Команда Авто.ру
Старая машина в отцовском гараже или дедушкин мотоцикл могут стоить куда больше, чем за них готовы дать в пункте приёма металлолома. С определённого возраста любой транспорт в России можно признать раритетом или даже автомобильной классикой, а такие машины ценятся выше новых. Рассказываем, что дают эти статусы, помимо увеличения ценности автомобиля, и как их получить.
Зачем старой машине нужен статус раритета или классики
Если совсем коротко, для двух вещей. Во-первых, такой статус упрощает и удешевляет процедуру ввоза старого автомобиля в Россию из-за границы. А главное — делает законной его эксплуатацию на дорогах общего пользования.
Автомобили, как указано в ПДД, являются предметами повышенной опасности. С годами их конструкция устаревает, а требования закона в части их безопасности и экологичности регулярно ужесточаются. В итоге неизбежно наступает момент, когда транспортное средство в возрасте уже не способно им удовлетворять.
Ремни безопасности, зеркала заднего вида, подголовники кресел, нейтрализатор отработанных газов — все эти узлы, обязательные сегодня, в прошлые десятилетия таковыми не считались или вообще не существовали. Поэтому 40-летняя машина, даже полностью исправная, укомплектованная и безопасная по меркам своей эпохи, обычно не дотягивает до стандартов нашего времени.
Российское законодательство долгое время не учитывало этого факта. С одной стороны в техрегламенте «О безопасности колёсных транспортных средств» был пункт, который не распространял современные требования на машины старше 30 лет. С другой — регламенты ввоза автомобилей в страну, включающие требования к безопасности их конструкции и экологичности двигателя, были едиными, без скидок на возраст.
Лишь с 1 марта 2020 года вступил в силу ГОСТ Р 58686-2019 «Транспортные средства раритетные и классические», который устранил несоответствие и заметно упростил жизнь владельцев автостарины. Теперь можно ввезти из-за границы легковой автомобиль возрастом старше 30 лет по упрощённой схеме — надо только, чтобы специальная экспертиза признала их раритетами. И этот статус даёт серьёзные послабления.
- Владельцам раритетов не надо платить утилизационный сбор. Его платят все импортёры новых и подержанных автомобилей. Если речь о поставке партии машин, то расходы ложатся на официальное представительство автомобильной марки. За единичный экземпляр платит владелец. Но на раритеты это правило не распространяется.
- Не нужно подтверждать экологический класс автомобиля. А значит, во время последующих техосмотров несоответствие экотребованиям не станет поводом для отказа в выдаче диагностической карты.
- Не понадобится оценка безопасности. Если машина мелкосерийная или слишком старая, то может вообще не существовать документов, подтверждающих безопасность конструкции. Прежде владельцам приходилось либо получать документ, что такая проверка не нужна, либо проходить соответствующее исследование. Теперь раритету не нужно доказывать свою безопасность.
- Не требуется установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Для всех новых машин она обязательно устанавливается на заводе или при ввозе в страну. Но не для раритетов.
- Техосмотр раритетов проводится по более мягким требованиям. Согласно пункту 14 статьи 1 федерального закона №170-ФЗ, регламентирующему государственный техосмотр, диагностика раритета должна проводиться по тем стандартам, которые действовали на момент выпуска автомобиля. Специально для этого эксперты РАФ подготовили выдержки из документов, описывавших требования к машинам в России и СССР в прошлом, начиная с 1896 года.
Такая процедура, конечно, не очень удобна — и есть предложения её упростить, введя единые требования к состоянию раритетов, основанные на разделе 7 ГОСТа по классическим и раритетным автомобилям. Согласно ему, у машины просто должны быть исправны основные системы – тормоза, рулевое управление, колёса и шины, световые приборы и стёкла. Обязательно наличие аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя.
Какой транспорт считается раритетом
Раритетным могут признать любой легковой автомобиль, с момента производства которого прошло 30 лет или больше. Под это же определение подпадают мотоциклы, мотороллеры и даже прицепы того же возраста.
Грузовым и коммерческим автомобилям статус раритета положен не раньше чем через 50 лет со дня выпуска. Но для его получения такие грузовики и автобусы уже не должны использоваться для коммерческих перевозок.
