Можно ли ездить без дневных ходовых огней и законна ли их самостоятельная установка? Отвечает юрист

Как ввезти машину из Германии самостоятельно: список обязательных шагов и сколько это стоит

Разбор

Команда Авто.ру

Комменты

Дилерские запасы машин стремительно тают, параллельный импорт буксует, а цены, как следствие дефицита, устремились «в космос». В том числе и на вторичном рынке. Но выгодно приобрести автомобиль сегодня всё-таки можно — если привезти его из Европы! Как это сделать и какие сложности ожидают будущего владельца на этом пути, рассказывает ведущий YouTube-канала Авто.ру и опытный перегонщик Кирилл Чернов, которого многие знают под ником АвтоРЕВИЗОРРО.

В чём сложность перегона из-за границы

Сегодня основной поток подержанных машин из Европы идёт в Россию через фирмы, профессионально занимающиеся автоподбором. Но примерить на себя роль перегонщика и сэкономить заметную сумму может любой желающий — надо только располагать временем и знать правильный порядок действий. А нюансов в этом деле действительно хватает, причём связаны они не столько с выбором автомобиля, сколько с бюрократией по обе стороны границы.

Просто так отправиться в условную Германию, выбрать там подходящую машину и вернуться на ней домой не получится. При ввозе легковушки (о комтрансе разговор отдельный) физическим лицом российское таможенное законодательство требует от него заранее и полностью (!) оплатить пошлину и оформить необходимые бумаги на конкретный экземпляр! То есть нужно сначала купить за рубежом автомобиль, затем подготовить на него документы в России, а потом уже с их оригиналами на руках въезжать в страну. Причём закон требует предварительно указать не только данные машины, но также место и время пересечения ею государственной границы России.

В итоге ситуация диктует два сценария. Либо дважды съездить в Германию — первый раз для покупки, а после для перегона автомобиля, изрядно раскошелившись на дорогу и потратив много времени. Либо приобрести машину дистанционно — с привлечением местных подборщиков или самостоятельно, исключительно по фотографиям и описанию в интернете. Девять из десяти российских покупателей выбирают второй вариант — более рискованный, но и куда менее затратный.

Как удалённо выбрать автомобиль в Германии 

Самый удобный вариант дистанционного поиска — изучение объявлений на сайте mobile.de, у которого есть, в числе прочих, и русскоязычная версия. Причём машины на нём продают не только германские, но и из других европейских стран.

При поиске подходящего экземпляра сразу задавайте в фильтре возраст автомобиля от трёх до пяти лет, иначе затея лишена смысла — только в этом диапазоне российская таможенная пошлина не перекроет возможную выгоду такой покупки.

Во многих объявлениях указаны две цены — нетто и брутто. Это автомобили, из стоимости которых можно выделить 19-процентный НДС (он же Mehrwertsteuer, Mwst, или «штоер») — по аналогии с шоппингом по системе Tax Free. Заплатить при покупке в любом случае придётся полную сумму, однако после вывоза машины за пределы Евросоюза НДС можно вернуть, если правильно оформить документы. О них — чуть позже.

Понятно, что покупка такой машины выгоднее, но торгуют ими исключительно автосалоны — продавец-частник вернуть вам НДС не сможет. Проблема в том, что в текущей ситуации не каждая фирма в принципе готова работать с россиянами, многие опасаются санкций. Например, недавно Кириллу отказали в продаже двух автомобилей, и только третий из дилеров согласился сотрудничать.

Поэтому, присмотрев объявление, прежде всего свяжитесь с продавцом и уточните возможность экспорта машины в РФ. Задать вопрос можно через форму обратной связи на сайте mobile.de или по телефону автосалона. Лучше с этим не затягивать: выгодные предложения расходятся очень быстро. А вот языковой барьер обычно не проблема: в большинстве автоцентров говорят по-английски, часто встречаются и русскоговорящие менеджеры.

