Оригинальные запчасти или их аналоги: что и в каких случаях надо покупать

Классификация видов: энциклопедия кузовов легковых автомобилей
Учебник

Команда Авто.ру

Изобретателем автомобиля принято считать Карла Бенца, хотя сегодня его «самодвижущийся экипаж» назвали бы трициклом. А под современное определение автомобиля попадают только машины, которые имеют как минимум четыре колеса и двигатель, приводящий их в движение. Но в остальном допускаются всевозможные сочетания форм, компоновки агрегатов, количества пассажирских мест и дверей. Чтобы не путаться в этом разнообразии, все конструкции классифицируют по типам кузовов автомобилей. Каждый из них имеет своё название и строгий набор характерных признаков. Разбираем самые распространённые типы кузовов и объясняем их особенности.

Классификация кузовов по объёмам

Самая общая классификация автомобильных кузовов, как это ни странно, строится не столько на функциональности, сколько на их внешнем виде. Точнее, на том, как автомобиль выглядит в профиль. Если у машины чётко разделяются моторный отсек, пассажирский салон и место для перевозки багажа, то её кузов называют трёхобъёмным. Кузова, в которых салон объединён с багажником, называют двухобъёмными. А если и двигатель оказывается (визуально, конечно) спрятанным под одной крышей с пассажирами и грузом, то автомобиль классифицируют как однообъёмный. Другое название такой компоновки — вагонная.

В итоге кузов каждого типа можно отнести к одной из категорий «объёмности», хотя в некоторых случаях сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Виной тому современный дизайн автомобилей, иногда успешно маскирующий их реальный функционал. Разбирая каждый тип кузова, мы будем делать соответствующие оговорки. 

Седан

Классическое определение седана — это автомобиль, который имеет жёсткую несъёмную крышу, как минимум пару боковых дверей, два ряда сидений и отделённый от салона багажник.

По наиболее распространённой версии, слово «седан» произошло от латинского глагола sedere — сидеть. Не противоречит данной теории и тот факт, что в XIX веке седаном называли паланкин — закрытую будочку с креслом, в которой слуги носили своего хозяина. В автомобильной истории термин впервые употребила компания Studebaker в 1912 году для своих моделей Four и Six, и его быстро подхватили остальные американские автопроизводители.

1/4

Cadillac Sixty Special Fleetwood

Созданные с тех пор разными дизайнерами и конструкторами машины отличались размерами и формами, поэтому к седанам относят и принадлежавший Элвису Пресли Cadillac Fleetwood Series 60, и нашу легендарную «Победу» ГАЗ-М-20 с её плавно снижающейся к корме крышей, и популярный в 80-е годы двухдверный Opel Ascona B.

Правда, сегодня понятие «седан» трактуют более узко. Это исключительно трёхобъёмный кузов с визуально отделёнными от салона моторным отсеком и багажником. Дверей должно быть четыре, а у грузового отсека — собственная крышка. Типичные седаны на наших дорогах — ВАЗ-2107, Hyundai Solaris, Toyota Camry или Mercedes-Benz S-класса.

В приоритете у создателей автомобилей с таким типом кузова — удобство пассажиров, которое прежде всего зависит от размера салона. Впрочем, сегодня даже машины компактного класса предлагают приемлемый комфорт для четырёх взрослых, а некоторые могут похвастать ещё и большими багажниками, объёмом свыше 400 литров. Однако что-то крупногабаритное, вроде стиральной машины, в такие автомобили из-за их конструктивных особенностей не поместить.

Лимузин

В общепринятом понимании к лимузинам относят все удлинённые (в том числе вставкой между дверями) или богато оснащённые седаны. Однако с точки зрения строгой классификации, лимузином считается только тот седан, у которого пассажирский салон отделён от водительского места перегородкой, а габариты и роскошь вторичны. Поэтому, например, один из самых красивых отечественных автомобилей — знаменитая Чайка, ГАЗ-13, — формально не относится к лимузинам. В отличие от совсем больших легковых правительственных ЗИЛов.

1/2

Mercedes-Benz S 600 Guard Pullman

Первые персоналки подобного рода появились в США ещё в начале прошлого века, а вскоре их начали выпускать и европейские фирмы. Сегодня лимузины в классическом понимании этого термина проще всего увидеть на выездах официальных лиц государства или в свадебных кортежах.

