Как устроен Android в машинах, какие бренды его используют и насколько он безопасен

Пять моделей, завод на 100 тысяч и мегазарядки: что такое российский бренд Evolute
Разбор

Иван Ананьев

Самый таинственный проект года приоткрыл двери: мы побывали на церемонии запуска завода Evolute в Липецкой области, узнали о том, какие автомобили там будут выпускать, и даже успели на них прокатиться.

Производство на заводе официально стартовало 28 сентября: губернатор области торжественно перерезал красную ленточку, чтобы собранный седан Evolute i-PRO мог выехать с «конвейера». Хотя это, скорее всего, был не первый собранный автомобиль — как минимум несколько машин были изготовлены раньше и даже принимали участие в московском велопараде.

Впрочем, полноценным производством это назвать пока сложно — сейчас на заводе ведётся отвёрточная сборка одной-единственной модели. Но в планах уже значится пять моделей разных ценовых сегментов.

Что такое Evolute и как появился целый завод

Подробно о новой российской марке мы рассказывали совсем недавно, но кратко напомним основные факты. Под брендом Evolute будут продаваться электрические (но не только!) автомобили, а выпускать их будут на заводе компании «Моторинвест», расположенном в деревне Гребёнкино Липецкой области.

В конце нулевых этот завод построила компания «Ирито» для производства внедорожников марки Great Wall, но в 2014 году она столкнулась с финансовыми проблемами, разорвала отношения с китайскими партнёрами, и производство было остановлено. Всего за несколько лет там было изготовлено почти 80 тыс. машин. С 2016 года на предприятии начали собирать автомобили марки Changan, но в 2019 году китайцы отказались от сотрудничества и решили завозить машины напрямую. Вплоть до лета 2022-го завод находился на консервации.

1/6

Предприятие рассчитано на производство полного цикла со сваркой и окраской кузовов, но сейчас огромные многоуровневые цеха пустуют. Оборудование здесь не новое, но исправное, а перед запуском полноценной сборки конвейер доукомплектуют роботами из Китая. Представители компании обещают, что цеха окраски и сварки заработают в 2023 году, а прямо сейчас речь идёт об отвёрточной сборке из машинокомплектов. Поэтому из анонсированных двух тысяч рабочих мест на заводе пока заняты только 150 человек — этого вполне хватает для досборки электрических седанов Evolute i-PRO.

Машины приезжают на завод в виде полусобранных кузовов без шасси, силового агрегата и батарей. На импровизированном конвейере вручную передвигают кузова, устанавливают двигатель и батарею, монтируют подвеску и задний бампер, дособирают салон. Потом в автомобиль заливают технические жидкости и, при необходимости, ставят автономный дизельный отопитель. После простой проверки машину выпускают на площадку готовой продукции — более серьёзные испытания, включая дождевальную камеру, пока не проводят.

1/5

Автомобили прибывают на завод без шасси, агрегатов и заднего бампера

Планируемый объём инвестиций — 13 миллиардов рублей. Завод уже подписал с государством специнвестконтракт сроком на 12 лет, в течение которых планируется полностью локализовать производство и научиться делать свои батареи и инверторы. К этому моменту в Липецке должно работать четыре производственные линии общей мощностью до 100 тыс. автомобилей в год. И речь может идти не только о марке Evolute, но и о контрактной сборке других автомобилей.

Что представляет собой первый седан

На официальном сайте марке сейчас заявлены три модели: седан i-PRO, кроссовер i-JOY и купе-кроссовер i-JET. Но последний если и начнут собирать в Липецке, то только в следующем году. А в 2022 вместо него «Моторинвест» начнёт собирать электрический минивэн Evolute i-VAN, которого на сайте пока нет.

Седан i-PRO производят уже сейчас — именно его машинокомплекты мы видели на производстве. Утверждается, что машиной активно интересуются таксопарки, и она может стать сравнительно недорогой электрической альтернативой нынешним Rio и Солярисам. По сути, это китайский Dongfeng Aeolus E70, который выпускается ещё с 2017 года. И возраст чувствуется — внешность машины трудно назвать актуальной. Салон выглядит интереснее, и места в нём при габаритной длине 4,68 м хоть отбавляй. Материалы простенькие, и к качеству подгонки панелей при желании придраться можно.

