Надёжен ли рестайлинговый Hyundai Getz: все проблемы подержанного хэтчбека

Какое давление должно быть в шинах
Учебник

АННА КРИВОРУЧКО

Узнать, какое давление должно быть в шинах автомобиля, несложно. В современ­ных машинах оно указано на табличке прямо в проёме двери или на лючке бензобака. Но некоторые водители проверяют давление в покрышках всего дважды в год, во время сезонной замены колёс. Однако давление воздуха внутри покрышки — вещь непостоянная, и его надо регулярно контролировать. Рассказываем, как это сделать и почему контроль давления важен.

Каким прибором измеряют давление в колесе

Для определения давления, то есть силы, с которой газ или жидкость давит на единицу площади поверхности, нужны специальные приборы — манометры. Они используются в различных пневматических и гидравлических системах, поэтому и разновидностей таких приборов достаточно много. Компактные модели для автомобильных шин можно разделить по способу отображения данных на две категории.

  • Аналоговые. Такое устройство имеет круговую шкалу со стрелкой. Указатель приводится в движение рычагом, связанным со специальной трубкой или мембраной. При измерении трубка или мембрана деформируется под воздействием воздуха — чем выше давление, тем сильнее. После замера деформация исчезает, а стрелка возвращается в нулевое положение пружиной. Или вручную, после нажатия специальной кнопки.
  • Цифровые. Подобные приборы оснащены жидкокристаллическим дисплеем, на котором отображается значение измеренного давления. Чаще всего такие манометры мембранные.

Оба типа манометров достаточно точные, но погрешность цифрового обычно ниже. Показания с дисплея считывать тоже удобнее, но вот в прочности и неприхотливости аналоговый прибор точно выигрывает. Стрелочным измерителям не нужны батарейки, и с жёсткой эксплуатацией они справляются лучше.

Многие современные автомобили оснащены датчиками давления прямо с завода. В таком случае измерительный прибор вмонтирован в каждый диск: он передаёт данные по беспроводной связи, и показатели в реальном времени отображаются в соответствующем разделе меню бортового компьютера.

В качестве альтернативы современный рынок автоэлектроники предлагает множество неоригинальных систем. Они состоят из датчиков давления для каждого колеса и передают результаты измерений на отдельный приёмник. Тот представляет собой небольшую «коробочку» с экраном, на котором отображаются данные по каждому колесу. Прибор может питаться от бортовой сети через USB-разъём или прикуриватель. Ещё есть модели, работающие от батареек.

Кроме того, некоторые машины комплектуются системами «контроля давления», не измеряющими его непосредственно. Они ориентируются на данные с датчиков ABS, которые показывают скорость вращения каждого колеса. Когда давление в шине падает, меняется её диаметр, из-за чего возникает разность в скорости вращения колёс. По ней электроника может сигнализировать о проколе. Это тоже полезно, но с помощью такой системы узнать точное давление колёс невозможно.

В каких единицах измеряют давление

В международной системе измерений для давления существует специальная величина — Паскаль (Па). 1 Па = 1 Н/м2, но эта размерность у автопроизводителей практически не встречается. Американские компании часто используют psi (фунт/дюйм2), а европейским и японским концернам ближе бары (bar), имеющие ту же размерность, что и Паскали. 1 bar = 100 000 Па.

Больше привычная нашему слуху «атмосфера» (АТ) на шкале измерительных приборов вообще не фигурирует. Однако давление в 1 атмосферу примерно равно 1 бару, так что здесь никаким пересчётом заниматься не нужно. С американской системой измерений всё немного сложнее. Если округлить, то 1 psi = 1 bar / 14,5.

Для удобства мы собрали коэффициенты для пересчёта единиц измерения в таблицу.

barpsiАТ
1 bar-14,51
1 psi0,07-0,07
1 АТ114,2-

Каким должно быть давление в шинах

Оптимальное давление для каждой марки и модели автомобиля рассчитывается производителем исходя из множества параметров. Среди них:

  • Развесовка машины.
  • Особенности конструкции и настройки подвески.
  • Размерность штатно устанавливаемых колёс.
  • Возможности загрузки автомобиля.

Информация о допустимых значениях давления очень важна, поэтому её прописывают не только в инструкции, но и дублируют на технологических табличках. Чаще всего они расположены в проёме водительской двери или с внутренней стороны лючка бензобака. На них можно найти давление под разные режимы эксплуатации автомобиля.

Останется только выбрать подходящую строку и не перепутать систему измерений.

От чего зависит давление в шинах

Воздух имеет свойство расширяться и сжиматься в зависимости от температуры. Это приводит к тому, что в холодное время года давление в колёсах падает, а при потеплении — растёт. Помимо окружающей среды, на температуру колёс влияют также скорость и манера езды. Покрышки и воздух в них нагреваются от трения с дорогой, поэтому если измерить давление сразу после поездки, то результат будет завышен относительно средних значений.

Поэтому самое объективное и точное измерение давления — на «холодных» покрышках, до начала движения машины.