Пикап

Ещё один тип кузова, относящийся к трёхобъёмным. Пикапы — класс автомобилей на стыке легковушек и грузовиков, конкретные их модели в зависимости от размеров и грузоподъёмности относят к той или другой категории. В любом случае это автомобиль с кабиной капотной компоновки, как минимум парой сидений и двумя дверьми, а главное — с отдельной грузовой платформой. К слову, у одного из самых первых представителей этого типа, фермерского Ford T 1919 года выпуска, дверей не было вовсе.

1/2

Иж 27151-01

США до сих пор остаётся главным рынком пикапов — от утилитарных «рабочих лошадок» до дорогих, мощных и роскошных предметов культа. У нас такие автомобили чаще всего используют в качестве более доступной альтернативы внедорожникам. Однако в силу особенностей конструкции (рама, неразрезной задний мост, рессоры) пикапы традиционно проигрывают легковым автомобилям с точки зрения комфорта, удобства размещения пассажиров и багажа, управляемости. Зато могут перевезти заметно больше груза, особенно если дополнить открытый кузов жёсткой крышей — так называемым кунгом. Пример пикапа из советского прошлого — ИЖ-27151, среди современных машин наибольшей популярностью пользуются японские Mitsubishi L200 и Toyota Hilux.

Хэтчбек

Этот термин впервые появился в словарях в 70-х годах прошлого века, то есть гораздо позже описываемого им типа кузова! Например, ещё в 1938 году был создан Citroen 11CV Commerciale — версия знаменитого седана Traction Avant, кузов которой удовлетворял всем критериям, идентифицирующим хэтчбеки сегодня: это задняя дверь на наклонной задней стенке кузова, открывающая доступ к багажнику. Который, в свою очередь, объединён с салоном — что позволяет, сложив заднее сиденье, увеличить объём грузового отсека. Хэтчбек — классический двухобъёмный кузов.

1/3

Lada 2109 (слева) и Lada 2108 (справа)

Благодаря своей компоновке хэтчбеки сочетают практичность с относительно компактными размерами, что и сделало их очень популярными в европейских странах. При создании хэтчбеков акценты могут быть смещены как в комфорт, так и в габариты. Например, современный Kia Ceed имеет длину 4310 мм, достаточную для комфортного перемещения 5 пассажиров и перевозки приличного (от 395 литров) объёма багажа. С другой стороны, трёхдверный хэтчбек Fiat 500 с трудом вмещает на втором ряду двух человек, а размер его багажника — 185 литров. Зато длина этого автомобильчика всего 3571 мм. Примеры хэтчбеков из отечественного автопрома — легендарная «восьмёрка», её 5-дверная версия ВАЗ-2109, АЗЛК-2141.

Универсал

По сути, универсал — тот же хэтчбек, только с удлинённым задним свесом и более вместительным багажником. Кроме того, у универсалов задняя стенка кузова с багажной дверью обычно вертикальнее, чем у хэтчбеков, что тоже работает на увеличение грузового отсека.

1/4

BMW 5 серии Touring

Этот, один из самых практичных типов кузова появился ещё раньше хэтчбека, эволюционировав из коммерческих фургончиков. В 50-е годы прошлого века автомобили с отдельной дверью багажного отсека присутствовали в каталоге едва ли не каждой американской фирмы. Но сегодня главным потребителем универсалов является Европа.

При этом сами они не всегда большие и длинные как Audi A6 Avant или BMW 5 серии Touring. А продающийся в Восточной Азии Datsun GO+ имеет длину всего 3995 мм, но при этом может перевозить до 7 пассажиров. Самый популярный универсал в России — «классический» ВАЗ-2104.

Лифтбек

Формально такой автомобиль попадает под определение хэтчбека: у него двухобъёмный кузов с сильно наклонённым задним стеклом. Но есть у лифтбеков и своя отличительная черта — небольшой «хвостик» на корме, который образует горизонтальная часть двери багажника.

1/3

Lada Granta

Впервые определение «лифтбек» возникло в 1973 году вместе с выходом на рынок Toyota Celica Liftback 2000 GT. Тот автомобиль был трёхдверным и четырёхместным, с выраженной претензией на спортивность. Некоторым лифтбекам спорт присущ и поныне, яркие примеры — Audi A7 Sportback и Kia Stinger. Однако главное преимущество лифтбека в том, что за счёт более длинной кормы по вместительности он представляет собой нечто среднее между хэтчбеком и универсалом, но при этом выглядит не таким тяжеловесным, как последний. Настолько, что иногда это приводит к ошибкам в классификации. Например, многие считают лифтбеком седан Kia Optima, у которого на самом деле трёхобъёмный кузов и традиционная крышка багажника вместо пятой двери.