1/10

Электромотор развивает 150 л.с. (260 Нм) и приводит только передние колёса. Под полом расположена литий-металгидридная батарея ёмкостью 53 кВт·ч, которая обеспечивает до 420 км хода по условному китайскому циклу NEDC. Представители компании утверждают, что в реальных условиях дальность хода доходит до 390 км — при дневных пробегах такси около 250 км такого запаса должно хватить даже зимой. Условно медленная зарядка переменным током займёт 8,5 часа, а от фирменной станции можно пополнить 80% заряда всего за 36 минут.

С точки зрения водителя машина почти ничем не удивляет: тут привычная посадка (не хватает разве что регулировки руля по вылету), обычные органы управления и приятный линейный разгон («сотню» i-PRO набирает за 9,5 с). Небольшие неровности машина проглатывает неплохо, рулится понятно, замедляется адекватно — ничего особенного. Непонятно, правда, что почему не убрали центральный тоннель в задней части, и почему багажник так сильно заужен в районе колёсных арок. Заявленный объём отсека — 504 литра, но задний диван тут не складывается. Плюс общее ощущение дешевизны…

1/11

Салон i-PRO выглядит оригинально, но собран из простых материалов и местами небрежно

А ведь стоит такая машина 2 990 000 рублей! Правда, говоря о ценах, представители завода постоянно упоминают государственную субсидию в размере 925 000 рублей, которую дают покупателям отечественных электрокаров при оформлении кредита. Если учитывать и её, то i-PRO действительно становится самым доступным электрокаром в России. Правда, фары у него будут галогеновые, парктроники только сзади, а подушки безопасности — две спереди. Но климат-контроль, камера заднего вида и медийка с сервисами Яндекса в комплектации уже есть.

Какими будут кроссоверы Evolute

Компактный (4,4 м) кроссовер i-JOY, который должен стать самой массовой моделью бренда Evolute — это Dongfeng Seres 3. Салон у него интереснее, чем у седана, но в целом тоже кажется довольно простым. Много жесткого пластика, не очень ёмкий багажник — зато сзади плоский пол, а диван складывается по частям на французский манер, с откидыванием подушек.

1/10

Двигатель мощнее — 176 л.с. (225 Нм), но ёмкость батареи — те же 53 кВт. Привод только на передние колёса, характеристика разгона и максималки — почти как у седана. В обычном режиме разгоняется кроссовер без огонька, а в спортивном едет чуть веселее. Рулится пресновато, а для бездорожья и вовсе не подходит — полного привода не бывает. Впрочем, в городе вертлявый и компактный кросс на электротяге будет удобен.

Без учёта субсидий за i-JOY просят 3 490 000 рублей, но и комплектация у него побогаче, чем у седана. Есть беспроводная зарядка, камеры по кругу, встроенный регистратор, шесть подушек, система предупреждения столкновений, панорамная крыша.

1/11

Интерьер кроссовера с круглыми дефлекторами выглядит затейливо, хотя ничего оригинального в нём нет. Материалы простые, но мягкого пластика и псевдокожи тут больше, чем в седане

Про купе-кросс Evolute i-JET, на котором тоже можно было покататься, говорили мало — в очереди на производство его пока нет. Судя по всему, это Seres SF5 компании Sokon, спешно переименованный в Evolute. И выглядит он очень прогрессивно — аэродинамичные пропорции, интересная оптика и выдвижные боковые ручки. Рядом с i-JOY этот автомобиль — словно из будущего. Внутри ещё интереснее — отделка благороднее, а физических кнопок нет вовсе: всё пространство центральной консоли занимает огромный монитор медиасистемы портретной ориентации.

1/2

И едет он интереснее, сопровождая движение симпатичной графикой работы силовой установки. На малом ходу тихо работает электромотор, а если притопить, то в дело незаметно вступает… бензиновый мотор. Да-да, это гибрид, причём последовательный! 1,5-литровый турбомотор мощностью 122 л.с. вращает генератор, который помогает питать электромоторы суммарной отдачей… 693 л.с. и 1040 Нм! Разгон до «сотни» (меньше пяти секунд!) по-настоящему впечатляет, как и плавность, с которой всё это происходит. Вот только о том, сколько может стоить такой автомобиль, не говорят. Как и о сроках начала производства.

Что известно про дорогой Voyah Free

А где же большой кроссовер Voyah Free, который должен был стать флагманом линейки Evolute? Такие машины с шильдиками Evolute действительно существуют, и на них даже ездят представители компании, вот только о производстве, пусть и отвёрточном, речь пока не идёт. Зато продавать эти модели вскоре начнут те же самые дилеры Evolute. Продажи обещают начать до конца года. Правда, пока не ясно, под каким именно брендом.

