Проблемы рестайлингового Toyota Land Cruiser Prado (120): всё о надёжности внедорожника с пробегом

Как убрать трещину или скол на лобовом стекле
Учебник

АННА КРИВОРУЧКО

В процессе эксплуатации автомобиля в лобовое стекло каждый день летят песок, грязь, шипы от зимних шин, камешки, а то и более крупные инородные тела, разбросанные на дорогах. Рано или поздно стекло не выдерживает — на нём появляется скол или трещина. Эти повреждения угрожают не только кошельку и чувству прекрасного, но и безопасности. Однако не спешите паниковать — часто ситуацию удаётся исправить даже без визита на СТО. Рассказываем, как можно убрать трещину или скол на лобовом стекле своими руками.

Почему трескается стекло

Лобовое стекло в современных автомобилях имеет сложную конструкцию, продиктованную требованиями безопасности: при разрушении оно не должно травмировать людей. Поэтому лобовое стекло состоит из нескольких компонентов:

  • Наружный слой стекла, контактирующий с окружающей средой.
  • Промежуточный связующий слой специальной полимерной плёнки, препятствующей разлёту осколков при повреждении лобового стекла.
  • Внутренний слой стекла — со стороны салона.

Этот многослойный «пирог» запекается при высокой температуре под давлением, а затем медленно остужается. Благодаря такой обработке стекло закаляется и становится значительно прочнее и твёрже. Закалка также позволяет выдерживать внутреннее напряжение, возникающее из-за неравномерно скруглённой формы лобового, и внешние изгибающие усилия, передающиеся на него от кузова. Обратная сторона твёрдости — хрупкость, особенно для поверхностей, находящихся в постоянном напряжении. Поэтому самой частой причиной повреждений становятся механические воздействия. Достаточно сильное и резкое точечное приложение силы заставляет поверхность «лопаться». А небольшая ударная волна прокатывается внутри повреждённого стекла, образуя «пузырь» вокруг скола.

Ещё одна причина повреждений — перепады температур. Резкое охлаждение в жару (например, на мойке) или попытка оттаять лобовое горячим воздухом в сильный холод могут привести к «термическому шоку». При этом стекло локально сжимается/расширяется и, не выдерживая напряжения, лопается.

Стёкла могут сильно пострадать при ДТП, даже если удар пришёлся не на них. Трещина образуется из-за изменения геометрии кузова и, как следствие, неправильного распределения нагрузки в проёме.

Может навредить даже плохая дорога. Существует опасность повреждений из-за вибраций или рабочих деформаций кузова, например, на серьёзном бездорожье. Для этого должно совпасть достаточно много факторов, так что подобные ситуации случаются редко.

Какими бывают повреждения лобового стекла

Классификация повреждений лобового стекла достаточно обширная. Их можно разделить на три большие категории:

  • Скол.
  • Трещина.
  • Комбинированное повреждение.

В свою очередь, сколы и трещины дополнительно подразделяют на виды. Их описание мы собрали в таблицу.

Тип поврежденияОсобенности
Сколы
ЛучевидныйОт места удара в разные стороны расходятся небольшие трещины
КруглыйНа месте удара остаётся скол, под ним образуется симметричный воздушный карман без трещин
ПолукруглыйПовреждение под сколом распространяется радиально в одном направлении
Трещины
ВнешняяПроходит по поверхности стекла, открыто контактирует с окружающей средой
ВнутренняяПроходит внутри стекла, практически полностью закрыта от внешних воздействий
ОдносторонняяНачинается от места удара и распространяется в одном направлении
ДвусторонняяНачинается от места удара и распространяется в нескольких направлениях
Комбинированные
Скол + трещинаСочетает в себе особенности типов образовавшихся сколов и трещин
Трещина + трещинаСочетает в себе особенности типов образовавшихся трещин

Какие повреждения нельзя ремонтировать

Раньше решение о ремонтопригодности повреждения принималось в том числе на основании его масштабов. Но теперь, с появлением всё более современных и качественных полимеров, можно чинить даже трещины, которые расползлись на 2/3 лобового стекла. Правда, существуют и другие ограничения:

