Две трети россиян почти каждый день стоят в пробках и злятся на «обочечников»: опрос Авто.ру

Насколько современны китайские автомобили и как они устроены
Разбор

Команда Авто.ру

Сегодня трудно точно сказать, в какой момент автомобили из Китая превратились из экзотики в привычное явление на российских дорогах. Продажи китайских машин на нашем рынке растут с каждым годом, а сборка самых популярных из них уже налажена на местных заводах. Расширяется и модельный ряд, доступный российским покупателям. Рассказываем, как устроены эти автомобили и насколько современна их конструкция.

Великая китайская эволюция

Первая волна китайских автомобилей пришла на российский рынок ещё лет 10–15 назад, но тогда они вызывали немало вопросов. А ещё заслужили далеко не лучшую репутацию техники, которая небрежно сделана, быстро изнашивается и ломается. Всё это усугублялось серьёзными проблемами с запчастями и обслуживанием.

Большинство тогдашних машин из Китая копировали не только дизайн, но и устаревшую техническую начинку европейских или японских моделей — одни по лицензии, другие без разрешения «первоисточников». При этом китайцы заимствовали чужие решения с одним очень важным нюансом: они старались максимально удешевить исходную конструкцию. Или просто не имели возможность скопировать правильные технологии изготовления сложных и важных узлов. Поэтому даже лицензионные двигатели и трансмиссии нередко собирались из комплектующих нелучшего качества, что сказывалось как на ресурсе агрегатов, так и на частоте и непредсказуемости поломок.

Но за прошедшие годы китайский автопром превратился из догоняющего в мирового лидера по объёмам производства! И одновременно с количественными показателями росли и качественные — надёжность автомобилей из Поднебесной стремительно повышается. Разница между первыми моделями, которые поставлялись в Россию 10 лет назад, и теми, что продаются сейчас, — колоссальная.

В чём секрет столь быстрой эволюции? В огромных финансовых ресурсах китайских производителей в сочетании с грамотным направлением развития. Сегодня многие компании в Китае имеют возможность получить доступ к самым современным технологиям. Для этого к работе над новыми моделями привлекаются ведущие инженеры, дизайнеры и конструкторы, а также целые фирмы, занимающиеся созданием автомобилей или их агрегатов. А некоторые китайские компании стали совладельцами известных европейских автомобильных брендов и активно используют их инженерные ресурсы.

Поэтому в конструкции современных китайских автомобилей чувствуется именно европейская инженерная школа. Вот как, например, выглядит конструкция типичного кроссовера из Китая — а именно такие машины в основном и продаются в России:

  • Мотор: бензиновый турбированный, объёмом 1,5–2 литра, установленный поперечно. Атмосферные моторы быстро уходят в прошлое, а дизели и вовсе не встречаются — говорят, в Китае они ассоциируются только с коммерческой техникой.
  • Коробка передач: вариатор или преселективный «робот», причём с «мокрыми» сцеплениями. Они оказываются более живучими в условиях пробок, которых хватает и в китайских городах.
  • Трансмиссия: передние ведущие колёса в базовой комплектации. Полный привод считается в Китае почти роскошью, его устанавливают на более «статусные» кроссоверы. А чаще он недоступен даже в качестве опции.

В качестве компонентов для производства двигателей, коробок передач, тормозов или электроники во многих случаях выбирают продукцию известных мировых поставщиков. А нередко китайские автогиганты и целиком используют готовые агрегаты именитых производителей. За примерами далеко ходить не надо — достаточно посмотреть на конструкцию кроссоверов тех брендов, что представлены в России. 

Changan

На нашем рынке эта компания пока смотрится скромно: за 2021 год она продала около 4 тысяч автомобилей. Но на домашнем рынке Changan, принадлежащий государству, входит в число крупнейших автопроизводителей. Помимо нескольких центров исследований и разработок в самом Китае, Changan имеет технические центры в Великобритании, Италии, Японии и США.

Changan CS55 Plus

В современных моделях бренда установлены турбомоторы семейства BlueCore собственной разработки. У них непосредственный впрыск топлива, масляный насос переменной производительности с электронным управлением, твинскрольная турбина Garrett, цепной привод ГРМ тоже именитой марки BorgWarner, форсунки Bosch.

Семиступенчатая преселективная коробка передач — тоже собственной разработки, но «мокрые» сцепления для неё поставляет известная фирма BorgWarner.

