Как правильно охлаждать салон автомобиля в жару

Как убрать царапины и сколы с кузова автомобиля

Учебник

АННА КРИВОРУЧКО

Комменты

Мы уже разбирали способы надолго сохранить лакокрасочное покрытие кузова. Но какой бы бережной ни была эксплуатация автомобиля, от царапин и сколов не застрахован никто. Что делать, если повреждения на кузове всё-таки появились, и стоит ли бежать к малярам из-за мелких царапин?

Чем опасны повреждения лакокрасочного покрытия кузова

Детали бывают пластиковыми, стальными или алюминиевыми. Повреждения краски на бампере или накладке из пластика портят только внешний вид и ничего больше. А вот сталь или алюминий при контакте с окружающей средой подвержены коррозии, поэтому требуют особенного внимания.

Ржавчина — один из злейших врагов автомобиля. Коррозия разрушает структуру металла, и он становится хрупким. Поэтому если оставить очаг коррозии без внимания, то железо со временем превратится в пыль — в прямом смысле этого слова. Алюминий разрушается медленнее, но рано или поздно коррозия способна «съесть» и его. Лако­красочное покрытие защищает кузов от воздействия внешней среды, поэтому общее его состояние и целостность — это залог долгой и беспроблемной жизни кузовных деталей.

Какими бывают повреждения ЛКП

Если повреждение затронуло металлическую деталь кузова, нужно правильно оценить масштаб бедствия. Лако­красочное покрытие современных автомобилей обычно состоит из трёх слоёв.

Грунтовка — «технический», подготовительный слой, который наносят непосред­ственно на металл кузова. Основное его предназ­начение — обеспечить хорошую адгезию (сцепление) остальных слоёв с металлической поверхностью.

Краска — вещество, состоящее из красящего пигмента и основы. От пигмента зависят цвет краски и её устойчивость к выгоранию под действием света. А основа определяет все остальные свойства краски – адгезию, твёрдость и пластичность покрытия, блеск окрашенной поверхности. Для улучшения свойств краски в неё могут добавлять лак — такие составы называют эмалями. Современные автомобиль­ные краски делаются на водной основе, наиболее технологичной и экологичной.

Лак — финишное защитное покрытие, которое не только придаёт дополни­тельный блеск кузову, но и защищает краску от внешних воздействий. Как правило, слой лака толще и твёрже, чем слой краски.

Все составляющие лакокрасочного покрытия могут наноситься в несколько слоёв с обязательной промежуточной просушкой каждого из них. Соответ­ственно, и повреждения ЛКП делятся на три типа, в зависимости от их глубины и серьёзности:

  • повреждение лака без ущерба другим слоям покрытия;
  • повреждение лака и краски без повреждения грунта;
  • повреждение ЛКП «до металла».

Как определить степень повреждения ЛКП

Чтобы понять, насколько серьёзные повреждения получило лакокрасочное покрытие кузова, потребуются хорошее освещение и чистый автомобиль. Осмотр надо проводить в светлое время, дополнительно вооружившись фонариком. Повреждения лака лучше видны на тёмных и ярких автомобилях: небольшие царапины и «паутинки» на верхнем слое ЛКП выделяются контрастным светлым оттенком. Но тактильно они практически незаметны — края повреждения не будут «острыми». Поэтому осматривайте кузов, меняя угол зрения, — повреждения могут быть заметны не сразу.

Из-за искажённого преломления света повреждение лака, особенно глубокое, несложно принять за нарушение слоя эмали. Есть простой способ проверки: намочите повреждение и посмотрите, видно ли царапину сквозь каплю воды. Если царапина явно прогляды­вается, то эмаль задета, а вот если дефект практически незаметен и под каплей вы наблюдаете родной цвет автомобиля, то повреждён только лак — и это хорошо!

Одновременное повреждение двух первых уровней покрытия — и лака, и краски, помимо выше­описанного способа, можно также определить тактильно. Проведите ногтем или пальцем перпен­дикулярно царапине — её края будут острыми, и вы их почувствуете. 

Визуально оценить степень дефектов бывает сложно: существуют грунтовки разных цветов, которые могут быть почти незаметны на фоне основной краски. Более того, при необходимости, грунтовки колеруются теми же пигментами, что и автоэмали. Поэтому заметить, что царапина дошла до нижнего слоя ЛКП, может быть непросто. Подсветите подозритель­ный участок кузова и посмотрите на цвет внутри дефекта. Также стоит уделить внимание торцам повреждения. Если слой эмали сколот, то его граница будет чётко видна.

Если же у автомобиля кузов загрунтован белым или серым цветом, то повреждения ЛКП обычно заметны даже невооружённым глазом.

