Как понять, что у автомобиля неисправна коробка передач

Как выбрать автосервис
Учебник

Андрей Колтун

С наличием автосервисов в любом более-менее крупном городе проблем обычно нет. Но выбрать тот, в котором вашей машине окажут квалифицированную помощь, предоставят гарантию на проведённые работы и оплату попросят в рамках разумного, непросто. Рассказываем про все виды доступного в России автомобильного сервиса, о преимуществах и недостатках разных типов СТО, а главное — на какую станцию и в каких ситуациях лучше всего обращаться.

Официальные дилерские сервисы

Официальные дилеры не только продают новые автомобили своего бренда, но и обязуются их обслуживать и ремонтировать. Дилерские сервисы занимаются практически всем — от диагностики систем и агрегатов до сложного кузовного ремонта. Работы выполняют, как правило, высококвалифицированные мастера, прошедшие подготовку в фирменных учебных центрах марки. Ремонт и регламентное обслуживание производится на рекомендованном автопроизводителем оборудовании с использованием оригинальных запасных частей и технических жидкостей. Большинство расходников дилеры держат на собственном складе, а что-то менее ходовое обязуются поставить в кратчайшие сроки. По крайней мере, так декларируется.

Всё вышесказанное в сочетании с гарантией на запчасти и работы, а также с достойным уровнем клиентского сервиса, включающим в себя комфортные зоны ожидания и удобные парковки, влечёт за собой и самые высокие на рынке расценки на услуги. Кажется, что это логично — ведь за качество нужно платить.

Но не всегда «официалы» — лучший вариант. Во-первых, владельцам новых автомобилей приходится платить по высоким тарифам даже за самые простые работы по регулярному обслуживанию. Иначе дилер грозится отказать в гарантии, если случится какая-то поломка.

Во-вторых, оригинальные запчасти у официального дилера обойдутся недёшево. А одни и те же, по сути, детали, могут стоить по-разному у дилеров разных марок, как и сами работы. Например, замена одних и тех же тормозных колодок на машинах концерна VAG, построенных на одной платформе MQB, дешевле всего обойдётся владельцу Шкоды, хозяин Audi заплатит больше остальных, а сумма заказ-наряда на Volkswagen окажется где-то посередине. При этом далеко не все дилерские станции охотно соглашаются работать с вашими расходниками, даже если оригинальное происхождение последних не вызывает сомнений. На машину их, скорее всего, поставят, но без какой-либо сопутствующей гарантии.

Наконец, стоит иметь в виду, что по истечении заводской гарантии обращаться со сложным ремонтом в официальный сервис становится невыгодно: по дилерским ценам он выходит слишком дорогим. В некоторых случаях официальные сервисы просто не станут заниматься капремонтом мотора или восстановлением выработавшей ресурс АКПП, а предложат заменить агрегаты на новые. Цена на которые может легко превысить рыночную стоимость самой машины.

Неавторизованные сервисы, специализирующиеся на конкретных марках

Это независимые станции, обычно занимающиеся ремонтом и обслуживанием автомобилей нескольких марок. Например, только корейских, французских или того же концерна Volkswagen. По уровню оборудования и диагностических программ иные «неофициалы» почти не уступают дилерам, да и персонал часто набирают из бывших сотрудников фирменных мастерских.

Соответственно, это вполне заслуживающие доверия сервисы. При этом цены на запчасти и работы у них примерно на 20–30 процентов ниже, чем у дилеров. Дисконт, в первую очередь, определяется меньшими расходами на соблюдение строгих корпоративных стандартов автомобильных марок: независимому сервису не нужно красить помещение в точном соответствии с брендбуком, оборудовать парковку на определённое количество мест и платить за аренду большого складского помещения. 

Клиент такого сервиса может приехать либо со своими запчастями, и тут уже никто не потребует от него использования только оригинальных деталей. Если же расходников нет, то заказать всё необходимое можно прямо на месте. Правда, сроки поставки некоторых деталей могут оказаться более длительными, чем при обращении в официальный центр. И это, пожалуй, единственный минус хорошего независимого сервиса.