  • Глубина повреждения. Спасти можно только то стекло, у которого повреждён лишь внешний слой. Если брешь задела связующий полимер или оказалась сквозной, от ремонта придётся отказаться в пользу полной замены.
  • Застарелые трещины лучше не ремонтировать, если из них не получается убрать все загрязнения.
  • Повторно открывшаяся после ремонта трещина тоже требует замены стекла на новое.
  • Нельзя ремонтировать трещины, которые находятся перед глазами водителя. Даже после ремонта не исключены лишние блики и препятствия для обзора.
  • Не рекомендуется ремонтировать разветвлённые трещины.
  • Серьёзные трудности могут возникнуть при заделывании внутренней трещины. Такой дефект встречается очень редко, и за его устранение берутся не все мастера. Процесс починки достаточно сложный и трудоёмкий, поэтому пытаться устранить такое повреждение самостоятельно достаточно рискованно.
  • Не получится полностью замаскировать скол на стыке ветрового стекла и передней стойки, потому что в этом месте невозможно закрепить оборудование для его ремонта.

Что делать, когда «поймали» скол на стекле

Важно помнить, что чем меньше и чище повреждение, тем проще и эффективнее будет его ремонт. Заметив скол, нужно минимизировать обдув/обогрев лобового стекла, сбросить скорость и найти место для остановки. Важно защитить образовавшуюся полость от попадания грязи и воды. Для этого можно заклеить повреждение прозрачным пластырем или скотчем. Считается, что такой шаг поможет также  задержать распространение трещины.

Контролируйте скорость и отдайте предпочтение дороге с относительно ровным покрытием. Если погодные условия позволяют, не пользуйтесь дворниками — лишняя вода и трение ни к чему. От мытья автомобиля лучше отказаться по тем же причинам, особенно если вы отдаёте предпочтение мойкам высокого давления.

Соблюдение этих мер предосторожности позволит не усугублять ситуацию, но и 100-процентного эффекта не гарантирует — поэтому с ремонтом затягивать не стоит.

Что нужно для ремонта

Чтобы вернуть стеклу прочность и внешний вид, сколы и трещины заполняют жидким полимером. Этот материал имеет такой же коэффициент преломления света, что и стекло, поэтому практически незаметен после затвердевания. Испортить картину может грязь, оставшиеся пузырьки воздуха или неравномерное заполнение повреждений. Избежать этого можно, используя специальные приспособления, которые позволяют выполнить ремонт максимально качественно. Для устранения скола или трещины понадобятся:

  • Обезжириватель. Нужен для очистки и подготовки поверхности — удаляет тонкие масляные плёнки, что способствует лучшему сцеплению материалов.
  • Безворсовые салфетки.
  • Скрайбер — ручка с острым карбидным или стальным наконечником. Используется для удаления мелких осколков стекла и грязи из повреждения. Вместо скрайбера можно взять иглу, булавку или пинцет с тонким носиком.
  • Дрель. Вместо дрели можно воспользоваться шуруповёртом или дремелем.
  • Твёрдосплавные или карбидные свёрла. Обычно используют шарообразные или конусные боры диаметром от 0,7 до 1,6 мм.
  • Зеркало. Закрепляется на стекло со стороны салона. С его помощью удобно контролировать процесс ремонта.
  • Фонарик.
  • Игла с тупым концом. Применяется для создания небольшого круглого скола при остановке трещин. Можно взять длинную швейную иглу, предварительно затупив её конец о наждачную бумагу.
  • Инжектор — специальное приспособление, через которое полимер впрыскивается в повреждение.
  • Мост — конструкция, которая крепится на стекло и обеспечивает надёжную фиксацию инжектора.
  • Полимер (клей). Специальный жидкий ремонтный состав, полимеризующийся под действием ультрафиолетового излучения.
  • Светопроницаемая плёнка. Тонкие гладкие пластинки, предотвращающие вытекание полимера до момента его отверждения.
  • УФ-лампа. Ускоряет процесс полимеризации ремонтного состава. В солнечные дни можно обойтись без неё — под лучами клей затвердеет за несколько часов.
  • Лезвие. Помогает удалить излишки состава с поверхности стекла.
  • Полироль для стекла. Помогает замаскировать место ремонта, придавая поверхности гладкость и блеск.
  • Полировальная губка.