1/2

Марка Voyah — это премиальный суббренд Dongfeng. И сама машина свежая, она выпускается с прошлого года. Длина кроссовера 4,9 м, база — 2,96 м. Привод может быть как задним (с одним электромотором), так и полным (с двумя). Мощность — от 347 до 694 л.с. И, по самым первым впечатлениям, это машина совсем другого уровня: стильная, солидная и комфортабельная. Вот только и цена у неё впечатляющая — почти 8 млн рублей!

Что предлагают за эти деньги? В российской спецификации Free обладает двумя двигателями общей мощностью 488 л.с. (750 Нм) и батареей ёмкостью 160 кВт, которой должно хватить на 600 км хода. Разгон до «сотни» обещают за 4,7 с, максималка — 200 км/ч. Заявлены натуральная кожа нескольких цветов, вентиляция и массаж кресел, выдвижные дверные ручки, три 12-дюмовых экрана на панели, аудиосистема Dynaudio, система ночного видения, пробочный круиз-контроль, система распознавания знаков и все возможные ассистенты безопасности, панорамная крыша с регулировкой степени прозрачности, 20-дюймовые колеса… Правда, всё то же самое (и даже с более мощным агрегатом) сейчас можно купить у неофициалов за сумму от 4,5 до 6 млн рублей.

А ведь ещё есть минивэн!

Если пока не брать в расчёт дорогие кроссоверы с неясными перспективами, то третьей моделью Evolute можно считать электрический минивэн i-VAN — довольно странную конструкцию, которой уже активно интересуются корпоративные покупатели. Почему странную? Представьте, что китайцы взяли 7-местный вэн наподобие Mitsubishi Space Gear, убрали из-под капота бензиновый двигатель, а на заднюю ось поставили электромотор. Именно так получился Dongfeng LingZhi EV, который в России называется Evolute i-VAN.

1/10

Если заглянуть под днище, то можно увидеть и электромотор, и незащищённые пучки проводов. А в самом салоне небрежно приделаны вентиляторы дополнительных обогревателей. Возможно, конструкцию доведут до ума, но первый образец выглядит кустарным.

Слабый 122-сильный мотор на задней оси только усиливает это впечатление: разгоняется вэн степенно, подвывая задним редуктором. Максимальная скорость ограничена отметкой 100 км/ч — больше для города и внутрикорпоративных нужд не требуется. Зато батарея — 67,5 кВт⋅ч, то есть в теории можно рассчитывать на те же 400 км пробега.

1/11

Если бы не шайба режимов движения и не большой экран на консоли, можно было бы подумать, что этот салон изготовлен в начале нулевых

В зависимости от положения задних сидений, объём багажника вэна может составлять 2,6 и даже 4,5 кубометра. А пассажиры внутри вольготно размещаются на любом из трёх рядов. Но отделка скромная, в отличие от цены: 3 490 000 рублей. 10-дюймовая медийка поддерживает сервисы Яндекса, есть фронтальные подушки безопасности, отдельный кондиционер пассажирского салона… но это, собственно, всё.

Что будет с зарядками

Одновременно с презентацией автомобилей на заводе показали и фирменную зарядную станцию постоянного тока общей мощностью аж 160 кВт. У неё два зарядных кабеля форматов CCS и GB/T — при полной одновременной нагрузке каждый способен отдавать по 80 кВт, что даже больше, чем способна принять, например, батарея седана i-PRO. Активировать зарядку можно одним из трёх способов — при помощи чип-карты, вводом кода или после оплаты. Правда, выставочный образец не был подключен и не функционировал.

Однако это всё-таки не макет — точно такие же станции производитель обязывает ставить каждого дилера в количестве не меньше четырёх штук: на парковках, в ремзоне и зоне выдачи автомобиля. А главное преимущество станции — её универсальность, ведь автомобили Evolute и Voyah могут иметь зарядки разного типа: на локализованные модели будут ставить европейские CCS, а на импортируемых останутся китайские GB/T.

Будут ли появляться такие же станции в общественных местах, пока не ясно, но эксплуатирующие предприятия должны быть в них заинтересованы. А разъёмы GB/T в перспективе могут появиться и на городских зарядках — во всяком случае, в проекте «Энергия Москвы» такая возможность рассматривается.

Дилеров Evolute пока 11: в Москве, Санкт-Петербурге, несколько продавцов в центральном регионе и на юге страны. Но представители марки утверждают, что желающих продавать электромобили российской сборки много. Но что будет со спросом на российские электромобили с учётом нынешних цен — сказать пока сложно.


Готовы пересесть на электромобиль Evolute?

Почитать ещё