Что ещё спросить у консультанта? Актуально ли объявление: машина может оказаться уже забронированной другим покупателем. Вернут ли НДС: не всякий продавец готов заниматься этой процедурой.

Уточните дату производства автомобиля, поскольку в объявлении обычно указывают первую постановку на учёт. И по факту экземпляр может оказаться старше, чем вы думаете, — есть риск вместо покупки выгодной пятилетки попасть на дорогую растаможку.

Если с этим порядок, поинтересуйтесь состоянием автомобиля, узнайте, бывал ли он в авариях, какие кузовные работы зафиксированы в истории. А главное — выясните возможные способы оплаты. Перевести деньги из России прямо на счёт продавца сейчас вряд ли получится, поэтому лучше ориентироваться на оплату наличными. В случае с поиском недорогой модели это самый надёжный вариант. Возможно, дилер подскажет и какую-то альтернативную схему, устраивающую обе стороны.

Как проверить машину дистанционно

Есть мнение, что автомобили в наилучшем состоянии предлагают в рамках фирменных программ вроде BMW Premium Selection или Das WeltAuto у Фольксвагена. В теории, для получения такого статуса машина должна пройти самые тщательные проверки и строгий отбор. Увы, по факту сегодня всё не так хорошо. Например, Кирилл встретил в Германии Volkswagen с табличкой Das WeltAuto, кое-как восстановленный после ДТП.

Имейте в виду, аварийное прошлое и кузовной ремонт, по немецким понятиям, не тождественные вещи. В частности, автомобиль может быть целиком перекрашен после бомбардировки градинами, однако во всех отчётах считаться битым не будет. С толщиномером в Германии знакомы слабо, поэтому разумнее ориентироваться на стоимость восстановления — продавцы охотно делятся такой информацией. Если на приведение машины в порядок было потрачено меньше 5000 евро, скорее всего, ничего страшного с ней не произошло.

Удобно, когда среди знакомых имеется человек с доступом к дилерской базе данных. Тогда можно пробить машину по VIN-коду на предмет истории обслуживания. Если нет, остаётся надеяться на сервисы, подобные нашим Отчётам Авто.ру, — например, Сarvertical. Однако учтите: в Германии они работают криво и полной информации дать не могут. Но для общей оценки ситуации подойдут.

Ну и, конечно, внимательно изучайте фотографии в объявлении. Порой и по картинкам становится очевидно: с машиной что-то не так. Хотя изображений может и не быть. Для Германии это типичная история: продавцы торопятся разместить объявление, а уже потом снимают лот во всех деталях.

Если покупать автомобиль «по фото» страшно, в Германии можно найти специалистов (в том числе русскоговорящих), предлагающих за 500–700 евро услугу выездной диагностики. Можно потратиться, если не жалко при неудачном раскладе отдать такую сумму впустую. Но часто местные спецы проверяют подержанные автомобили кое-как, слишком поверхностно и пропускают даже самые очевидные косяки.

И напоследок, полезный лайфхак в работе с mobile.de: не стоит изучать сайт по ночам — зря потратите время. Его модераторы работают строго с 8 утра до 18 вечера и дело своё знают. Но в другие часы на сайт просачиваются фейковые предложения вроде «свежий BMW X7 за 30 000 евро».

Как совершить сделку, не выезжая из России

Автомобиль устраивает, нюансы оплаты обговорили? Теперь нужно заключить договор купли-продажи (он же Rechnung, Invoice). Дилер оформит бумаги дистанционно, для этого продавцу потребуются от вас копия паспорта и адрес регистрации с почтовым индексом — разумеется, «прописку» указывайте латинскими буквами.

Важный момент — вносите в купчую те сведения, которые затем используете при оформлении машины в России и получении ПТС. Иначе у нашей таможни возникнут вопросы.

