты ничего не поменялось — те же самые восьмиклапанники без видимых тюнинговых деталей или, например, турбины.

Кто именно делает эти моторы и как удалось добиться столь существенного повышения мощности — пока секрет. Представители «Промтеха» утверждают, что ограничились чип-тюнингом, но одной только перепрошивкой увеличить мощность атмосферника почти на четверть невозможно. Кажется, доработки всё же были не только программными. В Тольятти улучшить «железо» могут компании Супер-Авто и Lada Sport, и в частных беседах нижегородцы признаются, что без их помощи не обошлось. А ещё удалось узнать, что объём мотора «Нивы» увеличен с 1,7 до 1,8 литра.

Зачем это нужно? После переделок масса машин подобралась к полутора тоннам, и со стандартными моторами они даже пустые едут с трудом. А что будет с полной загрузкой — представлять не хочется.

Впрочем, и пустой 90-сильный Largus Kub разгоняется без энтузиазма. Чтобы достичь 100 км/ч, нужно набраться терпения, а ехать быстрее нет никакого желания: мотор реагирует на газ крайне лениво. А ещё на высокой скорости становится шумновато — сказывается аэродинамика надстройки.

После него 116-сильная Granta ощущается очень бойкой и отзывчивой: тут вам и живенькие реакции на газ, и ровная тяга во всём диапазоне оборотов. В отличие от привередливого вазовского 16-клапанника, который не любит низких оборотов, этот мотор кажется очень эластичным. Да, не Vesta Sport, но управлять такой Грантой приятно! И даже передачи как будто подобраны идеально, хотя коробка тут абсолютно стандартная. Воет она тоже очень знакомо.

«Нива» с доработанным двигателем показалась приятно живой — по крайней мере, на городских скоростях. Поэтому газом уже не обязательно работать в режиме «вкл-выкл», а скорости за сотню достижимы без утомительного ожидания. И устойчивость на прямой у внедорожника явно лучше благодаря более длинной базе. Но шумы никуда не делись, а резкие манёвры машине противопоказаны: как и прежде кажется, что дёрнешь рулём посильнее и машина ляжет на бок.

Гранта и Ларгус ведут себя благороднее, но второй воспринимается более цельным — во многом из-за того, что ещё и лучше отрабатывает неровности. Главное, не пережать заднюю пневму, чтобы машина не начала мячиком скакать на неровностях. Впрочем, ровно то же касается и остальных машин, которые без груза везут наиболее комфортно при подсдутых баллонах задней подвески. А активным водителям не стоит забывать о том, что задняя подвеска рессорная: грузовики редко бывают изысканными в поворотах.

Сколько они стоят

Доработанные машины продаются недёшево: самый доступный бортовой грузовичок Prima оценён в 1,7 млн рублей. Примерно те же деньги попросят и за грузовую Гранту Куб. Любая вариация с нестандартным кузовом (например, хлебовозка) будет ещё дороже, не говоря уже о версиях со специальным оборудованием. Минивэн на базе «Нивы» стоит 1,85 млн рублей, плюс доплата за опции (например, увеличение мощности двигателя стоит 90 тыс. рублей). А самыми дорогими получаются машины на базе Ларгуса, но точных цен на них пока нет, да и ставку на такие машины не делают, так как неясно, что будет с исходником.

В таких условиях Гранта Куб действительно кажется реальной альтернативой Ларгусу, особенно в условиях мелких (и не очень) городских перевозок. А вот Niva Kub, особенно в многоместном исполнении — вещь специфическая, которая подойдёт для узкого спектра задач. Стоимость такой машины может доходить до 2 миллионов рублей, но другого полноприводного микроавтобуса с реальной, а не мнимой проходимостью, на рынке сегодня просто нет. 


Заинтересовали такие машины?

Почитать ещё