Автохимия для зимы: что пригодится автовладельцу в холодный сезон

Как и когда нужно менять масло в «автомате», вариаторе и «роботе»
Учебник

Команда Авто.ру

Владельца свежей машины состояние коробки передач беспокоит редко. Но с возрастом работа трансмиссии, особенно автоматизированной, может стать неидеальной. Мы уже рассказывали о типичных симптомах неисправности коробки передач, а некоторые из них возникают из-за проблем со смазкой агрегата. Какое масло выбрать для автоматической трансмиссии, мы тоже рассказывали. А теперь разберёмся, как и когда его следует менять.

Зачем нужно менять масло в коробке передач

Масло в любой автоматической коробке передач выполняет сразу несколько функций. Оно не только смазывает трущиеся поверхности, но и отводит тепло от нагревающихся деталей. При наличии гидротрансформатора и гидравлической системы управления масло служит ещё и в качестве их рабочей жидкости. Чтобы трансмиссия функционировала исправно, без рывков и пробуксовок, масло должно сохранять свои свойства, обеспеченные сложным химическим составом — сочетанием основы (базового масла) и пакета присадок.

Но со временем характеристики любой жидкости для автоматических трансмиссий начинают ухудшаться. Прежде всего — от длительной работы при высоких температурах, которые даже во время нормальной эксплуатации коробки могут превышать 150 градусов Цельсия. А если происходит сильный перегрев агрегата, например из-за слишком агрессивной езды или забитого грязью теплообменника, то масло деградирует очень быстро.

Но даже при спокойной езде без серьёзных нагрузок смазка медленно, но верно теряет свои свойства. Во-первых, вырабатывают ресурс и утрачивают свойства вязкостные, противозадирные и иные присадки. Во-вторых, масло неизбежно загрязняется как продуктами собственной деструкции, так и частицами износа деталей коробки — подшипников и редукторов, фрикционов и накладок блокировок.

Периодичность замены масла, как и его выбор, — повод заглянуть в инструкцию к автомобилю. Указанные там сроки нужно неукоснительно соблюдать. Но даже если в регламенте автопроизводителя нет требований к замене масла, оно всё равно не вечное — крайне желательно периодически его обновлять. В среднем раз в 50–80 тыс. км. И при этом не забывать про замену фильтра. В зависимости от конструкции автоматизированная коробка может иметь один или два фильтрующих элемента (для грубой и тонкой очистки). Давайте рассмотрим особенности этой операции для каждого типа КПП.

Замена масла в роботизированных коробках передач

Наименее требовательны к маслу и потому имеют самый большой интервал его замены (до 100 тыс. км) роботизированные коробки передач с электромеханической системой управления. Например, используемый компанией Ford 6-ступенчатый «преселектив» Getrag 6DCT250, корейская 7-ступенчатая коробка 7DCT компании Hyundai/Kia или «робот» на Ладах. В них масло служит только для смазки редукторной части, требования к его чистоте ниже, а обслуживание коробок не отличается от обычной «механики».

В роботизированных коробках с гидравлической системой управления требования к маслу выше и менять его нужно чаще. Особенно если масляный контур — единый для редукторной и управляющей частей (мехатроника). В этом случае все продукты износа могут попасть в гидроблок системы управления и вывести из строя клапаны или соленоиды. Такую конструкцию имеют 6-ступенчатый «робот» Getrag 6DCT450 на автомобилях Ford и Volvo или агрегат DSG DQ500 автомобилей Volkswagen (оба со сцеплениями «мокрого» типа), где масло рекомендуется менять через 40–45 тыс. км.

Менее уязвимы роботизированные коробки с гидравлической системой управления, где для исполнительной части используется отдельный и независимый масляный контур — менять такое масло следует каждые 60 тыс. км. К таким коробкам относится распространённый на многих переднеприводных автомобилях Volkswagen и Skoda 7-ступенчатый «преселектив» DQ200. В этой коробке одновременно используются два разных масла: одно для исполнительной части, другое — для редукторной.

Замена смазки в роботизированных коробках передач, как правило, несложная: агрегаты имеют сливные и заливные отверстия. Поэтому операцию можно выполнить самостоятельно — на смотровой яме или подъёмнике. Однако после замены масла некоторым коробкам требуется адаптация, которую проводят с помощью компьютера и специального программного обеспечения.