Исключением является только ситуация, когда автомобиль простоял достаточно времени в помещении, где температура существенно отличается от уличной. В таком случае нужно сделать поправку примерно на 0,2 bar. «Перекачивать» шины придётся, когда машина, например, ночует на тёплой парковке, а на улице мороз. «Недокачивать» лучше летом, если в гараже достаточно холодно.

Как и чем накачивать колёса

Для создания нужного давления воздуха внутри покрышки используют механический насос или электрический компрессор.

Самый простой насос — ножной. Он выглядит как баллон с «педалью» и встроенным аналоговым манометром. Меньше распространены ручные насосы, где поршень приводится в движение за счёт нажатия на рукоятку двумя руками.

Чтобы накачать колесо с помощью механического насоса, вам потребуется произвести следующие действия:

  • Открутить колпачок ниппеля на колесе.
  • Зафиксировать на ниппеле штуцер насоса.
  • Накачивать шины до тех пор, пока давление в них не достигнет рекомендованного значения или чуть выше — если при отсоединении насоса происходит кратковременный выход воздуха из шины.
  • Отсоединить насос.
  • Закрутить колпачок на ниппеле.

Процедура несложная, но из-за «привода» насоса достаточно длительная и трудозатратная.

Электрические компрессоры заметно облегчают процесс подкачки колёс. Мобильные приборы работают от 12-вольтовой сети автомобиля и обычно имеют два варианта подключения к машине: «крокодилы» на аккумуляторные клеммы или вилка, вставляющаяся в гнездо прикуривателя.

Порядок действий в этом случае схож:

  • Компрессор подключается к бортовой сети.
  • Штуцер крепится на ниппеле.
  • Включается подача воздуха.
  • По достижении нужного уровня давления компрессор выключают и отсоединяют от сети.

Как правило, механический и электрический насосы отличаются штуцерами. Первые делают  быстросъёмными — достаточно надеть штуцер на ниппель шины и повернуть рычажок. Механизм обжимает ниппель, за счёт чего достигается герметичность соединения, и заодно открывает обратный клапан ниппеля, облегчая закачку воздуха в шину.

Давление, развиваемое компрессором, будет выше, поэтому такое соединение считается недостаточно крепким. Обычно штуцеры электронасосов накручиваются на ниппель, это дольше, зато надёжнее.

Кроме того, автомобильным компрессором стоит пользоваться только при работающем двигателе. Во-первых, напряжение в бортовой сети будет выше, а значит, и электронасос будет качать лучше. А главное, при заглушенном моторе велика вероятность разряда аккумулятора: компрессор потребляет много электроэнергии.

Если это всё же случилось, вам помогут наши советы по «оживлению» автомобиля.

Что будет, если ездить с неправильным давлением

Шины — связующее звено между автомобилем и дорожным полотном. И их характеристики кардинально зависят от того, насколько они накачаны. Настройка всех систем «заточена» под определённое давление в покрышках. Поэтому ожидать привычной динамики, управляемости и тормозного пути можно только при поддержании рекомендованных производителем значений.

При этом нужно помнить, что колёсный диск в сборе с шиной не имеет абсолютной герметичности. Воздух может понемногу выходить из ниппеля, вдоль обода колеса и даже через микротрещины в резине. Так что проверять давление лучше перед каждой длинной поездкой и хотя бы раз в неделю в остальное время.

Если не следить за тем, что происходит с шинами, можно столкнуться с неприятными последствиями неправильного давления.

Недокачанные колёса:

  • Ухудшение реакций автомобиля на повороты руля.
  • Снижение курсовой устойчивости.
  • Повышенный расход топлива.
  • Ускоренный износ резины.
  • Риск разбортирования колеса в поворотах (при сильном падении давления).
  • Большая вероятность повредить диск при попадании колеса в яму.

Перекачанные колёса:

  • Снижение комфорта при езде.
  • Увеличение тормозного пути.
  • Ухудшение сцепных свойств шин.
  • Дополнительная нагрузка на элементы подвески, снижение их ресурса.

Впрочем, из всех правил бывают исключения. Снижение давления может помочь на бездорожье, прежде всего на сыпучих и мягких покрытиях — в песке, на снегу, в грязи. В таких условиях подспущенная покрышка будет практически «обволакивать» неровности, при этом не «закапываясь» в нестабильную почву.

Главным визуальным индикатором длительной езды с неправильным давлением является неравномерность износа протектора. На постоянно перекачанной резине сильнее стирается центральный участок, а на полуспущенной — внешняя и внутренняя часть «рисунка».

Итак, совсем коротко

  • – Давление шин измеряют с помощью манометра. Приборы для автомобилей чаще всего показывают его значение в bar или psi.

  • – Нормальные значения давления свои для каждого автомобиля. Они могут зависеть от размерности шин, загрузки машины и режимов движения. Нужное давление указывают в инструкции и дублируют на табличке в проёме двери или на лючке бензобака.

  • – Давление в автомобильных шинах надо регулярно проверять и при необходимости корректировать.

  • – При неправильно накачанных колёсах автомобиль хуже управляется, а сами шины изнашиваются быстрее.

Почитать ещё