Выглядеть договор купли-продажи может по-разному. Крупные автосалоны выдают объёмный документ на десяток страниц с подробным описанием комплектации машины, замеченных недостатков и способа оплаты. Мелкие фирмы зачастую ограничиваются единственным листом, где из полезного — разве что VIN-номер. Но в любом случае после подписания купчей автомобиль надо забрать, иначе дилер имеет право взыскать с вас неустойку в размере до 15 процентов от суммы сделки. Конечно, если только отказ не вызван вновь обнаруженными недочётами машины.

Чтобы приглянувшийся экземпляр вас дождался, придётся его забронировать, оплатив хотя бы 1000 евро. Передают задаток разными способами, например, через находящегося в Германии знакомого. Но вообще, заинтересованный в сотрудничестве дилер обычно сам подсказывает пригодную для конкретно вашей ситуации схему.

И не забудьте попросить копию немецкого техпаспорта (он называется Brief) на автомобиль — она вам скоро понадобится.

Что нужно сделать в России перед выездом

Машина выбрана, забронирована, продавец в Германии ждёт вашего приезда. Теперь пора внести таможенный депозит. То есть заранее оплатить российскую пошлину, чтобы купленный автомобиль пропустили через границу РФ. Сделать это нужно на таможенном посту по месту вашей постоянной либо временной регистрации. Например, в московском регионе нужные отделения ведомства расположены в Домодедово и Зеленограде.

Для легковых автомобилей возрастом от трёх до пяти лет размер пошлины определяют, исходя из рабочего объёма двигателя — на сайте таможни есть удобный калькулятор. Сумма рассчитывается в евро, однако оплачивается в рублях по курсу ЦБ на день оформления. Поэтому лучше положить деньги на депозит с небольшим запасом, ведь если хотя бы одной копейки при обмене валюты не хватит, придётся повторять процедуру. А за это время курс снова изменится.

Перечисление надо делать с российского рублёвого счёта. Крайне важно не ошибиться в реквизитах таможни, иначе деньги уйдут неизвестно куда и зависнут там надолго. Самое надёжное — взять образец платёжки на таможенном посте. Или воспользоваться кассой банка прямо на месте, если агентская комиссия в 2 процента от суммы пошлины не смущает.

Оформляют депозит по двум заявлениям, образцы которых представлены на информационном стенде в здании таможни. Бумаги составляют от имени того человека, кто будет вписан в ПТС и на кого продавец в Германии выпишет купчую. Из документов потребуются: паспорт, ИНН, платёжка и копия немецкого техпаспорта (Brief). В том случае, если автомобиль в Россию доставит сторонний перегонщик, попросят ещё и нотариальную доверенность. А при ввозе какой-нибудь экзотики иногда нужно показать ответ на официальный запрос о дате производства.

На этом этапе придётся окончательно определиться — кто повезёт машину и через какой пограничный пропускной пункт. Дальше информацию отправят именно туда, поменять что-либо уже не получится. И учтите, иностранцы к российским доверенностям относятся крайне подозрительно, поэтому оптимальный вариант — всё же ехать самому. Оригиналы таможенных документов (расписка и гарантийный сертификат) забираем с собой в Германию, без них в Россию автомобиль не пустят.

Важный момент: при оформлении машины в РФ пошлину ещё раз пересчитают по актуальному банковскому курсу. А дальше по ситуации — либо вернут разницу, либо вам нужно будет доплатить, если депозита не хватит.

Как забрать машину в Германии

Оптимальный способ добраться до немецкого дилера — самолёт. Прямое авиасообщение России с Европой сейчас закрыто, но попасть туда через третьи страны никто не мешает. Только заранее изучите ковидные ограничения по маршруту — кое-где они ещё действуют. 