При этом вне зависимости от вида транспорта обязательно ещё одно важное условие: три компонента должны быть сохранены полностью или восстановлены до состояния нового — кузов, двигатель и рама, если она предусмотрена конструкцией. При этом кузовные детали можно подвергать ремонту или замене, но только на такие же оригинальные. Остальные элементы машины разрешается менять.
Но только возраст и соответствующее состояние не делают транспортное средство автоматически раритетным. Чтобы получить этот статус, придётся пройти специальную процедуру, по результатам которой будет выдана идентификационная карта раритета.
Как получить статус раритета
Экспертизы, признающие машины раритетом, проводят как на базе Российской автомобильной федерации (РАФ), так и в исследовательских лабораториях и испытательных центрах, у которых есть аккредитация на проведение такой процедуры. Например, это можно сделать в НАМИ, специалисты которого входят в созданный недавно экспертный совет РАФ по автомобильной классике.
Идентификация в качестве раритета — это платная услуга. Но поскольку она добровольная, то государство не устанавливает на неё госпошлину, и единой ставки на такие работы нет. Каждый экспертный центр устанавливает свою стоимость.
Вот как это работает. Владелец подаёт в организацию заявление, в котором просит провести идентификацию ТС в качестве раритетного, после чего заключает договор на услугу. К заявлению и договору необходимо приложить копии всех документов на автомобиль и фото самой машины. Потребуются несколько изображений внешности, салона, фото деталей с ясно видными маркировкой и номерами. Если есть копия результатов осмотра машины, полученная при оформлении ПТС, то потребуется и она — это документ позволит существенно ускорить процесс, а иногда заключение делают прямо на его основе.
После изучения документов эксперт может осмотреть сам автомобиль или же провести осмотр дистанционно, например, по видеосвязи — это допустимо. Главное, чтобы была возможность сверить информацию в бумагах с данными на номерных деталях, подтвердить, что кузов, двигатель и рама оригинальные или восстановлены до исходного состояния.
Во время очного осмотра никакая разборка машины не производится, краску с кузова не отколупывают, и автомобилю не наносят никаких повреждений — проверяющий проводит только визуальное обследование.
После того, как эксперты подтвердят статус раритета, они оформят на машину идентификационную карту раритетного транспортного средства (РТС). С такой картой и оформленным ПТС машину можно свободно поставить на учёт и пользоваться ею как обычным автомобилем. О том, как совершать регистрационные действия, мы тоже рассказывали.
Чем классический автомобиль отличается от раритетного
К классическим транспортным средствам относят не все старые машины, а только те из них, которые имеют историческую ценность. А она зависит от того, насколько хорошо автомобиль сохранил свой первоначальный вид. Этот же фактор влияет на ценность конкретного экземпляра.
Долгое время в России не было чётких критериев, которые позволяли бы признать машину «классикой». Для иностранных моделей энтузиасты пользовались классификациями FIVA (Международной организации старинных транспортных средств), которые ранжируют автомобили по возрасту, степени аутентичности и редкости модели. Машины в возрасте 20–29 лет относят к категории «янгтаймеров» (youngtimer vehicle), на которых предлагается ездить каждый день. Всё, что старше, — «исторические автомобили» (historical vehicle), для которых главное — это аутентичное состояние. Соответственно, эксплуатируют их по минимуму, обычно ограничиваясь выездами на смотры и выставки.
В случае с отечественными автомобилями историческая ценность долго определялась на усмотрение самих владельцев или субъективное мнение знатоков. Однако с принятием вышеупомянутого ГОСТа Р 58686-2019 порядка в ранжировании автомобильного антиквариата стало больше. Он ввёл новую процедуру – историко-техническую экспертизу. Её проводят специалисты, подтвердившие свои знания и компетенции в области классических автомобилей и получившие аккредитацию. Их данные есть на сайте Российской автомобильной федерации. Эксперты оценивают состояние исторического автомобиля по чётко определённой таблице критериев.
Какой автомобиль может получить статус классического
Процедура, которая признаёт раритет «классикой», сложнее. Первым этапом эксперты подтверждают марку, модель и модификацию машины, устанавливают возраст и относят её к одной из трёх возрастных групп:
- машины, выпущенные до 1946 года;
- выпускавшиеся с 1946 по 1969 год;
- те, что производились с 1970 года и позже.