Профессиональное оборудование для ремонта стёкол автомобиля стоит достаточно дорого: на покупку комплекта инструментов и расходников можно потратить около 30–50 тысяч рублей, что абсолютно нецелесообразно в случае самостоятельного разового ремонта. Значительно проще и дешевле воспользоваться готовым одноразовым набором для ремонта. Обычно в него входят обезжириватель, салфетки, упрощённые версии моста и инжектора, полимер, лезвие и светопроницаемая плёнка. Стоимость таких наборов — от 350 до 1500 рублей.

Где ремонтировать лобовое стекло

Перед тем как приступать к ремонтным работам, нужно выбрать подходящее для этого место. Вокруг должно быть светло, сухо и чисто. Хороший свет поможет правильно оценить степень повреждения и упростит контроль процесса, а вода и пыль могут свести на нет все усилия. Жидкость, попавшая в ремонтный участок, не позволит полимеру «сцепиться» со стеклом, а вкрапления пыли придётся наблюдать потом всё время эксплуатации — посторонние частицы очень заметны и убрать их не получится. Процедуру можно проводить на открытом воздухе, но при этом нужно следить за чистотой лобового стекла и беречь полимер от воздействия солнечных лучей, иначе он может начать затвердевать раньше времени.

Как подготовить стекло к ремонту

Правильная и тщательная подготовка к ремонту стекла — один из ключевых этапов всего процесса.

  • Смахните пыль сухой тряпкой.
  • Протрите поверхность обезжиривателем. Не используйте воду и мыльные растворы.
  • Осмотрите повреждение. Нужно точно определить его границы и убедиться, что промежуточный слой стекла не повреждён. Это можно проверить, поместив иглу в центр отверстия и посмотрев на её кончик с разных углов — он не должен визуально менять своего положения.
  • Скрайбером или иглой удалите из скола и трещин всю грязь и мелкие осколки стекла. Если отверстие слишком маленькое, его можно немного рассверлить дрелью.
  • Уделите отдельное внимание краям, они не должны осыпаться.
  • Если кромка скола легко отходит, аккуратно счистите её.
  • Удалите мелкие частицы стеклянной пыли обезжиривателем.
  • С помощью зеркала и фонарика проверьте, что все инородные частицы удалены. Полезно осматривать повреждение как снаружи, так и со стороны салона.
  • До начала работы лучше накрыть повреждение чистой салфеткой — так свежая грязь не попадёт внутрь.

Как отремонтировать скол на стекле

Внимательно прочитайте инструкцию, которая идёт в комплекте с набором для ремонта. Очерёдность сборки моста с инжектором, метод подачи клея и время его полимеризации могут сильно отличаться в зависимости от производителя. Для получения хорошего результата строго следуйте указаниям изготовителя.