Если собираетесь расплатиться с продавцом наличными, придётся почитать и таможенные правила, в том числе и страны, через которую вы летите. Не исключено, что деньги нужно будет задекларировать. К примеру, лимит ввоза в Евросоюз — 10 000 евро. Альтернативный вариант: отправиться за автомобилем с друзьями, разделив капитал на доли, допустимые для прохода через «зелёный коридор». Повезло тем, кто имеет карточку международной платёжной системы, выданную нероссийским банком, — тогда часть суммы можно снять на месте в банкомате.

На границе ЕС, как правило, ничего необычного не спрашивают и не проверяют, но бронь гостиницы и купчую рекомендуем на всякий случай иметь под рукой. И, разумеется, для посещения Германии необходима шенгенская виза — в России их продолжают выдавать, закладывайте на оформление 2–3 недели.

Чтобы забрать машину у дилера, нужны немецкие транзитные номера. В 80 процентов случаев с их получением поможет сам продавец. Доплатить за такую услугу имеет смысл, поскольку в противном случае процесс рискует обернуться долгими хлопотами, потерей времени и нервов. Особенно если у автомобиля не окажется действующего техосмотра — сертификата TUV.

1/3

Купчие от разных дилеров и «большой» Brief 

В Германии выдают транзиты только в специальных отделениях (Zulassung) и исключительно по предварительной электронной записи. Очередь легко может растянуться на несколько недель. А самое главное — вам понадобится поручитель из местных, готовый в случае чего погасить штрафы.

Поэтому, если уж решили действовать самостоятельно, загляните в одну из контор по изготовлению номеров — их обычно хватает вокруг крупных отделов Zulassung. Там, как правило, говорят по-русски и готовы уладить проблему за один день без вашего присутствия и без машины. На первый раз рекомендуем заказать таблички с красной полосой (бывают ещё с жёлтой) — они чуть дороже, зато действуют дольше и подходят на все случаи жизни.

Прикрутив к машине транзитные номера, отправляйтесь на немецкую таможню (Zoll), чтобы оформить так называемый «Аусфюр» (Ausfuhrbegleitdokument). Он понадобится для возврата НДС. Необходимые бумаги для этой процедуры также может подготовить продавец — попросите его заранее. Не получилось? Помогут те самые ребята из ларьков с госномерами или так называемые «экспедиции» — конторы, что занимаются экспортным документооборотом.

На самой таможне всё просто, часто сотрудники даже не осматривают автомобиль: подаёте паспорт и документы в окошко по указателю Ausfuhr и получаете взамен бумагу со штрих-кодом и буквами MRN в правом верхнем углу. 

Важно: планируйте поездку так, чтобы возможные визиты в местные организации не выпали на субботу и тем более воскресенье. Иначе вряд ли успеете оперативно провернуть бюрократические процедуры, придётся дополнительно тратиться на жильё и еду в ожидании рабочего понедельника.

Как вернуться на автомобиле домой

Комплект документов на обратную дорогу выглядит так:

  • Бумага с отметкой немецкой таможни (MRN) для возврата НДС.
  • Техпаспорты — Brief на маленьком (аналог нашего СТС) и большом (а-ля ПТС) листе: первый нужен для передвижения по Европе, второй понадобится на российской таможне.
  • Договор купли-продажи (Rechnung, Invoice) — лучше иметь его минимум в двух экземплярах, поскольку и таможня, и ГИБДД просят оригиналы.
  • Страховка с указанием стран, по которым собираетесь ехать транзитом.

 Дополнительно к автомобилю могут прилагаться и другие документы вроде сертификата вредных выбросов или подтверждения техосмотра (TUV) — они не обязательны, но для последующей перепродажи их стоит сохранить в качестве подтверждения истории машины.

Самый очевидный и недорогой путь домой из Германии — через Польшу. Однако там есть риск надолго застрять на границе. Паром в Финляндию тоже не лучший вариант: некомфортный и с риском жёсткого досмотра на причале наравне с дальнобойными «фурами». Тем, кто едет за машиной в первый раз, Кирилл рекомендует прокатиться живописной дорогой через Данию и Швецию, дальше морем из Стокгольма в Финляндию и затем своим ходом в Россию через пропускной пункт Торфяновка. 