Дальше специалисты определяют степень аутентичности проверяемого экземпляра. Любая модернизация или необоснованное изменение — недостаток для классического автомобиля. Поэтому за переделку или серьёзное вмешательство в конструкцию начисляют штрафные баллы. Если их окажется больше 99, получить статус классического у автомобиля не выйдет.
Есть и вовсе запрещённые отклонения. Вроде кузовных деталей из современных материалов на довоенных машинах. А для тех, что были выпущены после 1970 года, недопустима установка рамы другого производителя, даже если она идентична оригинальной.
Весомость одного и того же несоответствия оригиналу будет отличаться для автомобилей, выпущенных в разные периоды. Чем старше автомобиль, тем меньше штрафных баллов он может получить за некоторые виды модернизации. Например, замена кузовных деталей на неоригинальные из другого материала, но выпущенные в исторический период использования машины (20 лет с года окончания серийного производства модели) принесёт довоенным машинам 1 штрафной балл, а тем, что вышли после 1970 года, — уже 10 баллов.
Есть различия в системе начисления баллов и в зависимости от категории машины – легковая она, грузовик или автобус. Причём бывают и совсем сложные случаи, например, безрамные пикапы, сконструированные на базе легковых моделей. Тогда переднюю часть автомобиля будут изучать на соответствие конструкции автомобиля-донора (по «легковым» критериям), а заднюю оценивать в баллах, определённых для грузовиков.
В таких экспертизах стандартное исследование также не предусматривает разборки автомобиля, а эксперт пользуется инструментами и средствами, которые не могут повредить ЛКП. Хотя по настоянию владельца он может удалить краску, чтобы выявить закрашенный номер или другую маркировку на агрегате. Те рутинные манипуляции с машиной, которые по незнанию можно выполнить неправильно и повредить ей, должен сделать сам владелец.
На всех этапах проходит обязательная фотосъёмка. Все сделанные фото внешнего вида, маркировки агрегатов, подкапотного пространства, салона, органов управления обязательно прикладывают к заключению. Каждое фото должно сопровождаться комментарием эксперта.
В самом документе отмечают все нюансы конструкции машины. Заключение распечатывают, и эксперт подписывает каждую его страницу. Затем все они сшиваются и скрепляются специальной печатью. По желанию владельца эксперт может составить отдельный документ с рекомендациями, как реставрировать машину, чтобы повысить аутентичность и историческую ценность экземпляра.
Также на основе заключения оформляют паспорт классического ТС на специальном бланке, защищённом от подделки. Он действует пять лет, после чего процедуру придётся проходить заново.
Паспорт классического транспортного средства – не замена обычного ПТС, а дополнение к нему. С паспортом КТС на автомобиль можно при желании получить специальные регистрационные знаки для классических машин — с буквой К. Впрочем, это не обязательно: ездить можно и с обычным номерным знаком.
Итак, совсем коротко
-
– Если легковой машине более 30 лет, а грузовой — более 50, её могут признать раритетом и вручить соответствующую идентификационную карту.
-
– Владелец получит этот документ после того, как добровольно и за свои деньги отправит машину на специальную процедуру.
-
– Если пройти её при ввозе в Россию, то можно избежать некоторых затратных манипуляций, обязательных при ввозе легковой машины. Например, не нужно устанавливать оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС», платить утилизационный сбор и подтверждать экокласс. Также не придётся доказывать, что машина соответствует требованиям безопасности.
-
– На техосмотре для всех раритетов обещают более мягкие условия.
-
– Также владелец раритета может установить историческую ценность автомобиля — в ходе историко-технической экспертизы.
-
– Проводят такую экспертизу могут только подготовленные и аттестованные специалисты, которые подтвердили, что разбираются в машинах определенной марки и периода выпуска.
-
– В ходе экспертизы специалист изучит машину, подтвердит её марку и модель. Затем исследует, насколько хорошо она сохранила свой первоначальный вид. Если нарекания будут в рамках установленного минимума, владелец получит на машину паспорт классического транспортного средства.
-
– Документ действителен в течение 5 лет и даёт возможность получить номера для автоклассики — с буквой «К». Впрочем, номерные знаки можно и не менять. Со временем планируется, что у «классиков» могут появиться специальные налоговые ставки и особые условия страхования.