В плюсы можно записать не только более низкие расценки, но и возможность сделать капитальный ремонт сложного агрегата. Скорее всего часть операций по тому же мотору, например, расточка блока цилиндров или шлифовка коленчатого вала, будет выполнена силами сторонней специализированной мастерской, но вникать во всю эту кухню клиенту не придётся. Где сдал автомобиль в ремонт, там и получил, причём вместе с гарантией. И всё равно выйдет значительно дешевле, чем покупать новый двигатель.

Клубные сервисы

Как и официальные сервисные станции, они специализируются на обслуживании автомобилей определённой марки, но по ценам и номенклатуре предоставляемых услуг близки к описанным выше независимым СТО. Ключевое отличие клубного сервиса от двух предыдущих — в его позиционировании как узкого сообщества влюблённых в своё дело энтузиастов, и поэтому отлично в нём разбирающихся. Психологически это хорошо работает на привлечение новой аудитории, но при этом высока и цена ошибки: ведь любая ошибка авторитетного мастера с фотографическими доказательствами его некомпетентности быстро становится известна всем посетителям клубного форума.

С одной стороны, такая открытость стимулирует сотрудников делать свою работу хорошо, с другой — помогает всем желающим оценить и уровень мастерства, и уровень ответственности перед клиентами сервиса в целом. Поэтому если клубный сервис продержался на рынке не меньше трёх лет, то ему можно доверить свою машину. 

Из минусов отметим зачастую не самое удобное расположение — обычно где-нибудь на задворках промзоны. А также небольшой ассортимент запчастей в наличии, как правило, ограниченный популярными расходниками. Да, любые другие детали вам помогут заказать, но не факт, что быстро доставят.

Узкоспециализированные сервисы

Это мастерские, занимающиеся ремонтом строго определённых агрегатов — двигателей, коробок передач, рулевых реек или дизельной аппаратуры. К ним же относятся сервисы по замене стёкол, обслуживанию кондиционеров, восстановлению генераторов и так далее.

Что-то из перечисленного выполняют и на СТО широкого профиля, но специалист узкой направленности сделает эту же работу быстрее, качественнее и, возможно, дешевле. Конечно, перед обращением в такую мастерскую стоит внимательно изучить цены и почитать отзывы.

А вот со сломавшимися моторами, вариаторами или «автоматами», если они не стоят на гарантийном автомобиле, точно лучше искать сервис, занимающийся соответствующими работами «на потоке». Там же, кстати, в качестве альтернативы автовладельцу могут предложить так называемый контрактный (подержанный) или восстановленный агрегат. По цене в несколько раз меньше нового. И, возможно, даже дешевле, чем ремонт «родного» узла.

Увы, ремонт в специализированном сервисе может быть долгим — из-за высокой загрузки хороших мастеров. И как бы высока ни была репутация специалиста, требуйте оформления заказ-наряда и чек с указанием суммы оплаченных работ. Согласно статье 29 закона «О защите прав потребителей», клиенты автосервиса при обнаружении недостатков выполненной работы могут требовать от исполнителя безвозмездного устранения всех её изъянов. Но без подтверждающих документов сделать это будет сложно.

Сервисы технического обслуживания

Как следует из названия, они специализируются исключительно на регулярном техническом обслуживании — замене технических жидкостей, фильтров, тормозных колодок и дисков. Реже — ремней ГРМ и навесного оборудования. Такие сервисы работают с большинством популярных марок, и одним из ключевых своих преимуществ называют скорость обслуживания. Поэтому большинство расходников — как правило, качественный «неоригинал» — всегда есть на складе. 

Ремонтом как таковым сервисы ТО не занимаются, поэтому вполне обходятся мастерами среднего уровня квалификации. Которые, впрочем, достаточно хорошо справляются с поставленными перед ними не самыми сложными задачами.

