Volkswagen Tiguan с запутанной страховой историей: о чём не расскажет продавец

Новый КоАП: станет совсем жёстко или можно не переживать?

Разбор

Анастасия Разина

В России готовится новая редакция Кодекса об админи­стративных право­нарушениях, которую планируют принять уже в 2021 году. Изначально его автомо­бильная часть была раскритико­вана правитель­ством и автомоби­листами из-за резкого повышения штрафов и отправлена на доработку. Рассказы­ваем, что предлагали поменять в КоАП, что изменится в Кодексе после общественного негодо­вания и станет ли водителям лучше после его введения.

Что было не так в первой версии КоАП

Первую версию КоАП Министерство юстиции разработало совместно с МВД России, предложив многократное увеличение штрафов за нарушения ПДД. В част­ности, ужесточались наказания за несоблюдение скоростных ограни­чений. Минимальный штраф за превышение скорости на 20–40 км/ч хотели поднять с 500 до 3000 рублей! За превышение на 40–60 км/ч штраф должен был вырасти с 1000 до 4000 рублей, а в случае превышения более чем на 60 км/ч вместо нынешнего штрафа в 2000–2500 рублей (при фиксации камерой) или лишения прав на срок до 6 месяцев (если остановит инспектор ГИБДД) авторы документа предлагали наказывать штрафом на 5000 рублей или лишать прав на срок до полугода.

Ещё более жёсткие санкции грозили бы за повторные грубые нарушения ПДД. Водителей, которые в течение года дважды превысят скорость на 60 км/ч или больше, хотели штрафовать на 10 000 рублей или лишать прав на год! А за три грубых нарушения в Кодексе было преду­смотрено безальтер­нативное лишение прав на полтора года.

В той же редакции КоАП присутство­вала и норма об опасном вождении — то есть штрафы за резкие и много­кратные пере­строения, подрезания и резкие беспричин­ные торможения перед другими машинами. Авторы документа предложили наказывать за это на 5000 рублей, а формулировку планиро­вали доработать уже по ходу обсуждения.

Предполагалась и возможность выписывать штрафы с камер для тех, у кого нет действующего полиса ОСАГО — в размере 800 рублей в день. Вспомнили законо­творцы и про неправильную тонировку: при повторной фиксации автомобиля с тониро­ванными не по ГоСТу стёклами намеревались поднять штраф в два раза — с 1500 до 3000 рублей. А чтобы отучить автомо­билистов перевозить детей без специальных кресел, штраф за их отсутствие хотели повысить с 3000 до 5000 рублей.

Самым «дорогим» нарушением в первом проекте нового КоАП было невыпол­нение водителем требо­вания инспектора ГИБДД об остановке — штраф в 800 рублей предлагалось поднять до 40 000 рублей либо лишать водителя прав на три года!

Ужесточения должны были коснуться и наказания за нетрезвое вождение. Вместо нынешнего штрафа в 30 000 рублей и обязатель­ного лишения водитель­ских прав на полтора-два года пьяных автомо­билистов намеревались штрафовать уже на 40 000 рублей и оставлять без прав сроком на три года. Наибольший штраф в 50 000 рублей и лишение прав на три года планировали ввести в случае, если нетрезвый водитель будет перевозить в машине ребёнка до 16 лет.

Во время публичных обсуждений рабочая группа при Обще­российском народном фронте (ОНФ) под руковод­ством активиста Петра Шкуматова предлагала также внедрить повышающие коэффи­циенты риска для водителей, которые часто становятся виновниками ДТП. В случае набора определённого количества баллов их хотели отправлять на пере­обучение. Также, в зави­симости от коэффи­циента, активисты планировали дифферен­цировать и штрафы. То есть в случае, когда ответ­ственный водитель получил бы предупреждение, злостных нарушителей могли бы наказывать по полной программе. Но дальше направ­ленных в Минюст предложений дело не дошло. Хорошо это или плохо?

Правильно ли считать размер штрафа в зависимости от количества нарушений?

Почему большинство предложений были отвергнуты

Проект нового КоАП должен был вступить в силу прямо с 1 января 2021 года, а все доработки и общественные слушания планиро­валось провести в течение 2020 года, после чего оперативно утвердить в Госдуме. Однако волну критики в автомобиль­ном сообществе поддержали в прави­тельстве, а чуть позже в дело вмешалась пандемия, и доработка проекта растянулась на весь прошлый год.

Водителей поддержал даже премьер-министр Михаил Мишустин. Предложенные штрафы он назвал для населения непосиль­ными и предложил рассчитывать их с учётом платёже­способности граждан.

«Было предложено увеличить сумму штрафов для водителей за превышение скорости до 5000 рублей. Для многих это непосильно. Мы с вами пока ещё не добились такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы», — заявил Мишустин.

После этого в Минюсте сообщили о том, что проект отправляется на переделку и повторное общественное обсуждение.

Что останется в новом КоАП

В начале 2021 года в Минюсте рассказали о скорректиро­ванных планах и измене­ниях в «водитель­ской» части Кодекса. Некоторые из прежних пред­ложений остались, но появились и совсем новые пункты.

Принципиальным моментом стало включение в проект наказания за системати­ческие грубые нарушения ПДД. Речь идёт, например, о проезде на запрещающий сигнал светофора, в том числе через железно­дорожные пути, о выезде на встречную полосу, а также ряде других серьёзных проступков. Если автомо­билист три раза в год попадётся инспекторам ГИБДД на таком нарушении, то его лишат прав на срок от года до полутора.

Наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде и одно­временную перевозку несовершенно­летнего пассажира возрастом до 16 лет также пере­кочевало из старой редакции в новую без изменений — штраф 50 000 рублей и лишение прав на три года.

Остался и штраф в 800 рублей за езду без ОСАГО. Однако для того, чтобы эта схема заработала, одного только пункта в КоАП недостаточно. В МВД и Российском союзе авто­страховщиков для начала должны завершить формиро­вание единой базы владельцев полисов, чтобы камеры в автоматическом режиме смогли определять нарушителей. Пока такой системы нет.

Как сообщили в Минюсте, в проект нового КоАП включена и норма о нарушении автомо­билистами правил благо­устройства территории. Сейчас в регионах практически нет рычагов давления на тех, кто паркуется на газоне и детских площадках. Ново­введение должно это исправить. По мнению авторов проекта, за парковку или остановку на детских площадках необходимо штрафовать на 2000–5000 рублей, за парковку на зелёных насаждениях — на 1500–4000 рублей, а за мойку автомобиля в запрещённых местах — на 1000–2000 рублей. При этом предполагается, что часть нарушений смогут фиксировать сами граждане с помощью мобильного приложения — федеральной версии «Помощника Москвы». Оно сейчас находится в разработке. В таком случае при автоматической фиксации штраф будут выписывать по нижнему порогу.

Доработки в проекте нового КоАП коснутся не только автомо­билистов, но и тех, кто предпочитает вело­сипеды, самокаты, гироскутеры и другие подобные средства пере­движения, в том числе с электриче­скими двигателями. Сейчас ПДД приравни­вает таких участников движения к пешеходам, что вызывает множество споров в професси­ональном сообществе.

В Минюсте же считают, что управлять средствами индивиду­альной мобиль­ности (СИМ) в нетрезвом виде недопустимо, это не только увеличивает риск наезда на пешеходов, но и грозит столкно­вениями с другими транс­портными средствами. Поэтому в новом КоАП такое нарушение предлагается пере­вести в категорию грубых. Как следствие, на них не будет распро­страняться 50-процентная скидка на уплату штрафа, и предупреж­дением тут уже не отделаться. 

Также в проекте нового КоАП должна появиться ответ­ственность за превышение средней скорости на конкретном участке дороги — такое пред­ложение внесли в ассоциации произво­дителей комплексов фотовидео­фиксации «Око». Сейчас отдельного положения на этот счёт в законо­датель­стве нет, но водители всё равно получают такие штрафы по аналогии с наруше­ниями за «мгновенное» превышение, что вызывает немало споров.

Так, а что там с превышениями скорости? Не томите!

Штрафы за несоблюдение скоростных лимитов останутся такими же, как и сейчас, а выписывать квитанции за превышение на 10–20 км/ч пока не начнут. В конце 2020 года в МВД России заявили, что отмены «нештрафу­емого» порога (превышение до 20 км/ч) не планируется, и заверили: штрафовать за отклонение от установ­ленной скорости в этих пределах не будут. По словам главы МВД Владимира Колоколь­цева, в мини­стерстве категорически против такого ново­введения, а новая редакция КоАП полностью учитывает позицию ведомства.

Уже неплохо. А что про новый КоАП думают эксперты?

Авторы ряда предложений называют новый КоАП более лояльным к автомо­билистам. Так, депутат Госдумы Дмитрий Вяткин рассказал Журналу Авто.ру, что нормы документа позволяют чаще выписывать водителям предупреж­дения, а не штрафы. Кроме того, если водитель совершит негрубое нарушение ПДД и оперативно оплатит штраф, он попадёт под своеобразную «амнистию» — этот штраф из его истории исчезнет. 

Такое нововведение будет полезно, если, например, инспектор ГИБДД при остановке за мелкое нарушение захочет проверить историю водителя, чтобы решить, выписать постанов­ление или просто предупредить. А также в судах, где наличие штрафов считается отягчающим обстоятель­ством. Однако, как Журналу Авто.ру стало известно в конце 2020 года, амнистия будет распро­страняться лишь на минимальное превышение скорости.

«Что касается лишения прав за три грубых проступка на дороге, то шансы три раза за год попасть в руки инспекторов ГИБДД есть только у злостных нарушителей, на ответ­ственных водителях эта норма не отразится», — уверен Вяткин.

Участвовавший в публичных обсуждениях КоАП Пётр Шкуматов поддержал сохране­ние нештрафу­емого порога скорости в новом кодексе. По его словам, этот лимит не влияет на безопас­ность, а его отмена привела бы лишь к росту необосно­ванных мелких штрафов, поскольку ограничи­вающие допустимую скорость дорожные знаки иногда меняются с 60 на 80 км/ч незаметно. Также эксперт поддержал введение ответ­ственности за управление СИМ в нетрезвом виде. Он считает, что поездка на таких устройствах по городу после посиделок в ресторане действительно может быть опасной.

Когда заработает новый КоАП

Однозначного ответа пока нет. В Минюсте рассказали, что в 2021 году «продолжат работу» над документом. При этом, учитывая объём новых доработок, нельзя исключать, что придётся проводить и новые публичные слушания. Косвенно вероят­ность такого сценария подтвердили и в самом ведомстве.

Также не делают прогнозов и участвующие в разработке депутаты. И не стоит забывать, что в сентябре 2021 года запланиро­ваны выборы депутатов Госдумы. Это, скорее всего, сдвинет сроки принятия важнейших законо­проектов. Поэтому шансы на то, что новые нормы КоАП утвердят и примут уже в 2021 году, не слишком высокие.


Какую версию КоАП поддерживаете вы?

Почитать ещё