Сквозные повреждения ЛКП — до металла — проще всего определить визуально. Когда видно хотя бы небольшое пятно характерного металлического оттенка (как правило — светло-серого, в цвет цинка, покрывающего железо), а на торце повреждения отчётливо прослеживаются слои и эмали, и грунта, то ЛКП необходимо ремонтировать. В первую очередь, для предотвращения коррозии металла.

Главное: как убрать царапины на лаке

Повреждения лака легко устранить без окраски — с помощью абразивной полировки кузовного элемента, которую часто называют восстано­вительной. При обработке полиролью слой лака равномерно снимается на глубину повреждения. В итоге получается пусть и истончённый, но абсолютно целый слой «глянца», который ничем не будет напоминать о прошлых повреждениях.

Восстановительная полировка проводится с использо­ванием полиро­вальной машины и абразивных составов разной степени «грубости». Перед тем, как приступить к обработке, не забудьте тщательно очистить деталь от загрязнений. Если пропустить этот этап, в полироль попадут частицы грязи, которые могут испортить покрытие ещё сильнее. Также нужно защитить бумажным скотчем сосед­ствующие с царапиной детали – например, фары или молдинги, чтобы не задеть их при полировке. 

Полировку можно выполнить самостоятельно, но для этого требуется некоторый опыт. Будет лучше, если вы сможете потрениро­ваться на не самой заметной детали кузова — например, нижней части бампера. И помните: перегрев лака из‑за слишком интенсивного натирания поверх­ности или неправильный подбор абразива может привести к помутнению, трещинам и даже сколам на покрытии.

Что делать, когда повреждены лак и краска

Если ущерб ЛКП ограничился лаком и эмалью, то металлу кузова по-прежнему ничего не угрожает. Заводские грунтовки хоть и наносятся тонким слоем (порядка 20 мкм), очень прочные. К тому же они содержат анти­коррозийные компоненты, которые надёжно защитят сам кузов.

Но если царапина мозолит глаз, то убрать такой дефект ЛКП можно, причём несколькими способами. Для маскировки небольших сколов и царапин лучше использовать восковый карандаш, подобранный в цвет кузова. Это самое бюджетное и простое решение, но и самое недолговечное. По составу такие карандаши соответ­ствуют названию — помимо воска в них входят только цветные пигменты и масла, поэтому на кузове такое покрытие держится не очень долго.

Закрашивание царапин рекомендуется производить при температуре кузова около 20 градусов. Перед обработкой карандашом поверх­ность необходимо вымыть, высушить и обезжирить. После этого дефект просто заштриховы­вается. Вязкая структура карандаша заполняет полость, образовав­шуюся при повреждении. После этого место ремонта необходимо вручную отполировать мягкой тканью, что сделает закрашенную поверхность гладкой. И даже если вы задели неповреждённый участок покрытия — ничего страшного. До полного высыхания удаляется обычной сухой салфеткой или тканью. Финишное покрытие для карандашей не преду­смотрено, поэтому даже после высыхания воска автомобиль лучше мыть как можно реже. В случае необходи­мости процедуру закрашивания можно повторить.

Альтернатива восковым карандашам — так называемые подкрашивающие наборы. Они могут состоять из готового комплекта эмали и лака или только из цветного покрытия — в этом случае лак рекомендуется докупить отдельно. Готовый «подкрас» можно приобрести в магазинах запчастей или автохимии, но подбирать его надо по заводскому коду цвета автомобиля. Некоторые продавцы могут заколеровать нужный цвет — это поможет точнее подобрать оттенок, ведь краска со временем выгорает на солнце.

Сочетание краски и лака хорошо маскирует повреждение и имеет длительный срок службы. Если повреждён совсем небольшой участок ЛКП — например, глубокая царапина в несколько сантиметров или небольшой скол, то для подготовки к ремонту надо лишь хорошенько вымыть, высушить и обезжирить фрагмент кузова. Если дефект масштабнее, то ремонтируемый участок необходимо очистить от загрязнений, аккуратно зашкурить острые края мелким абразивом до гладкого состояния и тщательно удалить остатки пыли. После этого необходимо повторно помыть деталь и обезжирить её. После полного высыхания поверх­ности тонким слоем наносится эмаль, после чего её необходимо высушить. Время просушки одного слоя обычно не превышает 15 минут (чем ниже температура окружающей среды, тем дольше будет сохнуть покрытие). В зависимости от глубины повреждений можно наносить до трёх тонких слоёв эмали. 

