Версия два ноль. Пять вопросов к мощному Exeed TXL после первого теста

Капсула времени. Все плюсы и минусы экспедиционного УАЗ Хантер: подробный тест
Тесты

Юрий Урюков

Собиратели автомобильных редкостей называют «капсулами времени» старые машины, которые по счастливой случайности дошли до наших дней в идеальном состоянии — как с завода. Но ульяновский вездеход в таком виде не нужно искать по дедовским гаражам: один из главных символов отечественного автопрома до сих пор можно просто купить у дилера, новым и с гарантией. Получив при этом полный спектр противоречивых эмоций от конструкции полувековой давности. Ведь за всё это время классический УАЗ радикально не менялся. Зато оброс внушительным набором модных внедорожных примочек. Но нужны ли они старине Хантеру?

УАЗ Хантер
1 395 000 — 1 685 000 ₽
Оценка: 2,78 из 5
Плюсы
  • Проходимость
  • Вместимость
  • Легальное внедорожное оборудование
Минусы
  • Примитивный салон
  • Высокая цена
  • Управляемость
Стоимость владения* в год при пробеге 17 500 км:
ОСАГО
19 924 ₽
КАСКО
77 700 ₽
ТО за год
8400 ₽
Транспортный налог
3510 ₽
Топливо
133 200 ₽
Итого
242 734 ₽

* Стоимость полисов и налог рассчитаны для водителя старше 22 лет и со стажем более 4 лет, проживающего в Москве

Армейско-колхозный УАЗ-469, сначала переименованный в 3151, а затем и в Хантер, встал на конвейер в далёком 1972 году, когда многих из нас ещё в проекте не было. И с тех пор эволюция утилитарного рамного внедорожника шла, мягко говоря, неспешно. Не сомневаемся, что фанаты культовой модели способны на спор перечислить сотню-другую мелких доработок, однако будем реалистами — по-настоящему серьёзные трансформации вездехода можно пересчитать по пальцам.

Появление жёсткого верха кузова, инжекторного мотора, импортной коробки передач, гидроусилителя руля, широких мостов, пружинной подвески и дисковых тормозов спереди (ещё и с АБС) — вот, пожалуй, самые важные события за все 50 лет истории ульяновской машины. Даже вазовская Нива развивалась активнее, обрастая плюс-минус современными средствами комфорта вроде кондиционера или электроприводов зеркал.


А Хантер прочно застрял в прошлом. Завод периодически бодрил спрос апдейтами декоративного плана, но в целом создавалось впечатление тихого доживания. Для продления легальной жизни Хантер даже пришлось формально перевести в категорию лёгкого грузового транспорта, наподобие нижегородской Газели, где некоторые требования помягче (например, не нужны подушки безопасности).

И вдруг в 2019 году ветеран заиграл новыми яркими красками: по примеру Патриота ульяновцы добавили в линейку Хантера нарядную спецверсию для джиперов. Экспедиционный вариант с конвейера получил немало полезного — а, главное, сертифицированного! — оборудования, которое поклонникам внедорожных утех раньше приходилось ставить на стороне, рискуя получить штраф и лишиться регистрации. Кроме того, сочетание жизнерадостного оранжевого кузова с брутальными элементами типа силовых бамперов (тоже легальных) и «зубастых» колёс здорово преобразило облик автомобиля. Вслед древнему УАЗу стали оборачиваться, с ним просят сфотографироваться!

1/4

Экспедиционные Хантеры красят только в такой оранжевый неметаллик

С учётом кризиса, санкций и жёсткого дефицита электронных компонентов в индустрии вторая молодость аналогового Хантера оказалась вдвойне кстати, несмотря на скакнувшую почти до 1,7 миллиона цену. Мы решили познакомиться с ветераном в экспедиционном прикиде подробнее — быть может, ульяновскому вездеходу ещё рано на пенсию?

Интерьер

Понять и принять Хантер способен лишь тот, у кого свидания с классическим УАЗом уже случались. Иначе это будет культурный шок, способный полностью обнулить представления о стандартах эргономики в автопроме! Квест начинается с подбора правильного ключа, а их три: для зажигания, от верхней створки багажника и для дверных замков. Первый ещё легко опознать, два других придётся научиться различать. Иначе никак — брелока с кнопками у Хантера нет.

Внутрь приходится не заходить — протискиваться, ныряя в узкий и низкий проём. Мягкое сиденье обёрнуто влагоотталкивающей тканью, но иных удобств и массы регулировок в нём не ищите. Подсказка: кнопка механизма продольной регулировки расположена справа и чуть сзади, в районе замка ремня безопасности. Хотя далеко отодвинуться всё равно не выйдет, и рослый водитель обречён сидеть с поджатыми ногами. Слегка скорректировать посадку можно лишь наклоном спинки, поскольку руль закреплён намертво, смещён в сторону и стоит под углом.