  • Закрепите зеркало на внутренней стороне стекла прямо под повреждением. С помощью него легче контролировать весь процесс работы. Если специального зеркала нет, используйте складное, зафиксировав его на стекле малярным скотчем. Если подходящих зеркал не нашлось, можно обойтись и без них.
  • Установите мост на стекло. Отверстие для инжектора должно находиться строго над центром скола. Чаще всего одноразовые мосты состоят из клеящейся подложки (двусторонний скотч или присоски) и держателя инжектора (полый пластиковый конус или пластиковая планка с отверстием).
  • Установите инжектор на мост. Он может вкручиваться или просто вставляться в отверстие. Обычно такие инжекторы имеют форму шприца или маленькой ручной помпы. Сопло должно плотно прилегать к стеклу и обеспечивать герметичность.
  • Посмотрите на конструкцию со стороны салона или через зеркало. Убедитесь в том, что всё установлено ровно (носик инжектора расположен над центром скола).
  • Постелите под нижним краем моста салфетку. Если полимер начнёт вытекать, его не придётся оттирать со всего стекла.
  • Залейте полимер в инжектор. Если состав уже находится внутри, пропустите этот шаг.
  • Впрысните клей в повреждение под небольшим давлением и через пару секунд совершите возвратное движение поршнем или помпой. Оставьте инжектор в таком положении на 10–30 секунд. Это создаст над поверхностью полимера вакуум и поможет убрать пузырьки воздуха из повреждения.
  • Повторите процедуру несколько раз до полного выхода воздуха. Контролировать процесс можно с помощью зеркала или со стороны салона. Если пузырьки выходят медленно, немного нажмите на внутреннюю часть стекла.
  • Дайте составу стабилизироваться и выровняться.
  • Снимите мост с инжектором и накройте ремонтный участок плёнкой.
  • Шпателем или обратной стороной лезвия удалите пузырьки воздуха и добейтесь плотного прилегания плёнки к стеклу. В некоторые наборы светопропускающие пластины не входят. Их можно купить отдельно или можно высушить полимер не снимая инжектор.
  • Высушите состав УФ-лампой (6–10 минут при мощности 12 Вт) или оставьте на солнце на 0,5–3 часа (время зависит от используемого состава и глубины повреждения).
  • Снимите защитную плёнку.
  • Многие составы при высыхании дают усадку. Проверьте, не осталось ли на месте скола небольшой лунки. Если её нет, переходите к следующему шагу. 
  • Если в полимере образовался провал, заполните его каплей состава, снова накройте плёнкой и высушите. Воздух из небольших углублений легко вытесняется самим полимером.
  • Лезвием удалите излишки клея со стекла. Удобнее и эффективнее держать лезвие под прямым углом к поверхности.


  • Ремонтный участок бывает немного матовым. При желании его можно отполировать вручную специальной пастой.

Такой метод применяют для любых видов сколов. С особым вниманием нужно отнестись к «звёздочкам» — полимер обязательно должен проникнуть во все лучи. Если этого не произойдёт, от скола может начать распространяться трещина.

Как отремонтировать трещину на стекле

С трещиной ремонт будет немного сложнее. Нужно не только заделать имеющийся дефект, но и остановить его дальнейший рост.

  • Определите тип трещины (внешний или внутренний). Для этого проведите лезвием по стеклу — если оно зацепилось снаружи, трещина внешняя.
  • Просверлите небольшое углубление максимально близко к краю трещины (1–2 мм). Его глубина не должна превышать 1 мм! Контролируйте силу нажатия и время сверления. Рекомендуется давать стеклу и буру остывать через каждые 2–3 секунды. На стекло нельзя давить слишком сильно — это может спровоцировать увеличение имеющейся трещины или образование новой.
  • Иногда в процессе засверливания трещина начинает увеличиваться и выходит за пределы точки сверления. В таком случае нужно повторить процедуру, сместившись к новому концу повреждения.
  • Поместите в отверстие тупую иглу и несильно ударьте по ней, например, фонариком. Должен образоваться маленький круглый скол. Если не получилось, повторите попытку с той же силой удара. Если результата по-прежнему нет, можно просверлить отверстие немного глубже и повторить попытку. Ровные края полости, создаваемые таким способом, «консервируют» трещину и не дают ей «ползти» дальше.
  • Надавите на стекло изнутри, трещина должна «дойти» до сделанного отверстия. Вы можете услышать небольшой щелчок.
  • Удалите стеклянную пыль.
  • Для ремонта внешних трещин можно использовать мост с инжектором или просто «заливать» повреждение полимером сверху. С инжектором результат получится лучше, но клеевая основа для моста не подойдёт — он должен иметь возможность «ездить» по стеклу. Методика в обоих случаях совпадает, отличается только способ подачи полимера в трещину.
  • Нанесите состав на участок трещины в её начале (со стороны точки удара). Рекомендуется обрабатывать не больше 10 мм за раз.
  • Надавите на этот участок трещины с внутренней стороны стекла. Таким образом вы немного «раскроете» края повреждения и полимеру будет проще проникнуть внутрь.
  • Убедитесь, что полимер заполнил всю глубину участка (состав должен доходить до краёв и даже немного вытекать, а на дне не должны просматриваться воздушные карманы).
  • Накройте участок светопропускающей плёнкой. Это защитит его от попадания пыли и влаги на время, пока вы обрабатываете остальную трещину.
  • Выровняйте поверхность обратной стороной лезвия и уберите пузырьки воздуха.
  • Повторите процедуру на остальных участках трещины. Если вы пользуетесь мостом и инжектором, их нужно передвигать по мере заполнения повреждения.
  • Круглый скол заполняется в последнюю очередь. Это нужно делать только при помощи инжектора по технологии, описанной выше в разделе про удаление сколов. Иначе внутри останется воздушный карман.
  • Закройте «залитый» скол светопропускающей плёнкой и высушите весь ремонтный участок под солнечными лучами или УФ-лампой.
  • Снимите защитную плёнку и убедитесь в том, что на поверхности нет «кратеров». Если они обнаружились, заполните их вторым слоем клея, накройте плёнкой и высушите.
  • Удалите излишки клея и потёки со стекла лезвием.
  • При желании отполируйте стекло специальной полировальной пастой.