Большинство подобных сервисов развиваются в сети под единым брендом. Центры на несколько подъёмников стараются открывать в удобных для клиентов местах с доступными парковками, не забывают и про комфортные зоны ожидания, поскольку обслуживание часто не занимает много времени и проводится в присутствии клиента. На все работы предоставляется гарантия. В общем, это вполне удобный и надёжный вариант для обслуживания машины. По сравнению с дилерским сервисом, он будет ещё и дешевле на 15–20 процентов.

Гаражные сервисы 

Так называют расположенные в арендованных или личных боксах мастерские. Какие-то из них могут быть оборудованы подъёмниками, в других есть только смотровая яма. Мастера в основном пользуются общедоступным универсальным инструментом и при этом берутся за выполнение любых работ, с которыми могут справиться. Цены — как договоритесь, но обычно заметно ниже, чем в остальных сервисах. На комфортные комнаты ожидания, наличие необходимых запчастей и помощь с их подбором рассчитывать не стоит.

Чаще всего «гаражные» мастера занимаются слесарными работами. Тем не менее и среди них попадаются хорошие мотористы, диагносты и электрики. Вот только проверять их квалификацию на своей машине рискованно. В случае некачественного ремонта заставить человека переделать работу надлежащим образом и компенсировать затраты на испорченные из-за некомпетентности запчасти будет практически невозможно. Единственное исключение — хорошо знакомый мастер, в навыках и порядочности которого вы абсолютно уверены.

Где какой ремонт лучше делать

Так какой из видов автосервиса предпочесть для обслуживания и ремонта своего автомобиля? Если действовать максимально рационально, стремясь не тратить лишних денег, то ответ на этот вопрос будет зависеть от ситуации.

Дилерский технический центр — это, с одной стороны, высокие цены и вынужденная мера при обслуживании гарантийного автомобиля. С другой — возможность отремонтировать его по всем стандартам автопроизводителя и на фирменном оборудовании. Для некоторых сложных систем это имеет смысл. Кроме того, дилеры иногда устраивают акции, во время которых стоимость некоторых работ может оказаться не дороже, чем у «неофициалов».

После окончания гарантии для планового обслуживания проще и дешевле обращаться в специализирующиеся на ТО сервисы. Однако за выполняющим работу механиком стоит присматривать, как и за тем, какие расходники при этом используются.

Ремонтировать автомобиля с закончившейся заводской гарантией выгоднее в независимых либо в клубных сервисах. Цены примерно одинаковые — на 20–30 процентов ниже дилерских. Но перед обращением обязательно почитайте отзывы.

Для капитального ремонта двигателя или восстановления коробки передач на негарантийной машине лучше сразу отправляться в специализированный сервис, грамотно выполняющий нужные вам работы.

В гаражные сервисы имеет смысл обращаться только для самых несложных работ — поменять лампочку, проверить сход-развал. Или если у вас совсем немолодая машина простой конструкции. Но при отсутствии 100-процентной уверенности в квалификации мастера лучше не рисковать.

Итак, совсем коротко

  • – Официальный дилер: дорого, но качественно. Относительно быстрый доступ к запчастям.

  • – Неавторизованный сервис: поиск запчастей и потому ремонт происходит дольше, чем у дилера. Это компенсируется более низкими расценками при столь же высокой квалификации персонала.

  • – Клубный сервис: главное преимущество — высокая ответственность сервиса и, как следствие, желание исправлять возможные ошибки. Цены сравнимы с «неофициалами», но ремонт может быть ещё более долгим.

  • – Узкоспециализированный сервис: выполняют ограниченный перечень ремонтных операций, зато быстро и качественно. Часто могут предложить запчасти с наилучшим сочетанием цены и качества.

  • – Сервисы технического обслуживания: быстрый и удобный способ сделать несложное ТО. Необходимые расходники обычно есть в наличии. Серьёзным ремонтом не занимаются.

  • – Гаражные сервисы: главное и едва ли не единственное преимущество — дёшево. Запчасти нужно искать и покупать самому, контролировать ход ремонта тоже желательно.

Почитать ещё