Но учтите: зимой скандинавы требуют, чтобы машина была обута по сезону, а, например, поляки на такие нюансы не обращают внимания. Зато в Германии и Польше не найти стойких к серьёзным холодам дизельного топлива и омывающей жидкости (замерзают при минус 10–15 градусах), об этих нюансах придётся позаботиться ближе к Финляндии и России.

На выезде из Евросоюза обязательно просканируйте штрих-код MRN. На каждом КПП свои алгоритмы, так что ориентируйтесь на очереди за Tax Free и VAT — вам в то же окошко. Как только отметитесь, информация поступит продавцу, и он будет обязан вернуть НДС. Обычно на это уходит месяц-два. Загвоздка в том, что сегодня передать деньги в Россию дилер не сможет. Придётся искать способы, как эти средства вытащить из Евросоюза. В этой сфере работают посредники, однако гарантий при такой схеме никто не даст.

Следующий этап — оформление въезда в Россию. Чтобы избежать затруднений, рекомендуем предварительно изучить правила ввоза наличной валюты, алкоголя и прочего багажа. К примеру, велик соблазн прихватить с собой в Россию сезонный комплект шин. Но без лишних вопросов в Россию пропускают только колёса в сборе, если они укладываются в норматив 50 кг на каждого пассажира в машине. Иначе придётся заплатить дополнительную пошлину — по 4 евро за килограмм. Кроме того, официально запрещено вывозить из ЕС наличные евро, хотя обычно кошельки выезжающих не проверяют.

Нашим таможенникам следует показать оригиналы депозитных бумаг и получить на них печати. Также вам должны проштамповать бриф и купчую, а после — выдать транзитную декларацию. При удачном раскладе это займёт около часа. При неудачном — намного больше.

По приезду домой придётся снова посетить таможенный пост по месту регистрации (тот, куда вносили депозит) — для окончательного растаможивания автомобиля. Без этого получить ПТС и зарегистрировать автомобиль в РФ не получится. Обязательно сделайте это до даты, указанной в декларации, иначе машина надолго застрянет на складе временного хранения. И не забудьте захватить свой ИНН с оригиналом депозитной платёжки.

В нюансах растаможки на конкретном посту новичку разобраться сложно, а время не терпит. Поэтому логичнее обратиться к брокерам, которые за некоторую плату возьмут формальности на себя. Но в любом случае автомобиль продержат на таможне дня три. И это ещё не конец истории.

Очередной шаг — оформление сертификата безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) через аккредитованную лабораторию, очередь в которую растягивается на неделю-две. И ещё столько же надо закладывать на ожидание электронного ПТС — паспорт появится в личном кабинете на Госуслугах. Причём по закону всё это время перемещать автомобиль разрешено только на эвакуаторе. Однако гаишники за этим особо не следят, чем и пользуются перегонщики на свой страх и риск. 

Но финиш уже близко — имея электронный ПТС, можно ехать в ГИБДД ставить машину на учёт.

Сколько стоит перегон автомобиля из Германии 

Если возвращаться домой северным маршрутом через Финляндию, билеты на самолёт и паром, проживание, платные дороги, топливо и оформление электронного ПТС, но без выездной проверки машины перед покупкой в сумме обойдутся примерно в 5000–7000 евро (или 300–450 тыс. рублей по курсу). Обратный путь через Польшу позволит сэкономить. Но в любом случае смета справедлива, только когда поездка идёт по плану — на всякие неожиданности желательно сделать запас.

И всё равно по итогу, вероятно, вы окажетесь в жирном плюсе. Потому что по некоторым моделям разница в стоимости «у нас» и «у них» доходит до 100 процентов! Дело за малым — выделить свободное время на экспедицию и заранее продумать шаги. 


Готовы отправиться за машиной в Германию?


Почитать ещё