Автомобили Changan в каталоге Авто.ру

Great Wall Motors/Haval

Эта компания когда-то начинала с лицензионных моторов — например, бензиновые 2.4 были аналогами агрегатов Mitsubishi, а дизели объёмом 2,8 литра имели корни Isuzu. В трансмиссии использовалась корейская 5-ступенчатая АКПП Hyundai серии A5. Сейчас же, помимо огромного исследовательского центра в Китае, у компании есть центры в Японии и Индии. Нынешние турбомоторы 1.5 и 2.0 на популярных кроссоверах Haval (чьи продажи в 2021 году составили более 36 тысяч экземпляров) — собственная разработка.

Haval F7x

А современный семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями, работающими в масляной ванне, создан в китайской компании HYCET Transmission. Правда, с активным участием немецких инженеров во главе с Герхардом Хеннингом, который прежде долгое время занимался трансмиссиями Volkswagen. Электрогидравлический блок управления коробкой и блок сцеплений — от компании BorgWarner.

Автомобили Haval в каталоге Авто.ру

Chery

Компания Chery, лидирующая среди китайских марок по продажам на российском рынке (с 2019 по 2021 год продажи выросли с 5 тысяч автомобилей до почти 40 тысяч автомобилей), разработала модульную платформу совместно со специалистами из Land Rover. Она позволяет создавать модели с разнообразными комбинациями кузовов и силовых агрегатов. Сейчас она используется, например, на модели Chery Tiggo 7.

К настройке шасси китайцы привлекают инжиниринговое подразделение компании Lotus. Отделом дизайна бренда руководят Джеймс Хоуп (с опытом работы в Ford, Hyundai и GM) и Хакан Сараджоглу, который пришёл из Porsche.

Chery Tiggo 7

Уже второе поколение двигателей Acteco (сперва «атмосферники», а затем наддувные с непосредственным впрыском) разработано совместно с авторитетной австрийской инжиниринговой фирмой AVL. В их конструкции есть компоненты от Continental, Bosch, Valeo, Honeywell, BorgWarner, Eaton.

Роботизированная преселективная трансмиссия Chery с двумя «мокрыми» сцеплениями — не что иное, как агрегат известной фирмы Getrag. Шестиступенчатый «робот» — это 6DCT450, известный по автомобилям Ford, Chrysler, Dodge. А более свежая семиступенчатая версия — Getrag 7DCT300 — ставится на Renault, Nissan и переднеприводные модели BMW. 

Бесступенчатую трансмиссию CVT китайская компания сделала сама, но с использованием наработок фирм Bosch и Continental.

Автомобили Chery в каталоге Авто.ру

Geely

Geely стремительно набирает популярность в России: с 9 тысяч проданных автомобилей в 2019 году до более чем 24 тысяч в 2021-м. Эта частная компания тоже привлекла к дизайну автомобилей известных специалистов: Питер Хорбери прежде был дизайнером таких марок, как Aston Martin, Land Rover и Volvo, а Уэйн Берджесс перешёл из Ягуара.

Но главное, что несколько лет назад Geely фактически купила компанию Volvo. А значит, у китайцев теперь есть доступ к шведским модульным платформам CMA и SPA (для средних и крупных автомобилей соответственно). При участии шведских специалистов в Geely разработали и собственную масштабируемую архитектуру BMA (B-segment Modular Architecture) для компактных моделей. На ней базируется популярный в России Geely Coolray. А к настройкам ходовой части привлекают британскую инжиниринговую компанию MIRA.

Geely Tugella

И если атмосферные моторы у Geely относятся ещё к старой «китайской школе» — например, двухлитровые уж очень похожи на тойотовский агрегат 1AZ-FE, то турбомоторы нового поколения — это фактически адаптированные модификации двигателей линейки Volvo Drive-E.

Трансмиссионная гамма у этой компании самая разнообразная. Семиступенчатый «робот» разработан вместе с Volvo, на компонентах немецкой компании Luk. А вот классическая шестиступенчатая АКПП для моделей Geely Atlas и Geely Emgrand X7 была в готовом виде позаимствована у австралийской BTR (агрегат серии DSI-6 M11 выпускается ещё с 2009 года и стоит в том числе на кроссовере SsangYong Actyon II поколения). Купе-кроссовер Geely Tugella щеголяет современным японским восьмиступенчатым «автоматом» Aisin TG-81SC — эту же надёжную коробку, помимо нескольких моделей Volvo, использует нынешняя Toyota Camry!