Если вы решили отказаться от готовых наборов и подобрать всё необходимое по отдельности, обратите внимание на разную консистенцию полимеров. Густые предназначены для ремонта сколов с большими воздушными карманами и чёткими границами. Более жидкие составы лучше подойдут для работы с узкими трещинами и мелкими повреждениями. На одном ремонтном участке можно использовать разные клеи, отличающиеся вязкостью.

Материал с одной и той же заявленной вязкостью ведёт себя по-разному при разных температурах из рабочего диапазона — чем теплее, тем более жидким будет клей.

Специализированные УФ-лампы могут стоить достаточно дорого. Вместо них можно использовать маникюрную УФ-лампу без днища. Она стоит в несколько раз дешевле, но генерирует такое же излучение. Её мощность должна быть более 12 Вт, а тип — исключительно УФ (без диодов).

Если вы решились на самостоятельный ремонт ветрового стекла, помните, что самое главное — терпение и аккуратность. Качественно выполненная работа значительно продлит срок службы и улучшит внешний вид лобового. Но важно понимать, что целиком скрыть повреждение невозможно. С какого-то ракурса оно всё равно будет заметно. Если вы к этому не готовы, лучше сразу заменить стекло.

1/2

Итак, совсем коротко

  • – Лобовое стекло может треснуть из-за попадания камня, перепады температуры, ДТП или вибраций.

  • – Нельзя ремонтировать повреждения, расположенные глубже наружного слоя ветрового стекла или перед глазами водителя. Старые, разветвлённые и длинные внутренние трещины обычно тоже не ремонтируют.

  • – При образовании скола или трещины нужно оперативно защитить место повреждения от попадания грязи и влаги. Для этого подойдёт скотч или пластырь.

  • – Для ремонта потребуется специальное оборудование. Можно купить его по отдельности или воспользоваться готовым одноразовым набором.

  • – Клей высыхает под прямыми солнечными лучами. Процесс можно ускорить с помощью УФ-лампы.

  • – Работать можно как в помещении, так и на улице, но важно позаботиться о чистоте вокруг. Во время обработки на полимер не должны попадать солнечные лучи.

  • – Перед ремонтом повреждение нужно тщательно очистить от грязи и осколков. Воду при этом использовать нельзя.

  • – Чтобы отремонтировать повреждение, нужно целиком заполнить его полимером и накрыть специальной плёнкой. После этого высушить состав и удалить излишки застывшего клея.

  • – При желании место ремонта можно отполировать специальной полиролью для стекла.

  • – После качественного ремонта структура повреждённого стекла практически восстановится, но сделать совсем незаметной трещину или скол невозможно.

Почитать ещё