Вы заметили, как бюджетные седаны и хэтчбеки фактически убили в России традиционный гольф-класс? Солярисы, Поло и Рио вытеснили из шоу-румов Фокусы, Астры и собственно Гольфы по одной-единственной причине: они оказались не настолько хуже и проще, насколько дешевле. Покупатели не нашли весомых контраргументов такому предложению, а прямо сейчас спираль истории выходит на второй виток – теперь с кроссоверами.
Вспомните: первая волна «бюджетников» — Renault Clio Symbol и тот же Logan, например, — не пошатнула позиции «нормальных» машин. Слишком велик был разрыв по воспринимаемому качеству, чересчур многое приходилось терпеть в обмен на экономию. Вот и Дастер с Кретой не в состоянии отобрать покупателей у таких ребят, как Kia Sportage и Nissan Qashqai: разные миры. Но недавно пришла Аркана, подтягиваются амбициозные «китайцы» Haval F7 и Chery Tiggo 7, а в следующем году нагрянет Kia Seltos. И начнётся совсем другой разговор.
Это раньше все вопросы отсекались риторическим: «А чего вы хотели за такие деньги»? Но теперь-то деньги совсем не шуточные — крепко за миллион — и «бюджетники» нового поколения начинают менять тон со снисходительного на уважительный. Не хотите ли почувствовать себя человеком?
Хотим! Хотим эстетики, эргономики, динамики, и чтоб всё было собрано не из $#&%@ и палок, а хотя бы просто из палок.
Чтобы понять идеологию Kia Seltos, нужно приехать в Корею и посмотреть, что ездит по местным улицам. Вы здесь вообще не найдёте ни Рио, ни Крету, а Солярисы (с шильдиками Accent) встречаются реже, чем помпезные лимузины Genesis G90. Корейцы брезгуют собственной продукцией для Китая, Индии и России, но Селтос они сделали для себя – и это полностью меняет весь контекст.
Формально Селтосов представлено сразу два, и сейчас вам придётся чуть-чуть напрячься, чтобы уследить за мыслью. Индийская версия сделана на базе китайского Hyundai ix25, он же — Creta второго поколения. По сравнению с тем поколением, что продаётся в России, там на пять сантиметров больше длина и на два сантиметра увеличена колёсная база. Но у корейской (и российской) версии Seltos прибавка удвоилась: плюс десять сантиметров и плюс четыре соответственно. В общем, эта машина намного больше Креты!
И вроде бы прогрессивнее. Представители Kia, несколько путаясь в показаниях, предлагают считать Селтос родственником Сида и Соула: мол, здесь используется более современная платформа. При этом, по их словам, Рио тоже родственник Сида, но не родственник Креты — ни старой, ни новой…
Короче, в генеалогии и маркетинге чёрт ногу сломит, а текст и так уже распух от поминания всей этой корейской братии. Спереди МакФерсон, сзади — балка на переднем приводе и многорычажка на полном. Вот технический максимум, который интересен потенциальному клиенту. Особенно когда его настолько старательно «покупают» дизайном.
Ведь Seltos не просто затейлив по общей концепции — он внимателен и тонок в мелочах. Посмотрите на окантовку решётки радиатора: рельефная насечка элегантно переходит в гладкую матовую поверхность, и какие-нибудь премиальные японцы вполне могли бы выстроить вокруг этого легенду о дизайнерах, черпавших вдохновение в ветре, колышущем озёрную гладь на рассвете дня первого цветения сакуры. А тут просто красивые такие планочки. Мол, почему бы и нет.
Или светодиодные полоски, соединяющие верхнюю кромку фар с логотипом, — деталь необязательная, стоящая лишний десяток баксов в производстве, но оригинальная и прикольная. Туда же — модная двухэтажная оптика со сложным рисунком поворотников и ходовых огней: в дорогих версиях всё это целиком диодное, но базовые модификации, как и на Соуле, получат обычные плохонькие галогенки. Кто-то вспомнит, что новая Аркана не оскорбляет лампочками даже самых прижимистых покупателей, но корейцы в ответ заметят, что они меньше экономили на интерьере.
Только что я радовался качественному скачку, который сделал купе-кроссовер Renault по сравнению с родственниками, но Seltos начинает креативить там, где от него этого не ждёшь! Дисплейчик климат-контроля выглядит втрое больше, чем он есть, — благодаря стёклышку во всю ширину центральной консоли. Решётки динамиков акустической системы сделаны в стиле Lexus и изломаны под самыми неожиданными углами. Есть фоновая подсветка, мягкая накладка на передней панели, интересная гребёнка в дефлекторах вентиляции, цветной семидюймовый дисплей на приборном щитке — тут найдётся, что порассматривать.

А как вам мультимедийка с 10,25-дюймовым дисплеем? Это самая свежая версия, которой, например, ещё нет на Сиде! Мультитач, кастомные рабочие столы, виджеты, Apple CarPlay, Android Auto, отличные отклики и быстродействие – всё при ней. Впрочем, как и графика, сильно напоминающая современные системы BMW… Но лучше вторично и удобно, чем оригинально и как у Renault.