Автомобили Geely в каталоге Авто.ру

GAC, JAC, FAW

Государственная компания JAC (около 1800 проданных в России машин в прошлом году) первоначально производила грузовики, а первые легковые автомобили в 2000-х собирала по лицензии Hyundai. Позже для разработки собственной продукции начали привлекать иностранных специалистов — например, дизайнеров из Pininfarina, инженеров Mitsubishi Motors и Volkswagen. А в последние годы приоритеты компании в сегменте легкового транспорта сместились в сторону электромобилей. Кстати, единственный китайский электромобиль, который предлагается в России официальными дилерами, — это переднеприводный хэтчбек JAC iEV7S.

Автомобили JAC в каталоге Авто.ру

JAC iEV7S

FAW — cтарейшая китайская государственная автомобильная компания. Помимо сборки машин иностранных брендов, таких как Toyota, Audi и Volkswagen, она производит широкий спектр собственных автомобилей: от грузовиков до представительских лимузинов Hongqi. В России компания больше известна коммерческим транспортом, но и в легковом сегменте закончила прошлый год с результатом более 2 тысяч машин. Разумеется, у FAW серьёзная база по разработке машин — технические исследовательские центры, помимо самого Китая, имеются в США и Германии.

Автомобили FAW в каталоге Авто.ру

История компании GAC (в прошлом году она продала в России немногим менее тысячи автомобилей) не такая длинная, но у неё очень много совместных производств, которыми она занимается более 20 лет. В списке партнёров — Honda, Toyota, Mitsubishi, FIAT, Peugeot, Chrysler, Isuzu и даже другие китайские автопроизводители.

И уже более десяти лет GAC выпускает модели под своим брендом, разработанные в собственных дизайн- и R&D-центрах. Некоторые из них — вроде большого GS8 — базируются на адаптированных европейских платформах, моторы — собственной конструкции (хотя, возможно, и на основе агрегатов кого-то из многочисленных партнёров). При этом важные компоненты, вроде турбокомпресора или привода ГРМ, приезжают от авторитетных мировых поставщиков. В трансмиссиях используют готовые агрегаты именитых производителей — например, автоматические коробки Aisin или многодисковые муфты полного привода BorgWarner.

Автомобили GAC в каталоге Авто.ру

Особенности национального автопрома

В результате буквально за несколько лет Китай нашёл свой путь в автомобильном мире и движется по нему впечатляющими темпами. Каждая следующая модель местного производителя — современнее и совершеннее предыдущей, а былой разрыв в техническом уровне и качестве между китайскими машинами и их европейскими или японскими конкурентами тает на глазах. И это мы ещё не рассматривали бурно растущий в Китае сегмент электромобилей, которые пока официально не поставляются в Россию.

При этом в оснащении «китайцы» уже нередко превосходят конкурентов. В тренде — приличный набор оборудования даже в базовых версиях и щедрые пакеты дополнительного оснащения, особенно в части электроники: мультимедийные системы, камеры кругового обзора, контроль слепых зон и удержания в полосе… И большинство этих опций заметно меньше удорожают китайский автомобиль, чем типичного «европейца» или «корейца».

Впрочем, присутствуют в конструкции машин из Китая и свои странности, касающиеся не только подбора моторов и полного привода. Например, почему-то редко встречаются проекция приборов на лобовое стекло и адаптивные фары, а багажники большинства китайских кроссоверов заметно меньше, чем у одноклассников из других стран.

Случаются проблемы с эргономикой, вроде нерегулируемых по высоте ремней безопасности или руля по вылету. Отсутствует обогрев спинок сидений — китайские производители внедряют нагревательные маты только в подушки. И пока не у всех машин из Китая достойное качество кузовного металла (его окраска и антикоррозийное покрытие), а также пластиковых деталей.

Но прогресс китайского автопрома очевиден. Хотя у этой медали есть и оборотная сторона: автомобили из Поднебесной перестали быть дешёвыми и постепенно догоняют именитых конкурентов не только по техническому уровню, но и по цене. Выгодна ли их покупка? На этот вопрос мы ответим в следующей статье. Но даже сегодняшняя статистика продаж показывает, что многих покупателей цены автомобилей из Китая уже не смущают.


Догнали китайские автомобили остальных или нет?

Почитать ещё