Самый, пожалуй, известный сегодня лифтбек — это Skoda Octavia, багажник которой почти не уступает в объёме родственному Combi. А у российского лифтбека Lada Granta грузовой отсек даже больше, чем у одноимённого универсала!

Минивэн

Считать минивэн одно- или двухобъёмным кузовом — вопрос дизайна конкретной модели. Всё зависит от того, насколько моторный отсек визуально «интегрирован» в пассажирский салон. В остальном минивэн определяется как автомобиль вместимостью до 9 пассажиров, включая водителя, с высокой крышей, двумя и более рядами сидений и отдельной дверью грузового отсека. Более короткое, но не менее точное описание даёт таким транспортным средствам классификация, принятая ещё в СССP: «Универсал повышенной вместимости». Добавьте к упомянутым качествам высокую «командирскую» посадку водителя, салон с большими возможностями трансформации — и получится главный претендент на звание самого практичного автомобиля. Идея которого, кстати, тоже возникла в США.

1/4

Plymouth Voyager

Первым минивэном принято считать экстравагантный Stout Scarab, ходовой прототип которого построили в 1932 году. Но если говорить о массовом производстве, пионерами здесь стали компания Chrysler, выпустившая в 1983 году на рынок свой Plymouth Voyager, и Renault, которая чуть позже показала свой Espace.

Пик популярности минивэнов пришёлся на начало двухтысячных. В одних лишь Соединённых Штатах было продано более 1,4 миллиона таких машин. В нашей стране такие автомобили разного размера и конструкции тоже продавались — от субкомпактного Daewoo Damas до роскошного Toyota Alphard. Маленькими тиражами выпускался даже российский минивэн — ВАЗ-2120 Надежда.

Но сегодня, во многом из-за всемирной экспансии кроссоверов, спрос на минивэны сильно упал. Соответственно, сократилось и предложение.

Купе

Слово Coupe пришло в автомобильную отрасль из французского языка, где означает «резать, отсекать, пилить». Поэтому изначально приставкой «купе» наделяли укороченные автомобили с жёстким верхом, двумя дверями и одним полноценным рядом сидений — как правило, не самые дорогие. Весьма схожее определение утвердило в 1916 году Общество автомобильных инженеров США.

1/3

Mercedes-AMG S-Класс Coupe

Но сегодня термин Coupe стал синонимом дорогих, престижных и быстрых автомобилей. Этот тип подразумевает трёхобъёмный кузов с двумя дверями. Машина может быть либо строго двухместной, либо в ней есть второй, более тесный ряд сидений, подходящий для детей, — такую конфигурацию называют посадочной формулой 2+2. Впрочем, в некоторых больших купе вполне удобно и на заднем диване — это противоречит канонам, но тоже принимается. А вот называть купе трёх-, четырёх- или пятидверные машины только за их низкую и покатую крышу некорректно.

Кабриолет

Автомобиль с откидным мягким верхом. Такие машины появились раньше остальных и долгое время вовсе не считались символом роскоши. Наоборот, поначалу сильнее ценились полностью закрытые кузова, которые начали встречаться лишь в 20-х годах прошлого века. А до той поры для защиты пассажиров от непогоды служил складной тент. И далеко не всегда он справлялся со своими обязанностями.

1/3

Bentley Continental GT Convertible

В современном мире версии с мягкой складной крышей есть и у люксовых моделей — например, Mercedes-AMG S65 Cabrio или Bentley Continental GT, и у относительно недорогих и компактных, вроде Mini Cabrio или Fiat 500 Convertible.

Однако умения в случае дождя «натянуть капюшон» или разоблачиться под солнцем недостаточно, чтобы называться кабриолетом. Для этого необходимо иметь как минимум два ряда сидений. Второй может быть полноценным или пригодным лишь для спортивной сумки — главное, чтобы был.

Родстер

Строго двухместный автомобиль с одним рядом сидений и складной крышей. В начале прошлого века такие машины присутствовали в прайс-листах большинства американских компаний. Причём в числе самых бюджетных, ибо не могли похвастать приличным комфортом и выдающейся динамикой. Лишь начиная с 70-х они стали обрастать «жирком» и обретать спортивный характер.

1/3

Jaguar F-Type Convertible

Кредо нынешних родстеров — максимум удовольствия от вождения. Если к этому присовокупить мощный мотор, роскошь и престижный бренд, удовольствие получится очень дорогим. Например, версию родстер имеют большинство суперкаров — Ferrari F8, Lamborghini Huracan, Audi R8 и многие другие. В то же время самый массовый родстер всех времен — Mazda МX-5 — до сих пор остаётся относительно доступным.