Тем более что Kia уже давно подсматривает эргономику как раз у «немцев» всех мастей, и Seltos тут не исключение. Единственная претензия прилетает к водительскому креслу: установлено оно высоковато, и даже я с ростом 178 сантиметров сижу ближе к потолку, чем хотел бы. Впрочем, диапазоны остальных регулировок вполне достаточны, причём на старших версиях Селтоса оба передних сиденья оснащаются электроприводами, подогревом и… вентиляцией! Вот вам и бюджетник.
Про комплектации вообще требуется отдельный абзац. Топовый кроссовер оснащается цветным проекционным дисплеем (пусть в виде выдвижного стёклышка), адаптивным круиз-контролем, беспроводной зарядкой телефона, системой контроля мёртвых зон, функцией удержания в полосе, акустикой Bose с сабвуфером, фоновой пульсирующей подсветкой салона (как у Soul) и прочими плюшками, которые мы никак не ожидаем от подобного автомобиля.
И весь этот «жир» так густо покрывает салоны тестовых Селтосов, что поначалу даже не замечаешь, на что он намазан.
А намазан он на абсолютно стандартный, серый, жёсткий, дешёвый бюджетный пластик, из которого изготовлено всё, что не покрыто «рояльным лаком» или кожзамом. Логично. Да и в Аркане (простите, но без неё никак) — то же самое. Но при столь нарядном дизайне и таком обилии функций чувствуешь себя слегка обманутым. А потом заглядываешь в багажник — и окончательно понимаешь, что чудес не бывает. Благодаря габаритам он большой – 498 литров против 402 у Креты, но никакого обустройства вы тут не найдёте. Ворс, лампочка, одинокий крючок, регулируемый по высоте фальшпол, да голое подполье, в котором на тестовых машинах то лежит докатка, то нет.
Чисто визуально всё выглядит так, будто на российских версиях пол можно приподнять буквально на сантиметр и под него уже влезет нормальная запаска, а заодно спинки второго ряда начнут складываться в ровную площадку... Эти самые спинки регулируются по углу наклона, есть двухступенчатый обогрев дивана, дефлекторы вентиляции, подлокотник, подстаканники и USB-порт, так что минимальный сервис для задних пассажиров соблюдается. Запаса места по всем направлениям заметно больше, чем в Аркане, но примерно столько же, сколько в Крете: кажется, по большей части прибавка габаритов ушла в трюм.
Но в целом стоящий на месте корейский Seltos производит очень достойное впечатление. А про езду говорить пока не имеет никакого смысла.
Дело в том, что версия, которая была доступна для теста, российскому рынку абсолютно неинтересна: по пути на калининградский Автотор локализованные машины получат новые пружины и амортизаторы, а заодно наверняка потеряют предложенный нам для поездки тандем двигателя и трансмиссии —
Да и жалеть нечего: пусть по паспорту такой Seltos едет до сотни за неплохие 8,1 секунды, но огонька в характере мотора не сыскать, а коробка по-прежнему слишком боится за свои сцепления и расстраивает задержками при старте с места и попытках резко ускориться в потоке. Так что чёрт с ней, с современной и дорогой техникой: вероятнее всего, мы получим уже анонсированные для Селтоса
Впрочем, это лишь предварительные прикидки: российский офис Kia ещё не до конца определился со спецификациями. Возможно, двухлитровые машины сохранят новый вариатор, который предлагается в Корее. Возможно, всё-таки будет турбоэксперимент, чтобы потягаться с каким-нибудь наддувным Geely Atlas. Эти вопросы пока открыты, а времени на их решение предостаточно: российские продажи Селтоса начнутся только в следующем году, и вряд ли раньше весны.
А значит, у инженеров есть все возможности, чтобы исправить главный косяк корейской версии — никудышную подвеску. Она и трясёт, и зудит, и пинается на крупных неровностях, и пропускает чувствительные удары — неприятный дрябло-жёсткий коктейль, особенно на красивых
Короче, адаптируют — обязательно поездим. И тогда же оценим управляемость, ведь она неизбежно поменяется вслед за доработками подвески, да и судить о ней на коротком корейском тесте было просто негде: те два куска асфальта, что были похожи на нормальные повороты, Seltos прошёл… нормально. С адекватным усилием на руле, без особых кренов, выскальзываний и прочих закидонов, но если вам позарез нужно знать нюансы — ждите российских версий вместе с нами.
Основная интрига, естественно, будет связана с прайс-листами: сколько фарша и почём. Пока что российские маркетологи твёрдо намерены сохранить если не всё доступное оснащение, то, по крайней мере, большую его часть. И если топовая версия со всеми свистелками уложится, скажем, в 1,6–1,7 миллиона рублей, то… её всё равно мало кто будет покупать. Но это вполне может стать ещё одним шагом к вытеснению с российского рынка обычных кроссоверов, которые сейчас выглядят абсолютно непотопляемыми. Звучит чересчур драматично? Focus, Cruze и даже Peugeot 206 тоже считали себя бессмертными.