Передней панели в привычном понимании нет — пластиковый декор заменяет поперечная стальная балка кузова, центр которой украшает россыпь круглых приборов советского образца. В них есть своя грубоватая эстетика, вот только водителю относительно хорошо видны лишь вспомогательные указатели: уровня топлива, напряжения в бортсети, давления масла в двигателе и температуры антифриза. Спидометр, с единственным на весь УАЗ электронным микродисплеем одометра, перекрыт ободом «баранки».

1/10

Добро пожаловать в семидесятые прошлого века. Аскетичную обстановку внутри УАЗа скрашивает лишь яркий цвет кузовного металла. Проблему организации пространства отчасти снимает потолочная консоль из списка заводских аксессуаров с однодиновым слотом под магнитолу, местами под динамики и парой открытых полок

Практичность

У пассажиров с посадкой на второй ряд тоже проблемы, ведь двери одного борта у Хантера унифицированы. И обстановка сзади похожая — шаром покати. С удивлением обнаруживаешь, что части спинки плоского дивана имеют регулировку по наклону. А если повозиться — раскладываются в спальное место. Но на этом приятные удобства (да и вообще удобства) заканчиваются: разместились под крышей на плоской лавке — уже хорошо!

Впечатление об УАЗе меняется, если сантиметры важнее количества опций — внутри очень просторно. Со скрипом протиснувшись в кузов, охотники или рыбаки в зимних тулупах, тёща с тестем с рассадой и собачкой разместятся уже без тесноты. Детям совсем раздолье — хоть мяч гоняй. И пусть не покидает ощущение, будто едешь в багажнике, зато ноги вытянуть можно. Не салон, а маломерная квартира!

1/6

Скобы Isofix да регулировка частей спинки по углу наклона — вот и все фишки второго ряда сидений Хантера. Зато здесь очень просторно

Багажник вездехода скроен примерно по тому же принципу. В своё время в грузовом отсеке УАЗа монтировали откидные стульчики для пассажиров — легко представить запас пространства. Однако теперь организовывать эти литры в полезный объём владелец должен самостоятельно: одни придумывают полки, другие устанавливают самопальные ящики. Сам автозавод о такелажных петлях, сетках и крючках не позаботился.

Впрочем, эпичная процедура доступа отбивает желание пользоваться багажником регулярно. Выдернуть чеку и разомкнуть фиксатор, отвести в сторону кронштейн увесистой запаски (спасибо пневмоупору за помощь), отпереть ключом и открыть верхнюю створку, повернуть тугой рычаг и откинуть борт — пока возишься, рискуешь забыть, что хотел сделать. А ведь потом надо всё закрыть в обратном порядке, проявив ловкость и не прищемив пальцы. Поэтому не слишком громоздкие вещи внутрь экспедиционного Хантера проще закидывать через боковые двери.

Техника и надёжность

Конструктивно Хантер не сложнее иных наборов Lego Technic. В основе машины — лонжеронная рама, к которой крепятся и кузов, и расположенный продольно силовой агрегат, и остальные важные узлы. Подвески зависимые: передняя пружинная, задняя рессорная. Полный привод типа парт-тайм, с жёстким подключением переднего моста и понижающей передачей 1.94 в раздаточной коробке. В отличие от Патриота, «автомат» не предусмотрен.

Единственный доступный для экспедиционного Хантера двигатель — бензиновый четырёхцилиндровый атмосферник ЗМЗ-40906, который при рабочем объёме 2,7 литра развивает 135 л.с. и 217 Н·м. Противоречивый мотор! С одной стороны, отдельные экземпляры выхаживают по 150 000 — 200 000 км без серьёзного ремонта. С другой, качество навесного оборудования и вообще запчастей так себе. Вдобавок владельцы жалуются на ненадёжный привод ГРМ, склонность к перегреву, прожорливость. Но зато отремонтировать УАЗ возьмутся едва ли не в любом придорожном сервисе. Для внедорожника — несомненный плюс.

Пятиступенчатая корейская «механика» Dymos T032 — пожалуй, самый надёжный агрегат Хантера. Работает исправно, грязи и холодов не боится. Чего не скажешь о прочих компонентах трансмиссии и ходовой. Есть жалобы и на неразрезные мосты типа «Спайсер» с главными парами 4.625 (особенно на ступицы и шкворни), и на двухступенчатую раздатку, и на амортизаторы — да почти на всё! Правда, критические механические поломки случаются в основном у доработанных машин и при выездах на особо жёсткое бездорожье. Так что владельцу экспедиционного УАЗа на больших колёсах, дополнительно нагружающих узлы автомобиля, следует штурмовать сложные участки осмотрительнее.