Как заменить масло в АКПП

А вот замену масла в современных гидромеханических коробках лучше доверить профессионалам на СТО. В зависимости от конструкции агрегата эта операция, помимо специального оборудования, может потребовать знания технологических нюансов самого процесса. Начиная от непростой методики слива отработанного масла и заканчивая заливкой нового — строго определённой температуры и с многоступенчатым алгоритмом контроля его уровня.

Лучший способ для планового обновления масла — его полная замена с помощью специальной установки, которая под давлением вытесняет старую жидкость вместе с продуктами износа и заполняет коробку свежей. При таком способе коробка одновременно ещё и промывается, но он требует большого количества нового масла — больше, чем нужно по инструкции.

Неофициальными сервисами практикуется более дешёвая, частичная замена жидкости. Масло просто сливают через пробку либо со снятием поддона, а затем восполняют свежей порцией до требуемого уровня. Но при таком способе, как правило, обновляется от 40 до 70 процентов всего объёма масла. Соответственно, при использовании этого способа межсервисный интервал нужно сократить минимум вдвое.

Как заменить масло в вариаторе

Замена специальной рабочей жидкости в клиноцепных и клиноременных вариаторах разных производителей практически не отличается от процедуры замены масла в традиционных «автоматах». Процедура может быть полной аппаратной или частичной. Нужно не забывать и про обновление фильтров, а контроль уровня масла и, при необходимости, долив производятся при его определённой температуре.

Интервалы замены масла для популярных марок

Официальные интервалы замены жидкостей в автоматических трансмиссиях, прописанные в руководствах по эксплуатации автомобилей, часто расходятся с советами, которые дают специалисты сервисов, занимающихся ремонтом таких коробок передач. Обычно они предлагают менять масло чаще, мотивируя это тяжёлыми условиями эксплуатации в России. Чьим рекомендациям следовать — каждый решает сам. Мы собрали в таблице интервалы для наиболее популярных в нашей стране марок автомобилей.

МаркаТрансмиссияРегламентная (и рекомендуемая) периодичность замены масла
Hyundai/ KiaАКППКаждые 90 тыс. км
РКПППроверка каждые 45 тыс. км и при необходимости замена
ВариаторКаждые 90 тыс. км
Volkswagen/SkodaРКПП DQ200Каждые 60 тыс. км
РКПП DQ250Каждые 60 тыс. км
РКПП DQ500Каждые 60 тыс. км (рекомендуют сократить до 45 тыс. км)
РКПП DQ381Каждые 120 тыс. км
АКППКаждые 60 тыс. км
ToyotaАКПППроверка каждые 40 тыс. км и при необходимости замена
ВариаторПроверка каждые 40 тыс. км и при необходимости замена
Lada/DatsunАКППКаждые 75 тыс. км
РКППКаждые 75 тыс. км
ВариаторЗамена только при ремонте (рекомендуют каждые 50–60 тыс. км)
RenaultВариаторЗамена только при ремонте (рекомендуют каждые 50–60 тыс. км)
MazdaАКППКаждые 45 тыс. км
SubaruВариаторКаждые 60 тыс. км
Mercedes-BenzАКППКаждые 60 тыс. км
РКППКаждые 60 тыс. км
BMWАКППЗамена не регламентирована (рекомендуют каждые 60–80 тыс. км)
FordРКПП 6DCT450Замена не регламентирована (рекомендуют каждые 45 тыс. км)
РКПП 6DCT250Замена не регламентирована (рекомендуют каждые 80 тыс. км)
АКППЗамена не регламентирована (рекомендуют каждые 60-80 тыс. км)

Итак, совсем коротко

  • – Масло в любых автоматических трансмиссиях со временем утрачивает первоначальные характеристики и особенно быстро стареет от перегрева.

  • – Даже если официальный регламент не требует замены масла, оно не является вечным и рано или поздно нуждается в обновлении.

  • – Наименее требовательны к замене масла роботизированные коробки передач с электромеханической системой управления.

  • – Замену масла в современных «автоматах» и вариаторах лучше доверить профессионалам. Лучший вариант — полная замена при помощи специализированного оборудования.

Почитать ещё