После того, как покрытие целиком закрасит грунт, можно переходить к нанесению 1–2 слоёв лака. Лак также следует наносить тонкими слоями с промежуточной сушкой. Не пытайтесь сэкономить время, положив на повреждённый участок один толстый слой краски, — покрытие может плохо просохнуть и со временем вздуется. Для достижения наилучшего результата место ремонта или деталь целиком можно отполировать, но только после полного высыхания покрытия. В случае, если эмаль или лак попали на неповреждённый участок ЛКП, их можно стереть либо сухой тряпкой до высыхания, либо тканью, слегка смоченной в растворителе. Только не забудьте потом удалить остатки растворителя с кузова!

Когда площадь повреждения велика, вместо жидкой эмали и кисточки или тампона можно использовать аэрозольные красители. Попасть в цвет будет сложнее, так как краска в баллончиках не колеруется. Но подобрать похожий оттенок можно. Обратите внимание, что тестировать баллончик лучше на том же материале, который вы будете окрашивать, — на других типах поверхности цвет может отличаться. Окраска аэрозолью также подразумевает нанесение слоёв красящей эмали и защитного слоя прозрачного лака.

Процесс покраски баллончиком требует сноровки и осторожности. Учитывая радиус распыления краски, необходимо защитить прилегающие к повреждённому участку поверхности — например, с помощью малярного скотча и бумаги или поли­этилена. Вместо трудоёмкой оклейки можно использовать трафареты — их покупают готовыми или делают само­стоятельно из листа плотной бумаги. При использовании трафарета стоит помнить о том, что его нужно держать на небольшом расстоянии от окраши­ваемой поверхности во избежание появления потёков и границ перехода. 

Если оперативно подобрать карандаш или «подкрас» не получается, то вместо них можно взять… обычный лак для ногтей, которым после такой же подготовки замазы­вается царапина. Он создаст эффективный, пусть и недолговечный барьер для влаги и даст дополни­тельное время на подбор нужного восстанав­ливающего состава.

Скол «до металла»: как правильно его устранить

Прежде всего необходимо убедиться, что на повреждённом участке не успела появиться коррозия. Ржавчину на стальных кузовных панелях выдаёт жёлтый или рыжеватый оттенок поверхности. Для проверки алюминиевых деталей, возможно, придётся вооружиться лупой. Алюминий склонен «ржаветь» при контакте с окружающей средой, но без явных цветовых маркеров. При коррозии алюминия нарушается структура материала, поверхность становится рыхлой и покрывается небольшими «кратерами». Обнаружив очаг коррозии, его нужно убрать — если покрасить дефект «поверх», процесс разрушения металла не остановится.

С коррозией стальных элементов можно бороться как с помощью обработки преобразова­телем ржавчины, так и с помощью обычной механической «зачистки» абразивом. Преобразо­ватель ржавчины — это жидкий, аэрозольный или геле­образный состав, который предварительно наносят на повреждённую поверх­ность. Он преобразует оксиды — по сути, результат коррозии — в нейтральную или защитную плёнку. Преобразо­ватели ржавчины делаются на основе кислот, поэтому при их использо­вании строго соблюдайте инструкцию, не забывайте о средствах индивиду­альной защиты и избегайте контакта химикатов с любыми участками кузова, кроме повреждённых. 

При подозрении на коррозию алюминиевого элемента поверхность лучше зачистить механическим способом.

Для обработки небольших сколов и царапин можно смело пользоваться методами, применимыми для повреждений, остановив­шихся на слое грунта. А вот для устранения более серьёзных дефектов ЛКП простым нанесением краски и лака уже не обойтись. После зачистки участка до металла придётся сначала покрыть его грунтом, чтобы тот обеспечил хорошую адгезию финишных покрытий. Автомобильная грунтовка может продаваться как в комплекте с эмалью и лаком, так и отдельно. После нанесения и просушки грунтовочного слоя все действия полностью аналогичны процессу подкраши­вания повреждённого «до грунта» ЛКП.

Важно понимать, что при повреждении слоя краски любой выше­описанный способ ремонта ЛКП не вернёт кузовному элементу первозданный вид. Повреждение просто станет менее заметным, и кузов получит защиту от контакта с окружающей средой. А сделать крыло или капот «как новые» способна только професси­ональная перекраска деталей.

Итак, совсем коротко

  • – Повреждения ЛКП можно разделить на три типа: поверхностные, задевшие только лак, более глубокие с повреждением слоя эмали и «сквозные», до металла.

  • – Если скол или царапина не достали до металла, то ремонт носит исключительно косметический характер. Повреждения лака устраняются полировкой, дефекты эмали придётся подкрашивать.

  • – При обширном повреждении «до металла» необходимо использовать не только краску и лак, но и грунтовку.

  • – В случае «сквозного» повреждения необходимо предварительно проверить кузов на наличие очагов коррозии и устранить их.

  • – Ремонт ЛКП не возвращает кузову первозданный вид — для этого придётся перекрашивать деталь целиком.

Почитать ещё