Ну а злейший враг Хантера — коррозия. Окрашен УАЗ откровенно небрежно, краска отслаивается даже на новых машинах с минимальным пробегом. А голый металл, похоже, даже не пытается противостоять ржавчине и гниёт слишком активно. Бороться с этим врождённым дефектом сложно, но как минимум добротный антикор рамы и скрытых полостей сделать полезно.

Езда

Опыт показывает, что одинаковые внешне Хантеры могут вести себя на твёрдой дороге по-разному. И закономерностей не прослеживается — зависит, видимо, от комплектующих, рабочей смены завода и десятка других малоизвестных факторов. Нам попадались ульяновские внедорожники как с более-менее адекватной для такого конструктива рулёжкой, так и откровенно провальные экземпляры, не желающие стоять на прямой даже на детских скоростях.

Тестовый экспедиционный вариант — нечто среднее. Пока трасса ровная — едет терпимо. Но колеи и неровности заставляют оранжевый Хантер шататься по полосе, распугивая окружающих и изрядно нервируя водителя. Подруливать бесполезно — будет ещё хуже. Остаётся держать «баранку» ровно и надеяться на лучшее. Впрочем, не исключено, что с асфальтовыми шинами Хантер поедет более предсказуемо, но зачем такие нужны на бездорожье?

Повороты — отдельная история. По городу маневрировать на УАЗе даже в чём-то приятно: обзорность с высоты достойная, габариты угловатого кузова хорошо видны, мощный гидроусилитель не требует развитой мускулатуры. А главное — Хантер послушно едет куда попросят. Однако чем дальше стрелка спидометра отклоняется вправо, тем сложнее держать вездеход под контролем.

Почти двухтонная машина нехотя встаёт на дугу, сильно кренится и при этом норовит внезапно довернуть либо, наоборот, распрямить траекторию. Так что загружать корзину на крыше следует с опаской — громоздким вещам там точно не место.

Хантер всем своим существом противится выезду на шоссе. Уже с 80 км/ч мясистые покрышки распускают по машине вибрации, а ближе к сотне кабина наполняется нестерпимой какофонией — вокруг что-то воет, свистит, стучит и скрипит с переменной тональностью. Пол раскаляется, заставляя заменяющее коврики резиновое покрытие источать характерный запах. Вдобавок набегающий поток прижимает боковые зеркала к кузову и наклоняет их вниз. Впрочем, к тому моменту от тряски в них уже всё равно ничего рассмотреть нельзя…

При этом вялым УАЗ не назовёшь. Движок энергично тянет машину, пятиступенчатая «механика» образцово чётко щёлкает передачами — до тех самых 80–100 км/ч из потока не выпадаешь и только на обгонах понимаешь, что запаса под правой педалью уже не остаётся. Максималка — всего 130 км/ч. Но это уже откровенный экстрим с учётом тугих тормозов и неравномерно прихватывающих механизмов. Так что держите дистанцию: быстро осадить Хантер не выйдет.

Получается некоторый парадокс: названный экспедиционным Хантер для дальних вояжей, по факту, подходит мало. Путешествовать на антикварном вездеходе крайне утомительно физически и вдобавок накладно. Средний практический расход 92-го бензина в нашем случае составил немалые 16,5 л/100 км. И не забудем про мороку с заправкой двух топливных баков, горловины которых расположены на разных бортах.

В общем, на шоссе УАЗ — это проверка нервной системы на стрессоустойчивость. Но желание отправить Хантер на свалку пропадает ровно в тот момент, когда под колёсами исчезает асфальт. Теперь главное — крепче держаться, поскольку на ухабах внедорожник лихо подпрыгивает и козлит задним мостом на дубовых рессорах. Зато к энергоёмкости ходовой и особенно к проходимости вопросов нет — в этой области УАЗ традиционно очень силён.

В дополнение к базовым навыкам экспедиционная модификация Хантера получила с завода необходимый минимум специального оснащения для поездок в самые дикие места. При правильном выборе давления породистые покрышки BF Goodrich All-Terrain T/A K02 размерности 235/85 R16 уверенно гребут в грязи, песке и по камням. Силовые бамперы не боятся контактов с деревьями и грунтом. Уязвимые поперечные рулевые тяги прикрыты могучей трубчатой защитой. Принудительная блокировка заднего межколёсного дифференциала от фирмы Eaton снимает проблему диагонального вывешивания. А лебёдка RedBTR позволяет не искать помощи на стороне, даже когда кажется, что всё пропало.

