Автомобилей в продаже становится больше и они дешевеют: что происходит на вторичном авторынке России

Как за время кризиса изменились цены на популярные автомобили: исследование
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

Аналитики Авто.ру изучили базу объявлений и выяснили, как менялись средние цены на популярные модели в период с середины февраля по конец мая. Ожидаемо, автомобили за эти месяцы заметно подорожали, но уже сейчас большинство из них стоят дешевле, чем в конце марта, когда аналитики фиксировали рекордно высокие прайсы.

В исследование попали топ-30 моделей, в объявлениях которых в 2022 году пользователи Авто.ру чаще всего узнавали контакты продавцов. Чем популярнее модель, тем выше она располагается в рейтинге.

* Цены автомобилей в исследовании могут отличаться от реальных цен в автосалонах.

Новые автомобили

К началу лета средние цены на 30 самых популярных моделей на Авто.ру выросли на 25%, до 2,6 миллиона рублей. В абсолютных цифрах машины подорожали на 170 000 — 5 400 000 ₽. Но в конце марта, когда на рынке всё ещё сохранялся ажиотажный спрос, они стоили ещё дороже — в среднем больше 2,9 миллиона рублей. Когда период повышенного спроса закончился, цены начали падать и к концу мая снизились на 10%.

При этом к концу марта большинство автомобилей в рейтинге подорожали минимум на треть относительно докризисной недели.

Минимальные изменения цен зафиксированы на наиболее доступные на рынке модели: средняя цена Lada Granta и 3‑дверной Niva выросла на четверть (плюс 170 и 270 тысяч рублей соответ­ственно). Рекордные скачки цен зафиксированы у Toyota Camry и Land Cruiser 300, которые подорожали на 63% (1,9 млн руб.) и 66% (5,8 млн руб.) соответ­ственно, а также Land Cruiser Prado — плюс 81% (или плюс 4,6 миллиона). 

Среди самых популярных недорогих моделей сильнее всего подорожал Kia Rio: к концу марта цена выросла на 43% или 600 тыс. руб. Соплатформенный Hyundai Solaris прибавил на 39% (500 тыс. руб.), а Lada Vesta (плюс 380 тыс. руб.) и Volkswagen Polo (плюс 540 тыс. руб.) подросли в пределах 33%. 

Большинство кроссоверов подорожали более заметно. Например, пиковая цена Renault Duster в марте была в 1,5 раза выше докризисной (плюс 720 тыс. руб.), а Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan прибавили по 63% (1,8 млн руб.). 

К лету большинство моделей подешевели. Заметнее других изменилась цена на Mercedes-Benz E‑класса: минус 19% или 1,8 миллиона рублей. Kia Rio и Renault Logan скинули по 14%, хотя в рублёвом эквиваленте это не очень много — по 250 тысяч. Ещё несколько моделей стали доступнее на 10–13%: Kia Seltos (минус 350 т.р.), Sorento (минус 580 т.р.) и Sportage (минус 420 т.р.), Toyota Camry (минус 585 т.р.) и Land Cruiser Prado (минус 1,1 миллион), Volkswagen Tiguan (минус 550 т.р.).

Lada Niva оказалась одной из трёх моделей в рейтинге, на которую средняя цена не изменилась. Не поменялись также цены на кроссоверы Nissan X‑Trail (с начала года — плюс 28% или 650 тысяч) и Skoda Kodiaq (плюс 46% или 1,1 млн).

Несмотря на рост цен, интерес к некоторым моделям сейчас выше, чем до начала кризиса, — аналитики изучили количество просмотров номеров телефонов продавцов на одно объявление. Пользователи Авто.ру стали чаще обращать внимание на Lada Granta, Niva и Vesta, Hyundai Tucson, Mercedes-Benz E‑класса.

Автомобили с пробегом

Топ-30 вторичного рынка с середины февраля суммарно подорожал на 11%: сейчас машины продаются в среднем по 1,3 миллиона рублей (плюс 8000 — 950 000 ₽). В конце марта этот показатель был ещё на 9% выше — больше 1,4 миллиона рублей.

За месяц с начала кризиса цены на популярные автомобили на вторичном рынке выросли на 21%.

Резким ростом отличились в основном представители японского автопрома и премиум-сегмента. Седан Toyota Camry подорожал на треть (плюс 1,5 миллиона рублей), кроссовер Mazda CX‑5 — на 28% (плюс 660 тысяч), по 27% прибавили Mercedes-Benz E‑класса (плюс 880 тыс.) и Toyota Land Cruiser 200 (плюс 1,3 млн), Toyota RAV4 — плюс 24% (520 тыс. руб.), BMW 5 серии и X5 — плюс 23% (800 тыс.) и 20% (710 тыс.) соответ­ственно. В эту группу также попал Volkswagen Tiguan — плюс 26% (610 тыс.).

Популярные модели бюджетного и околобюджетного ценового сегментов дорожали не так быстро: цены большинства из них выросли на 9–15%. Kia Ceed, Lada Vesta, Skoda Octavia и Volkswagen Polo в рублёвом эквиваленте прибавили по 100–120 тысяч рублей, Hyundai Solaris, Lada Largus, Skoda Rapid — по 70–90 тысяч, Kia Rio — 160 тысяч. По 40–70 тысяч добавилось к ценам Chevrolet Cruze, Datsun on‑DO, Ford Focus, Lada Kalina и 3‑дверной Niva.

К первому месяцу лета цены почти на все популярные модели снизились и приблизились к докризисному уровню. При этом Skoda Rapid и Renault Logan оказались даже доступнее, чем в середине февраля, — на 9 тысяч рублей (минус 1%) и на 2 тысячи (минус 0,3%) соответ­ственно. Но стоит помнить, что на вторичном рынке на среднюю стоимость сильное влияние оказывает структура предложений: чем больше в продаже свежих, ликвидных автомобилей, тем выше будет средняя стоимость модели, и наоборот. 

Покупательская активность в начале июня оказалась более низкой, чем до кризиса. На спросе отражается непростая экономическая ситуация: потенциальные покупатели предпочитают пока откладывать крупные покупки. Однако, по сравнению с показателями первой половины апреля, к некоторым моделям интерес заметно вырос. Пользователи Авто.ру стали чаще узнавать контакты не только продавцов наиболее доступных массовых моделей (Datsun on‑DO, Hyundai Creta, Nissan Qashqai, Renault Duster, Skoda Rapid, Volkswagen Polo), но и более дорогих моделей — BMW 5 серии и X5, Volkswagen Tiguan.


Сейчас автомобили доступнее, чем в марте-апреле?

Почитать ещё