Тарга

Появлением этого обозначения мы обязаны компании Porsche, выпустившей в 1965 году на рынок модификацию своей 911-й модели с жёсткой металлической дугой за сиденьями и съёмной секцией крыши. Именно прочная дуга, призванная оберегать пассажиров от опасных травм при перевороте автомобиля, превращает родстер в таргу.

1/2

Porsche 911 Targa

Сегодня данный термин является зарегистрированным товарным знаком Porsche AG, что, впрочем, не помешало другим автомобильным компаниям использовать это техническое решение. В частности, версию Targa имеет Chevrolet Corvette. А оснащённый дугой безопасности Triumph TR4 Surrey Top появился на свет на четыре года раньше, чем 911 Targa. И кто знает, как бы называли такие кузова сегодня, если бы англичане первыми запатентовали своё название.

Кузова вне классификации

Помимо описанных выше типов, в современном автомобильном мире используют и альтернативные определения для кузовов и машин, не вписывающиеся в официальную классификацию. Часть из них — порождение маркетинга, другие появились в результате создания кузовов, которые можно считать гибридами классических типов.

Самое популярное из таких наименований сегодня, конечно, кроссовер. В маркетинге и рекламе это понятие трактуется максимально широко, но в основном подразумевается, что это нечто среднее между обычным автомобилем и внедорожником — транспортным средством повышенной проходимости.

На самом деле большинство и кроссоверов, и более проходимых внедорожников относятся к автомобилям типа универсал. Их кузова отвечают всем критериям этой группы — двухобъёмные, трёх- или пятидверные, с почти вертикальной задней стенкой кузова и удлинённым свесом.

Автомобили повышенной проходимости с наклонённым задним стеклом принято называть купе-кроссоверами, но с точки зрения кузовной классификации это в корне неверное определение. Часть из них имеют кузов типа лифтбек с коротким «хвостиком» багажника (например, BMW X6 и Mercedes-Benz GLC Coupe), другие — типа хэтчбек (Audi Q3 Sportback, Range Rover Evoque Coupe). Кстати, существуют редкие кроссоверы с кузовом седан, характерный пример — Volvo S60 Cross Country, и даже типа кабриолет — с мягкой складной крышей (Range Rover Evoque Convertible).

1/4

BMW X6 M

Так же некорректен с точки зрения классификации термин «четырёхдверное купе». На деле все эти автомобили с низкой покатой крышей, безрамочными дверями и сильно наклонённым задним стеклом относятся к седанам (как Mercedes-Benz CLS), а при наличии багажной двери — к лифтбекам (Porsche Panamera).

Ещё один необычный класс автомобилей — купе-кабриолеты. Их отличительный признак — жёсткая, но при этом складная крыша. Поэтому такие машины можно считать гибридами двух «классических» типов кузова: купе и кабриолета или родстера, в зависимости от количества мест в салоне.

1/3

Mercedes-AMG CLS

Наконец, существует совсем редкий тип кузова — спидстер. Это вариант двухместного родстера, у которого вообще нет никакой крыши, ни мягкой, ни жёсткой. Немногочисленные спидстеры создавались как облегчённые, ещё более быстрые версии спортивных автомобилей.

Итак, совсем коротко

Для наглядности мы собрали все типы автомобильных кузовов в таблицу с ключевыми параметрами, по которым автомобиль можно отнести к тому или иному виду.

КузовФорматКол-во местКол-во дверейКрыша
Седан3-объёмный4–54жёсткая
Лимузин3-объёмный4–74–6жёсткая
Хэтчбек2-объёмный4–53–5жёсткая
Лифтбек2-объёмный4–53–5жёсткая
Универсал2-объёмный4–73–5жёсткая
Купе3-объёмный2 или 2+22жёсткая
Кабриолет3-объёмный2+22мягкая
Родстер3-объёмный22мягкая
Тарга3-объёмный22жёсткая/складная
Минивэн1-объёмный5–95жёсткая
Пикап3-объёмный2–52–4жёсткая
Кроссовер2-объёмный4–73–5жёсткая
Купе-кроссовер2-объёмный4–53–5жёсткая
Четырёхдверное купе3-объёмный4–54жёсткая
Купе-кабриолет3-объёмный2 или 2+22жёсткая/складная
Спидстер3-объёмный1–20–2отсутствует

Почитать ещё