1/7

Экспедиционный Хантер впечатляет геометрической проходимостью: при клиренсе 241 мм углы въезда/съезда составляют 50 и 39 градусов соответственно! Допустимая глубина брода — полметра, а с подготовкой — до 0,7 метра. Технические характеристики уверяют, что внедорожные примочки увеличили массу УАЗа всего на 80 кг

Для полного счастья не хватает лишь шноркеля да мощного современного света — штатные круглые галогенки советского образца с трудом разгоняют темноту. Но и без этого Хантер впечатляет своим отношением к бездорожью. Не автомобиль — трактор: задал направление, врубил понижайку с блокировкой (действует до 30 км/ч), а дальше остаётся только самому не наломать дров, ведь электронных помощников УАЗ не предлагает. Хороший стимул развивать водительские навыки, приближаясь к вершинам джиперского мастерства.

Так незаметно злость и ненависть трансформируются в любовь и уважение к весьма способной машине.

Оснащение

Несмотря на то что цены на новые автомобили меняются каждый день, мы продолжаем указывать официальную стоимость машин на момент публикации — для того, чтобы уточнить их позиционирование в сегменте, а также на фоне конкурентов.

Экспедиционный Хантер — флагман линейки, вобравший в себя все немногочисленные фишки, в теории доступные для заслуженной модели. Помимо фирменного оранжевого колера, импортных шин, силового обвеса, лебёдки, задней блокировки, фаркопа и багажника на крыше, это, например, подогрев передних сидений. Пару лет назад такой внедорожник называли «УАЗом за миллион», но с тех пор цена сильно выросла — сейчас за продвинутую модификацию просят 1 685 000 рублей.

Обычные Хантеры заметно дешевле, хотя и их не назвать доступными. Вариантов всего два: «Классик» за 1 400 000 рублей будет лишён внедорожных примочек, а «Классик Fleet» за 1 395 000 рублей вдобавок не имеет системы АБС. Зато для обеих версий за доплату в 48 000 рублей доступна принудительная блокировка заднего межколёсного дифференциала. Краска «металлик» стоит 14 000 рублей. Этим список опций и исчерпывается.

Конкуренты

1/4

Lada Niva Legend

Ещё один культовый российский внедорожник серьёзно уступает экспедиционному Хантеру в размерах и вместимости, имеет несущий кузов и постоянный полный привод, однако стоит в два раза дешевле: от 818 900 рублей за трёхдверную версию. Пятидверка дороже минимум на 100 000, а лифтованная спецверсия Bronto с межколёсными самоблоками оценивается не меньше чем в 1 134 900 рублей

Вывод

Безжалостная эволюция загоняет УАЗ в рыночный тупик. Военным Хантер уже не нужен, а спасатели и геологи тоже всё чаще присматривают более современные и удобные модели вроде того же Патриота. Для селян классический ульяновский внедорожник теперь дороговат, а брать такую грубую машину горожанину — всё равно что добровольно подписаться на ежедневные изнуряющие тренировки с утяжелением.

Остаются ещё профессионалы офроуда, способные оценить великолепную проходимость Хантера. Однако для заготовки под спорт или серьёзный экспедиционный проект логичнее поискать исходник попроще и подешевле, чтобы не переделывать за другими, а сразу вложиться по полной в развитие нужных под конкретную задачу навыков. Ведь универсальными решениями в таких делах обычно не обойтись.

Вот и получается, что экспедиционный Хантер постучался в единственную оставшуюся дверь, где живёт обеспеченный петролхэд, ищущий острых ощущений — харизматичную машину выходного дня для приключений вне асфальта. Неудобства примитивного салона и сложности с управлением в таком случае становятся лишь антуражем геройского имиджа, а пакет заводской подготовки — хорошим подспорьем в экономии времени и денег, чтобы не разбираться и не возиться с тюнингом. В этом случае УАЗ выглядит как стильный фан-кар по-русски, которому в его 50 лет всё ещё хватает и харизмы, и задора.


Хантер Экспедиция или другой суровый внедорожник?

Характеристики УАЗ Hunter
  • Комплектация

    315195 2.7 MT (135 л.с.) 4WD
  • Двигатель

    2.7 / 135 л.с / бензин
  • Коробка передач

    Механическая
  • Привод

    Полный
  • Кузов

    Внедорожник 5 дв.
  • Разгон до 100 км/ч

    13.2

УАЗ Hunter на Авто.ру


Фото: Вячеслав Крылов

Почитать ещё